научная статья по теме Исследование проблем этнократии и этноэтатизма в отечественной политологии Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему «Исследование проблем этнократии и этноэтатизма в отечественной политологии»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Евгения Николаевна Жученко

кандидат политических наук Северо-Кавказская академия государственной службы г. Ростов-на-Дону ponedelkov@skags.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭТНОКРАТИИ И ЭТНОЭТАТИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Статья посвящена анализу актуальных проблем этнократий и этноэтатизма в современных условиях развития этно-политических процессов на Юге России. Стабилизация этнополиических и межэтнических отношений предполагает глубокий научный анализ источников и последствий данных явлений в политическом пространстве современной России.

Этнократия, этноэтатизм, Северный Кавказ, геополитика, конфликт, этнополитическая напряженность, политическая власть, этноэлита

Этнополитические процессы на Юге России многими учеными рассматриваются в первую очередь сквозь призму «взрыва» этничности, который произошел здесь после распада СССР и сопровождался «всплеском» этнонационализма, усилением этнократических тенденций, прежде всего на Северном Кавказе. Происходило это в условиях, с одной стороны, регионализации политического пространства России, с другой -демократизации и политической модернизации. Проблема этнократий и этноэтатизма на Северном Кавказе с рубежа 1980 - 1990-х годов привлекает внимание ученых, политиков, публицистов [1]. Постепенно скапливается эмпирический и теоретический материал, способствующий становлению нового исследовательского подхода.

Началось с изучения этнократии как одной из форм политической власти. Ее обстоятельный анализ был дан в монографии известного отечественного социолога Ж.Т. Тощенко [2]. Однако современные проявления этнократии на постсоветском пространстве оказались весьма множественными и своеобразными, что требуют, с одной стороны, постоянного их отслеживания, с другой - системного политологического анализа этнократии как предмета научного исследования. Недаром в последнее эта проблематика вызывает растущее внимание политологов Юга России.

В «Своде этнографических понятий и терминов», изданном Институтом этнологии и антропологии РАН, дается следующее определение этнократии: «Этнократия - система власти, при которой на государственных и управленчес-

ких постах находятся и явно преобладают люди одной национальности (этнической принадлежности), использующие эту власть в националистических целях». Этнократия - типичное и в целом естественное явление для национальных государств, в том числе и в таких, где утвердивший ее этнос не составляет большинства населения. Элементы этнократии проступали в той или иной степени в союзных и автономных республиках СССР, созданных для обеспечения наиболее благоприятных условий экономического и языково-культурного развития определенного («титульного») этноса. С развитием национального сепаратизма и суверенизацией республик явления этнократии обычно усиливаются в результате недемократической системы выборов, лишения иноэтнических групп гражданства и т.п., что ведет к обострению межнациональных конфликтов [3].

Тот же Ж.Т. Тощенко рассматривает этнокра-тию как форму политической власти, при которой управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других этносов. Суть этнократии, - считает автор, - в целенаправленном выпячивании этнического интереса этноса в ущерб интересам и правам личности, которые не могут зависеть от ее этнической и религиозной принадлежности [4].

Идейным обоснованием этнократии выступает этническая идеология. Этноидеология базируется в первую очередь на знаниях о тех процессах, которые представляют интерес для этнообщности. Знания могут быть различными -научными, ложными, деформированными, односторонними (обобщающими только опыт прошлого), проблемными, неполными, ситуативными, отрывочными и т.д. Но с точки зрения этноидеологии - это не просто знания, без которых ее существование невозможно представить, это - оценочные знания, препарированные интересами этнической общности, которые руководствуются ею. На содержание этнической идеологии мощное влияние оказывают религиозные ценности. Кроме того, в этнической идеологии, наряду с ценностями, тесно переплетаются чувства и ожидания этнической общности.

В.В. Черноус считает, что после распада СССР прежней партийно-номенклатурной элитой был взят на вооружение этноэтатизм, а сами региональные элиты, получив поддержку федерального центра в ответ на внешнюю лояльность трансформировались в этнократии, точнее, в этноклановые клики. Этнократии в дотационных республиках Северного Кавказа всегда были лояльны к центру и без особого сопротивления приняли деятельность Южного федерального округа по восстановлению единого правового пространства России, ограничению атрибутики суверенности, если это не затрагивало их статусные позиции и экономические частные

интересы. В то же время этнократии оказались экономически неэффективными, созданные ими политические системы коррумпированными и демократическими лишь процедурно [5].

Центр системных региональных исследований и прогнозирования (ЦСРИ и П) ИППК ЮФУ на протяжении нескольких последних лет разрабатывает различные аспекты данной проблематики. В 2007 г. была проведена интернет-дискуссия и эмпирическое исследование методом развернутого экспертного опроса 26 специалистов по проблеме. В результате удалось получить уникальный материал, отражающий видение и оценку проблемы научным и экспертным сообществом.

В числе экспертов, в том числе, были такие известные специалисты-этнополитологи, как: Авксентьев В.А. - д.ф.н. (Ставропольский кр.); Акаев В.Х. - д.ф.н. (Чеченская Республика); Аствацатурова М.А. - д.полит.н. (Пятигорск); Баранец А.А. - д.ф.н. (Астраханская обл.); Баранов А.В. - д.полит.н. (Краснодарский край); Боров А.Х.

- к.ф.н. (Кабардино-Балкарская Республика); Вартумян А.А. - д.полит.н. (Армавир); Кратов Е.В.

- к.и.н. (Карачаево-Черкесская Республика); Передерий С.В. - д.полит.н. (Пятигорск); Сампиев И.М. - к.ф.н. (Республика Ингушетия); Тхагапсоев Х.Г. - д.ф.н. (Кабардино-Балкарская Республика); Халидов Д.М. - д.полит.н. (Москва); Эбзеев А.А. -к.полит.н. (Карачаево-Черкесская Республика) [6].

Предложение инициаторов опроса концептуализировать понятие «этнократия» было встречено неоднозначно. Часть экспертов выступила против использования этого понятия в науке, указывая на его искусственный характер (В.Х. Акаев, И.М. Сампиев, О.М. Цветков). Что же касается самого понятия, то здесь большинство опрошенных разделяют понимание этнократии, данное Ж.Т. Тощенко.

По мнению В.А. Авксентьева, этнократия - это система организации региональной и местной власти по этническому признаку с использованием механизма этнической инклюзии / эксклю-зии и на основе декларирования этнических целей деятельности. Кланократия, по крайней мере, на уровне публичности несколько отличается от этнократии, так как в этом случае клановая природа власти и клановые цели не только не декларируются публично, но, наоборот, тщательно скрываются, что, однако, представляет собой секрет полишинеля. В реальности эти два типа организации власти нередко пересекаются, можно говорить о феномене этноклановости. При этом для стороннего наблюдателя клановый характер власти нередко воспринимается как этнократический [7].

По словам М.А. Аствацатуровой, проблема этнократий - это проблема формирования политико-управленческого корпуса (регионального и местного) из представителей одной этнической группы. С одной стороны, этнократия

- явление объективное в республиках Северного Кавказа, где сложилась четкая тенденция формирования политического и чиновничьего

истеблишмента из представителей титульной группы. Эта тенденция - результат реализации стратегии национально-государственного строительства, формирования номенклатуры управленцев и «решения национального вопроса в том виде, в котором он достался от прошлого». В Ставропольском крае этнократия не имеет реализации, хотя русские составляют подавляющее число в органах власти и управления. Однако в общественном мнении это не воспринимается как этнократия. Русская этническая принадлежность первого лица края представляется естественной и необходимой с точки зрения поддержания стабильности межэтнических отношений [8].

Эксперты были неоднозначны в отношении этнократической модели исследования применительно к северокавказским реалиям. Одни считают более целесообразным использовать при анализе этнополитических процессов понятие «элиты» или «этнополитической элиты», поскольку этнократии в чистом виде здесь отсутствуют. Другие высказывают мнение, что для большинства республик Северного Кавказа более уместно применять термин «этнокланократия», а для краев и областей - «кланократия».

В.А. Авксентьев, отвечая на вопрос: Какие формы этнократии существуют в Вашем регионе?, выделяет манифестные и латентные формы этнократии, жесткие и нежесткие и др. Говоря о своем регионе- Ставропольском крае, - он отметил, что для него как территории с преобладанием русского населения, не характерна этнократия в манифестных или жестких формах. Элементы этнократии, точнее этнокланократии, проявляются дисперсно, на локальном уровне [9].

Происхождение современных этнократий эксперты лишь частично увязывают с исторически сложившейся клановостью северокавказских обществ, усматривая непосредственные корни феномена в специфике этнотерриториального административного устройства региона и особенностях советского национального строительства.

М.А. Аствацатурова, отвечая на вопрос: Как Вам представляется механизм формирования этнократий на Юге России, претерпевает ли он изменения в ходе исторического процесса?, отмечала, что этнократии в субъектах Северного Кавказа имеют исторические корни, базируются на традиционных канонах, обычном праве северокавказских народов и принципах самоуправления казачества. Начала военной демократии, равно как и вертикаль управления, которые были реализованы на Северном Кавказе, типичны и оправданы в историческом контексте. Механизм этнократии обусловлен локализацией этнических сообществ, традиционными приемами жиз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком