научная статья по теме ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ТУПИКИ И ВЫХОДЫ. ЧАСТЬ I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ Философия

Текст научной статьи на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ТУПИКИ И ВЫХОДЫ. ЧАСТЬ I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Исследования логической мысли Древнего Китая: тупики и выходы

Часть I. Историография проблемы

А.А. КРУШИНСКИЙ

Китайская логическая мысль - в центре внимания историко-логической науки XXI в. С 2010 по 2014 гг. состоялась целая серия международных конференций по истории китайской логической мысли. В статье обсуждается история изучения логико-методологического наследия Древнего Китая как в самом Китае, так и за его пределами. Прослеживаются и анализируются непростые контроверзы отечественной историографии относительно такой важнейшей составляющей китайской логической традиции, как логика "И-цзина" ("Канона перемен"). В частности, вскрывается псевдонаучный характер "нумерологических" трактовок древнекитайской логико-методологической мысли, стоящих в одном ряду с астрологическим, уфологическим и прочим современным мракобесием и набирающих силу в российском китаеведении.

Chinese logical thought is in the focus of historico-logical science of the 21st century. From 2010 to 2014 there was a whole series of international conferences on the history of Chinese logical thought. The article discusses the history of the study of logical and methodological heritage of ancient China, both in China and abroad. The author traces and analyzes the controversy of national historiography regarding such an important component of the Chinese tradition of logic, as the logic of I Ching. In particular, he exposes a pseudoscientific nature of "numerological" interpretations of ancient Chinese logical and methodological ideas that are in line with the astrological, UFO, and other forms of modern obscurantism and which are gaining strength in the Russian Sinology.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Справочная книга по логической мысли в Китае, проблема Ни-дэма, выправление имен (чжэн мин), логика "И-цзина", стиль мышления, учение об образах и числах, нумерология, паранаука, конструктивистский подход к логике.

KEY WORDS: Handbook of the History of Logical Thought in China, The "Needham Question", Rectification of names, The logic of I Ching, Mode of thinking, xiangshu zhi xue, Numerology, Pseudoscience, Constructive approach to logic.

С 26 по 28 апреля 2014 г. в городе Тяньцзинь проходила 3-я международная конференция по истории логики в Китае, завершившая серию аналогичных конференций. Первая

© Крушинский А.А., 2015 г.

состоялась в Амстердаме (24-26 ноября 2010 г.) и не только выставила в качестве ведущего уже давно тревожащий методологов науки и историков мысли вопрос о принципиально различных стилях мышления, воплощаемых несхожими друг с другом культурами, но и выдвинула остродискуссионный тезис об автохтонной логической традиции Китая: "Акцентуация строгой и эксплицитной логики часто рассматривается в качестве отличительной черты западной культуры, восходящей еще к греческой античности. Но все гораздо сложнее, и культуры иногда обнаруживают удивительное сходство, выходящие за пределы их стандартных изображений. На самом деле, логика возникла независимо, примерно в одно и то же время, в Греции, Индии и Китае" [История логики в Китае web].

Правильные вопросы и ответственные декларации амстердамской конференции ре-зультировали в амбициозный проект создания "Справочной книги по истории китайской логической мысли" (Handbook of the History of Logical Thought in China), задуманной как всесторонний систематический обзор, суммирующий результаты современных исследований, касающихся истории логической мысли в Китае1. Целью этого обзора должно стать своего рода "наведение мостов" между исследователями, работающими в основном на китайском языке, и теми, кто работает в основном на английском языке. Кроме того, есть надежда стимулировать с его помощью появление новых направлений научных исследований в сфере истории китайской логической мысли.

Работа конференции в Тяньцзине в 2014 г. шла по следующим семи секциям: 1) Логическая мысль, связанная с "И-цзином"; 2) Моистская логическая мысль; 3) Логическая мысль доциньской эпохи (исключая Мо-цзы); 4) Логическая мысль в китайской традиции от Цинь до Цин; 5) Внедрение и влияние буддийской логики в Китае; 6) Внедрение и влияние западной логики в Китае; 7) Общая компаративная проблематика (сравнение логического мышления в Китае и в других странах).

Даже при беглом взгляде на очередность секций не может не броситься в глаза примечательный сдвиг, начало которому было положено еще на конференции в Тяньцзине в 2013 г. - признание базовой роли "И-цзина" как отправной точки китайской логической традиции. Этот прорыв был закреплен самой структурой секций третьей конференции: с последней, шестой позиции (которую ицзиновская проблематика занимала в первоначальной последовательности секций конференции в Тяньцзине в 2013 г.) логическая мысль, связанная с "И-цзином", переместилась на первую.

Для реализации грандиозного замысла два года подряд (2013-2014 гг.) в Тяньцзине собирались ведущие специалисты по истории китайской логической мысли из разных стран мира2. Работа над проектом "Справочной книги" началась на второй тяньцзиньской конференции 2013 г., а к завершающей конференции 2014 г. проект приобрел вполне осязаемые формы чернового варианта всех планируемых семи томов [Проект 2014]. Содержание томов этой предварительной версии повторяет перечисленную выше очередность секций.

Как видим, китайская логическая мысль - в центре внимания историко-логической науки XXI в. Неудивительно, ведь глобализованный мир современности настолько тесен и досконально разведан, что, казалось бы, не имеет "белых пятен". Однако обширная terra incognita в нынешнем интеллектуальном ландшафте все же существует - это логическая мысль Древнего Китая.

По мнению ведущих современных исследователей - таких, например, как А.С. Грэм, Ч. Хансен, К. Харбсмайер и другие, - древнекитайская логика имеет принципиально иную лингвистическую базу, нежели в других создавших логику цивилизациях: древнегреческой и древнеиндийской. До сих пор весьма влиятельна точка зрения, представленная историко-философскими раздумьями М. Хайдеггера о логосо-соразмерном мышлении Запада, тесно увязывающая логику именно со звучащим словом/высказыванием ("логосом")3. Историко-логические экскурсы Я. Хинтикки уже гораздо предметнее развивают гипотезу об "опоре на звучащее слово", обнаруживаемой анализом некоторых примечательных особенностей эллинской логико-семантической рефлексии4. Что же касается логики Древнего Китая, то она выглядит парадоксально "бессловесной". Такой парадокс "невербального логоса" возникает в результате неправомерного сведения логики исключительно к ее

античной модели5 при фактическом выведении за скобки беспрецедентной в мировой истории логико-семантической рефлексии над иконическим типом письма, осуществленной в Древнем Китае6.

Проблема китайской логики - вопрос о существовании развитой логической теории в Древнем Китае - возникла не сегодня, ее история насчитывает уже не одно столетие. Приблизительно с конца позапрошлого века (с так называемых Опиумных войн) проблема научно-технического отставания Китая от развитых стран Запада (прежде всего - в военной сфере) встала перед китайским обществом с чрезвычайной остротой. При осмыслении причин безуспешности неоднократных попыток модернизации, предпринятых позднецинской интеллектуальной элитой, предполагаемое отсутствие формальной логики в культуре традиционного Китая7 в конце концов было признано в качестве одного из главных дефектов интеллектуального развития Китая8 на протяжении всей его многотысячелетней истории9. Иначе говоря, своей нынешней актуальностью в Поднебесной проблема существования и природы китайской логики в значительной мере обязана так называемой "проблеме Нидэма" - вопросу о причинах возникновения современной науки (точнее, теоретического естествознания) именно в Западной Европе, а не в Китае, несмотря на первоначальное лидерство последнего в научно-техническом прогрессе.

Попытаюсь наметить основные вехи истории самоопределения китайской (а впоследствии и западной) мысли в отношении сколь грандиозного, столь и отличного от привычных античных образцов самобытного явления, каким видится мне китайское логико-методологическое наследие. Вполне очевидно, что коллизии, сопряженные с этим подчас мучительным процессом самосознания китайской цивилизацией10 своих логических оснований, во многом обусловлены ходом постоянного совершенствования понятийных средств, привлекаемых китайскими и некитайскими учеными для экспликации сущностных черт китайской логической мысли11.

Самый ранний этап - можно сказать, предыстория самоопределения китайской мысли в отношении ее логико-методологического наследия - представлен фигурой Янь Фу (1854-1921), крупнейшего переводчика новоевропейской научной литературы. Он первым в Китае четко связал новейшую логическую проблематику с "И-цзином", идентифицировав новый для Китая XIX в. термин "логика" как обозначение проблематики, концентрирующейся вокруг процедуры "именования" (мин). Осмысление круга вопросов, связанных с этой центральной семантической операцией, имело долгую и славную историю в китайской интеллектуальной традиции. Прежде всего - в контексте конфуцианского учения о "выправлении имен" (1Н чжэн мин), которое представляло собой исходный пункт доциньских обсуждений проблемы референции (вопроса взаимоотношений имен, мин, и реалий '1",\ ши) и которое напрямую апеллировало к идеологии "И-цзина"12. Именно с подачи Янь Фу проблема китайской логики предстала как проблема логического прочтения важнейшего канонического текста старого Китая, иначе говоря, как логика "И-цзина".

Прозрение великого переводчика впоследствии получило поддержку и продолжение в работах Ху Ши (1891-1962), представителя нового, вестернизированного поколения китайской интеллигенции. Его во многом спорная монография "Развитие логического метода в древнем Китае" (1922 г.) обозначила рубеж между предысторией изучения китайской логики и собственно историей подобных разысканий. Настаивая на существовании "конфуцианской логики", Ху Ши зафиксировал решающее значении "И-цзина" в этой логике.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком