научная статья по теме ИСЛАМСКИЙ МИР В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА Философия

Текст научной статьи на тему «ИСЛАМСКИЙ МИР В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА»

Исламский мир в поисках справедливости в условиях мирового кризиса капитализма*

Г.Ш. АИТОВА

В странах и сообществах мусульманского мира под влиянием процессов глобализации идут активные поиски новых требований и смыслов справедливости. Такие поиски протекают в контексте социальных и религиозных противоречий, существующих в исламском социуме, а также в контексте противоборства общественно-политических течений и социальных движений, поднявшихся в мире ислама на волне "арабского пробуждения" в 2011-2012 гг. Автор приходит к выводу, что мусульманский мир, как и другие субъекты международного сообщества, включается в глобальные процессы выработки новой повестки дня, основанной на справедливости.

In the countries and societies of Islam world, there is a growth of public and intellectual discussions about new senses ofjustice taking into account of globalization process. Such search is taking place within the contradictions between existing dominant in the Islam world political currents and social movements that have arisen as a result of the "Arab awakening" in the 2011-2012s. The author concludes that the Muslim world has been joining to the global process of the elaboration of a new agenda based on the demands of justice.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: глобализация, исламский мир, справедливость, капитализм, диалог культур и цивилизаций, исламская экономика, политический ислам, "арабское пробуждение".

KEY WORDS: globalization, Islam world, justice, capitalism, dialogue of cultures and civilizations, Islamic economy, political Islam, "Arab awakening".

Социально-экономическая и политическая неоднородность стран, относящихся к мусульманскому Востоку, ставит перед нами вопрос о том, возможно ли вообще говорить о неком едином процессе переосмысления справедливости как целостной идеи развития для всех мусульманских народов. Безусловно, всех их роднит не только принадлежность

* Статья написана при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук № МК-3547.2014.6. The Grant of the President of the Russian Federation for the state support of young Russian researchers-doctors № МК-3547.2014.6.

© Аитова Г.Ш. 2015 г.

к исламу, но и некая общность мировосприятия, и всё же в современных условиях многообразие в исламском мире лишь нарастает - из-за неравномерного экономического развития стран, а также из-за различий в политических стратегиях элит. Течения либерального толка на исламском Востоке, политический ислам и консервативные режимы авторитарных государств пытаются сформулировать и реализовать на практике различные понимания справедливого общества и разные отношения к глобальному миру. На взгляд автора, выявление противоречий между ними позволит приблизиться к ответу на вопрос, какова специфика нового осмысления требований справедливости в мусульманском мире.

Если говорить об особенностях исламского понимания справедливости в целом, то она воспринимается как бытийная упорядоченность и устроенность, как баланс противоположностей. Справедливость гарантируется тесной взаимосвязью двух сторон, когда ни одна из них не оказывает негативного воздействия на другую, а наоборот, они взаимно уравновешивают друг друга. В этом взаимодействии каждый из партнеров представляет другому возможность самовыражения. Как замечает А.В. Смирнов, исламская концепция справедливости не фокусируется на проблеме уравнивания шансов или максимизации выгод отдельного индивида, которые, в сущности, ведут к столкновению интересов и противоречиям с другими [Смирнов 1998, 290-293]. Напротив, в понимании мусульманских мыслителей, справедливость может быть приравнена к гармонии; она призвана уравновешивать жизнь людей до тех пор, пока не будет нарушена неправомерными делами.

Мусульманские страны, прошедшие в XX в. путь освобождения от колониальной зависимости и реализации тех или иных проектов модернизации по западному образцу, превратились в пространство нестабильности, борьбы за влияние между ведущими глобальными игроками, в особенности - в регионе Ближнего и Среднего Востока. Исламские страны не могут не ощущать всей полноты несправедливости, отсутствия баланса между внутренним развитием и внешним давлением. С одной стороны, общество в исламских странах осознает необходимость сопротивления силам порабощения в лице не только стран Запада, но и собственных авторитарных режимов. С другой стороны, растущее социальное неравенство, бедность, массовая безработица среди молодежи способствуют распространению экстремистских идеологий, нацеленных на создание исламского государства (халифата), где справедливость и мусульманское право стали бы фундаментальными принципами жизнеустройства. По сути социальный протест трансформируется в требования религиозного характера, в поиски божественной справедливости. В этом смысле можно даже говорить о глобализации исламизма как о противовесе глобализации Запада, когда, по словам Р. Ланды, "не политический ислам адаптируется к глобализации, а скорее, глобализация отвоевывает у него еще не контролируемые им местности и группы населения" [Ланда 2011, 31].

Между тем, социальное неравенство в большинстве исламских стран, как и сложность интеграции мусульманских сообществ в Европе и Америке не исчезают, а напротив, обрастают всё новыми слоями недовольства. При этом мусульманские сообщества сталкиваются с несправедливостью в виде манипулирования общественным сознанием, когда СМИ ассоциируют ислам с вечной отсталостью и политическим деспотизмом, а в последнее время и с терроризмом. Одним словом, социально-экономическая несправедливость дополняется несправедливостью превратных представлений о мире мусульманства, которые не могут не оскорблять чувства людей, соотносящих себя с исламской религией и культурой.

Либеральные политические течения в мусульманских странах пытаются выработать инициативы, которые свидетельствовали бы об их готовности к поиску моделей равноправного участия в глобализации ради собственного развития. К числу таких инициатив можно отнести "Диалог цивилизаций", предложенный в конце 1990-х гг. иранским президентом Сеидом Мохаммадом Хатами, и во многом противоположный ему проект "Примирения цивилизаций" премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто.

Эти инициативы направлены на встраивание мусульманских обществ в процессы именно капиталистической глобализации. В исламском мире одну из самых активных позиций в разработке проектов такой интеграции занимает Исламская Республика Иран -

2 Вопросы философии, № 1

33

единственное государство с теократическим режимом, которое в последнее время движется в сторону развития культуры, технологий, модернизации экономики [Марков 2002, 121]. В программных выступлениях на сессиях Организации Исламской Конференции, а также Генеральной Ассамблеи ООН Хатами говорил о необходимости переосмысления как человечеством в целом, так и исламскими странами всей парадигмы международных отношений [Хатами 2000]. В первую очередь такая необходимость диктуется возросшим давлением на всю систему социальных отношений навязчивой погони за экономическими выгодами и ростом вооружений.

Во-первых, иранский лидер изначально указал на насущную потребность для каждой цивилизации развивать в себе способности к интеграции, к восприятию достижений других культур. Диалог культур и цивилизаций осуществим во многом через активный взаимообмен между мыслителями, учеными, художниками и другими представителями интеллектуальных сообществ. Во-вторых, идея диалога культур включает в себя осознание того, что сегодня человечество находится в ситуации рождения глобальной культуры. Глобальная культура - это не конструкт, который отрывается от особенностей и требований национальных культур, а взаимодействие между народами, основанное на осознаваемой ими общности их исторического развития. Пересекаясь, культуры вбирают элементы друг друга, образуют всеобщий пласт человеческой цивилизации. Основываясь на парадигме диалога культур, человечество должно искать пути к более справедливому и равноправному миру.

Подчеркивая, что исламские общества "страдают от язв современности", ставших результатом многовековой пассивности и отсталости, Хатами не считает такое состояние фатальным для мира ислама. Поэтому ценность парадигмы диалога культур состоит в том, что в ней заявлена сама идея интеграции между культурами, которая в первую очередь рассматривается в качестве прикладной стратегии именно для мусульманского мира с целью его участия в глобальных процессах.

Иную точку зрения на взаимоотношения между исламским миром и другими цивилизациями, в особенности с западной цивилизацией, предлагала Бхутто. Свою концепцию примирения цивилизаций она развивала в противовес теории столкновения цивилизаций С. Хантингтона. На наш взгляд, стремясь разработать новую стратегию взаимодействия мусульманских стран с Западом, Бхутто не учитывала многих исторических фактов. В работе "Примирение: ислам, демократия и Запад" она стремилась опровергнуть выводы Хантингтона, что конфликты между цивилизациями неизбежны, а взаимопонимание недостижимо. Бхутто выдвигала ряд рекомендаций в адрес Запада, осуществление которых стало бы своего рода "новым планом Маршалла" по отношению к мусульманским странам. Государства ислама смогли бы изменить свое отрицательное восприятие западных стран, если бы последние предоставили им программы экономической, финансовой, гуманитарной и социальной помощи, тем самым устранив причину конфликтов - социально-экономическую пропасть между исламским миром и Западом. Кроме того, "Запад должен признать негативные последствия колониализма и поддержку диктатуры во время холодной войны. Запад, особенно США, должен быть готов пересмотреть свою позицию в так называемой всемирной войне с террором, которую многие мусульмане воспринимают как всемирную войну с исламом" [Бхутто 2008, 78].

В условиях жесткого разделения мира на "золотой миллиард" и остальные страны идея, что различные виды помощи способны переломить существующее глобальное разделение труда и неравенство, едва ли реалисти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком