научная статья по теме ИСЛАМИСТСКИЙ ВЫЗОВ В СТРАНАХ МАГРИБА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМИСТСКИЙ ВЫЗОВ В СТРАНАХ МАГРИБА»

ИСЛАМИЗАЦИЯ, ИСЛАМИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ

ИСЛАМИСТСКИЙ ВЫЗОВ В СТРАНАХ МАГРИБА

Ключевые слова: Магриб, исламизм, политический кризис

Исламистские движения и их экстремистское направление - радикальный исламизм или джихадизм (от араб. джихад - священная война) продолжают оставаться наиболее значительным феноменом ХХ! в. во многих мусульманских странах. Мы рассмотрим проявления исламизма в трех странах Северной Африки - Алжире, Тунисе и Марокко.

ПРИЧИНЫ ПОДЪЕМА ИСЛАМИЗМА В МАГРИБЕ

Распространение и подъем фундаменталистской идеологии в арабо-мусульманском мире и в Магрибе, в частности, обусловлены как внутренними, специфическими для каждой страны, так и внешними факторами. Тем не менее, общим явлением, характерным для внутренней ситуации в Алжире, Тунисе и Марокко в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в., стало обострение социально-экономических проблем. В Алжире и Тунисе это происходило на фоне политического кризиса.

Что касается внешних факторов, то они во многом связаны со следующими важными событиями последней четверти ХХ в. Первое - исламская революция в Иране (1978-1979 гг.), свергнувшая шахский режим, пытавшийся осуществить вестернизацию

Б.В. ДОЛГОВ

Кандидат исторических наук

Ирана. Иранская исламская революция явилась своеобразным импульсом для распространения и экспансии исламистских концепций в мусульманском мире. В то же время она имела определенно ограниченный характер в силу своей шиитской догматики, отличающейся в известной мере от суннитского «исламского проекта». Второе - гражданская война в Афганистане (1979 - 1992 гг.), привлекшая тысячи мусульман со всего исламского мира, в том числе из стран Магриба, в ряды моджахедов (борцов за веру), воевавших против афганского правительства, стремившегося реализовать в Афганистане социалистическую идею, и поддерживавших его советских войск.

В тот период, характеризовавшийся глобальным противостоянием двух сверхдержав и соответственно двух военно-политических блоков, существенную роль в становлении радикального крыла исламистского движения сыграли также США и Саудовская Аравия. США, стремясь ослабить своего главного стратегического противника - СССР, оказывали всевозможную поддержку исламистским организациям, направлявшим наемников для борьбы с афганским правительством. Впоследствии афганские моджахеды (арабы и выходцы из других мусульманских стран) составили

ядро многих радикальных исламистских группировок как в арабских странах, в т.ч. в Магри-бе, так и в «горячих точках» по всему миру. В то же время развал советского блока и крах социалистической доктрины, явившиеся наиболее важными событиями конца ХХ в., косвенным образом также стали факторами, способствовавшими распространению исламистской идеологии. Речь идет о том, что в результате коллапса «социалистического лагеря» на рубеже 80-х - 90-х гг. ХХ в. произошел отказ ряда арабских стран, в т.ч. Алжира, от ранее провозглашавшейся ими идеологии национализма с элементами социализма (социалистическая ориентация). В результате, образовавшийся своеобразный идеологический вакуум стал заполняться различными исламистскими концепциями, отражавшими в том числе социальный протест неимущих слоев населения, т.к. многие арабские страны переживали в этот период социально-экономический кризис.

ИСЛАМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АЛЖИРЕ

На волне масштабной демократизации общественно-политической жизни, проходившей в условиях системного кризиса, в Алжире в начале 1990-х гг. сфор-

мировался «Исламский фронт спасения» (ИФС). Это было самое массовое в арабском мире в тот период исламистское движение и наиболее влиятельная политическая сила в Алжире. В рядах ИФС, по заявлениям его лидеров, в то время насчитывалось до 3 млн членов1. На первых альтернативных парламентских выборах в 1992 г. за ИФС проголосовало около 50% избирателей. Вмешательство армии, традиционно занимавшей доминирующее положение в жизни алжирского общества, предотвратило легитимный приход к власти исламистов. Это, в свою очередь, привело к радикализации исламистского движения, экстремистские силы которого развязали многолетнее вооруженное противостояние с властями. В своей активной форме оно продолжалось с 1992 по 1999 гг., в течение которых погибли примерно 150 тыс. алжирцев.

Страна стала одним из очагов радикального исламизма, борьба с которым продолжается до сих пор. Тем не менее, руководство Алжира во главе с президентом Абдель Азизом Бутефликой сумело, с одной стороны, в основном подавить радикальный исламизм, а с другой - инициировать процесс восстановления гражданского согласия.

В 1999 г. был принят закон, согласно которому под амнистию попадали исламисты, добровольно прекратившие вооруженную борьбу. В 2005 г. на общенациональном референдуме была одобрена «Хартия за мир и национальное примирение». Она также имела целью дать возможность вернуться к мирной жизни тем алжирцам, кто был вовлечен в экстремистские группировки.

Важным событием в Алжире стали президентские выборы, состоявшиеся 9 апреля 2009 г. Как и ожидалось, А.Бутефлика одержал убедительную победу, завоевав 90,24% голосов избирателей2, и в третий раз был избран прези-

дентом Алжира3. В то же время часть достаточно влиятельных светских оппозиционных партий, а именно, Фронт социалистических сил (ФСС) и Объединение за культуру и демократию (ОКД) бойкотировали президентские выборы. Представители оппозиции - руководитель ОКД Саид Саади и бывший генеральный секретарь Фронта национального освобождения (ФНО) Абд Аль-Хамид Мехри заявляли, что «в Алжире не существует подлинного политического плюрализма, а есть лишь «фасадная многопартийность»4.

При создании перспективных программ дальнейшего социально-экономического развития страны алжирское руководство учитывает недавний исторический опыт «черного десятилетия» (так в Алжире называют период вооруженного противостояния исламистских группировок с властями в 1990-е гг.). Уделяется внимание как социальным вопросам, так и политике по отношению к той части населения, которая считает сохранение мусульманских исторических традиций и «исламских ценностей» непременным условием дальнейшего успешного развития алжирского общества. В ходе реализации правительственной программы развития на 2004-2009 гг., как заявил премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья, к 2009 г. завершено строительство около 1 млн единиц жилья и создано почти 3 млн новых рабочих мест5. В то же время власти не забывают подчеркивать, что «алжирский народ, внесший огромный вклад в развитие и распространение ислама, и впредь будет прилагать все усилия для сохранения и дальнейшего процветания великой арабо-мусуль-манской цивилизации»6.

Необходимо признать, что в последние годы, хотя острота социально-экономических проблем существенно ослабла, искоренить их так и не удалось. Это касается, прежде всего, безработицы, несмотря на существенное сниже-

ние ее уровня с 29% в 1999 г. до 11,8% в 2007 г. Эта цифра в среднем по Алжиру, но есть регионы, где она выше, особенно среди молодежи (до 50%), что провоцирует эмиграцию молодых людей в страны ЕС, в т.ч. и нелегальную.

Социально-экономические проблемы наряду с продолжающимся расслоением общества стали основной причиной антиправительственных демонстраций, прошедших в крупнейших городах Алжира весной и летом 2008 г., в которых в основном участвовала безработная молодежь. В результате мирового финансово-экономического кризиса произошло определенное сокращение производства, в т.ч. в нефтяном секторе и, соответственно, увеличение числа безработных. Тем не менее, министр финансов Алжира заявил, что «влияние кризиса сказывается на снижении спроса и цен на сырую нефть, что влечет за собой сокращение поступлений в госбюджет. В то же время благодаря созданным стабилизационным механизмам (в частности, специальному Фонду регулирования) Алжир не будет испытывать каких-либо трудностей при финансировании плана социально-экономического развития на 2009-2014 гг.»7 Данный план предусматривает, в частности, создание более 400 тыс. новых рабочих мест.

УМЕРЕННЫЙ ИСЛАМИЗМ В АЛЖИРЕ

Умеренное крыло исламистов достаточно полно представлено в алжирском парламенте - Национальной народной ассамблее (ННА) - тремя политическими партиями. Причем они не составляют единого парламентского блока. Две из них - Движение общества за мир (ДОМ), руководимое Бугеррой Солтани, и Нахда, во главе которой стоит Ляхбиб Адами, входят в президентскую коалицию и полностью поддерживают президентский курс. Более того, партия ДОМ, обладаю-

щая достаточным политическим весом (на парламентских выборах 2007 г. она получила 52 депутатских места из 389), наряду с партиями власти Национально-демократическое объединение (НДО) и ФНО составляют основу президентской коалиции в ННА. В результате внутреннего кризиса в 2009 г. часть влиятельных членов ДОМ, включая 10 депутатов парламента во главе с Аб-дель Маджидом Менасра, вышли из ее состава. Они создали свою собственную партию - Движение за проповедь и изменение8.

Третья исламистская партия, представленная в ННА, - Движение за национальную реформу (ДНР) - состоит в оппозиции официальному курсу. Оно выступает против правительственной программы широкомасштабной приватизации и ратует за «исламскую социальную справедливость». ДНР, считающееся наиболее многочисленной и влиятельной умеренной исламистской партией, в последнее время утрачивает доверие у избирателей. На парламентских выборах 2007 г. партия получила всего 3 депутатских места (в прошлом составе парламента у ДНР было 43 места).

На политическую сцену Алжира вновь пытаются выйти бывшие члены руководства Исламского фронта спасения. Они, в частности, добиваются отмены судебного решения о роспуске ИФС, принятого в 1992 г. Бывшие лидеры ИФС Аббаси Мада-ни и Али Бенхадж даже объявляют о своей готовности работать совместно с властями для возрождения Алжира. В свою очередь, Мадани Мезраг, бывший эмир Исламской армии спасения (ИАС)9, проводивший посреднические переговоры с действующими боевиками, объявил, что не пожалеет усилий, чтобы «вернуть наших обманутых алжирских братьев к мирной жизни». Воспользовавшиеся амнистией из

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком