научная статья по теме ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

Батчаева Н.А., кандидат педагогических наук, педагог-психолог Московского государственного института музыки им. А. Шнитке

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

В современных социально-культурных условиях российская школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития науки, культуры, искусства, выработки у подрастающего поколения нравственных ценностей.

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Культура, по мнению М.С. Кагана, особый механизм наследования приобретенных человечеством в филогенезе специфических потребностей и способностей, необходимых ему для выживания. В процессе образования происходит формирование культурных потребностей и способностей человека. Ведь слово «учиться» буквально означает «учить себя». Одна из особенностей культуры состоит в том, что, обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор.

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Представляет научный интерес воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их новому поколению в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития общества в целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике особенно усилилось внимание к культуре как фактору социального развития.

Значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное образование и направляющей развитие внутреннего мира личности отмечают Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева, А.В. Запорожец, В.П. Зиченко и другие ученые.

Готовность к творческому решению педагогических задач - целостное проявление всех сторон личности преподавателя. Вопросы общепедагогической подготовки как показателя профессионализма педагога рассматривают в своих исследованиях ученые-педагоги (О. А. Абдуллина, А.А. Дергач, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.).

Общепедагогическая готовность есть результат общепедагогической подготовки студентов в процессе обучения. Успешное освоение учебных программ необязательно ведет к формированию целостной деятельности. С позиций деятельностного подхода качество образования определяется не мерой освоения студентом знаний, умений и навыков, а тем, в какой мере у него сформированы соответствующие виды деятельности.

Функциональные исследования по вопросу общепедагогической подготовленности студентов представлены в работах В.А. Сластенина, который к существенным показателям готовности относит коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу, психологическое состояние. Автор пишет о готовности как определенном психическом состоянии, включающем также эмоционально-волевую устойчивость, которая обеспечивает выдержку и такт; мышление, то есть такое мышление, которое позволяет проникнуть в причинно-следственные связи, проанализировать свою деятельность, искать научно обоснованное пояснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы; психологическую наблюдательность, способность идентификации себя с другими, динамические качества личности, такие как энергия, инициативность. Содержательная сторона этого сложного личностного образо-

вания должна определяться требованиями, которые ставятся перед современным специалистом с учетом социально-экономических реалий общественного развития и развития образования. Можно определить готовность как результат подготовленности молодого специалиста к выполнению своих профессиональных функций. К этому аспекту подготовленности относится психологическая, теоретическая и практическая готовность, мировоззренческий аспект и общая культура, профессиональная направленность личности студента.

Роль культуры, как источника гуманности и творческого развития личности, соответствует традициям отечественной и зарубежной философской и педагогической мысли (Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Н.К. Рерих, Д.С. Лихачев и др.). Среди культурных ценностей искусство всегда привлекало внимание прогрессивной педагогики. Это объясняется огромными воспитательными возможностями прекрасного. Художественное творчество содействует нравственному совершенствованию, удовлетворяет потребности личности в самовыражении. Б.Н. Неменский отмечает, что в современных условиях только развитие творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира служит надежным гарантом адаптации человека в современной жизни. Значит, феномен художественной культуры в вузе должен рассматриваться как вид человеческой деятельности, формирующийся на основе обращения к разным видам искусств и направленностью процесса обучения на использование полученных знаний в профессиональной деятельности.

Обращение в образовательном процессе к искусству не случайно, ибо именно оно обладает огромной преобразующей силой и рассматривается как универсальная форма фиксации, хранения и передачи, прежде всего, духовного наследия человечества. Воздействуя на чувства и мысли человека, искусство совершенствует все способности, в том числе и способность к творческой деятельности. Обучение через искусство обеспечивает творческое развитие и духовное обогащение личности.

С античных времен на искусство, как универсальную форму духовного обогащения личности, обращали внимание многие поколения философов. Ценные результаты эстетико-художественной рефлексии представлены и в последующих работах деятелей науки и искусства эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени. В XX веке отечественные авторы, занимающиеся проблемами художественного образования, видели решение многих социальных проблем в духовном переустройстве отдельной личности и общества в целом благодаря эстетическому и художественному воспитанию и образованию.

Однако конец прошлого века и начало нынешнего характеризуется многими исследователями как активный период формирования зрелищных, массовых жанров развлекательного типа, праздничных массовок. Меняется роль и функции музыкального искусства. Музыка начинает восприниматься по новому: как шум, как материал для фонотеки, как предмет развлечения, теоретических и идеологических спекуляций. Меняется расстановка и функции участников музыкальной коммуникации - композитора, исполнителя, слушателя, критика, педагога, чему способствуют новые формы распространения музыки: радио, звукозапись, телевидение и т.д. Все более и более в сознании массового слушателя музыка выполняет в большей мере рекреационно-развлекательную, нежели духовно-эстетическую, формирующую роль. При этом стремительно утрачиваются социальные функции музыкального искусства: познавательная, ценностно-ориентировочная, созидательная, коммуникативная, преобразовательная, просветительская, воспитательная. Приобщение к музыкальному искусству развлекательного типа на современном этапе развития общества приобретает массовый характер в ущерб искусству классическому. Частичная утрата музыкальным искусством своей главной социальной роли по формированию человека ставит перед педагогикой музыкального образования новые проблемы, разработки новых подходов к содержанию музыкального образования в целях повышения его конкурентной способности в условиях современного развития общества.

В обществе всегда происходит противодействие двух тенденций: тенденции к инновациям и тенденции к консервации. Здесь встает важная проблема, связанная с проблемой формирования способности к творчеству - формирование автономной творческой личности. Наличие двух противоположных общественных тенденций создает необходимость самоопределения и выбора каждым человеком самостоятельно.

Учитель-образец для учащихся воспитанников. Именно он и должен быть носителем культуры, просвещенным в области искусства, музыкального искусства. В связи с этим важным аспектом формирования и развития общепедагогической готовности к педагогической деятельности является всестороннее гармоничное развитие студентов - будущих преподавателей, поскольку от них напрямую зависит всестороннее гармоническое развитие учащихся -нового поколения.

Практика автора по ведению курсов общепедагогической подготовки студентов средних и высших учебных заведениях, как в педагогическом, так и в профессиональном музыкальном образовании, позволила исследовать культурно-просветительский компонент и его влияние на уровень готовности педагога к профессиональной деятельности.

При проведении курса «Развитие общепедагогической готовности студентов к профессиональной деятельности сурдопедагогов», включающего ознакомление с одним из направлений музыкального искусства - пением, у студентов появился интерес к изучению вокального искусства. Что привело к разработке автором методического пособия дополнительного курса «Основы вокально-хорового исполнительства». Методическое пособие включает в себя круг вопросов, определяющих «что» необходимо не получающему профессионального музыкального образования специалисту в комплексе знаний по основам вокально-хорового исполнительства.

Воспитание детей и молодежи с помощью ценностей культуры и искусства предполагает наличие высококвалифицированных специалистов, способных не только обучать, но и воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к культурным традициям, пониманию ценности прекрасного, любви к высоким достоянием отечественной культуры.

Ныне вся педагогическая система в целом и преподавание основных профилирующих лекционных курсов вступают в новую полосу. А именно - поиска инновационных подходов. Это вызывает необходимость расширить музыкально-эстетические направления в подготовке педагогов школьного образовательного комплекса к будущей профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей современного образования является развитие творческой активности

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком