научная статья по теме ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»

тшшттшяшгшшуттшстштттштшт

Безносова Я. В.

ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Начальным этапом любого исторического, в том числе историко-правового изыскания должен выступать всесторонний анализ, или, как принято говорить у источниковедов, «критика» источника. Выделяют внешнюю и внутреннюю критику источника. Задачами внешней критики являются определение автора (или авторов) текста, места и времени его создания, а также степени сохранности текста, тогда как внутренняя критика включает в себя изучение содержания источника, в том числе и его интерпретацию. Задачи внешней и внутренней критики тесно связаны между собой, так как служат общей цели — исчерпывающему исследованию, оценке содержания и значения источника.

Всестороннее и глубокое изучение источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии необходимо начать с обращения к памятникам ведической литературы. Являясь всеобъемлющим источником знаний об универсальных законах Вселенной, Веды — священные книги древних арийцев — заключают в себя предписания, ритуалы, молитвы и многое другое. Считается, что у Вед нет автора, эти знания передавались святыми мудрецами далекого прошлого и были записаны приблизительно в пятом тысячелетии до н.э1.

Литература каждой Веды — Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа — делится на четыре группы: самхиты, (самхи-та — «собранное»), то есть собрание гимнов, заклинаний, формул; брахманы (брахмана — «объяснение Брахмана») — книги, написанные для брахманов, и другие объяснения к самхитам; араньяки (араньяка — «лесная книга»), в основном содержащие правила поведения для отшельников; упанишады, то есть разного рода поучения, передаваемые от учителя к ученику и составляющие философскую часть Вед. Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады составляют шрути («услышанное») и, согласно установившейся традиции, занимают первое место в перечне источников регулирования общественных отношений в Древней Индии.

Однако в самих Ведах трудно найти то, что можно отнести к нормам юридического содержания. Такие нормы закреплены в другой древнеиндийской литературе — смрити («запомненное»), то есть передаваемая по памяти традиция, восходящая к отдельным авторитетам. Смрити — ритуальные, научные,

1 Романовская В. Б. Возрождение ведических знаний об обществе в современном мире // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2014. — № 1 (33).— С. 99.

Безносова Я. В.

правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие Веды.

Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не мог действовать в качестве источника регулирования общественных отношений, ибо Веды — источник всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за Ведой. Но поскольку в самих Ведах нормы правового характера отсутствуют, брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смрити основана на забытых или потерянных шрути, и практически смрити никогда не могут толковаться как противоречащие Ведам2.

Исторически первыми из литературы смрити появились дхармасутры. На основе старейших дхармасутр — Гаутамы, Ба-удхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других — возникала обширная этико-религиозная литература — дхармашастры (Манусм-рити, Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники).3

В современной научной литературе термин «дхармаша-стра» употребляется в двух значениях. В широком значении дхармашастры — это любые тексты, посвященные рассмотрению дхармы4, — дхармасутры и собственно дхармашастры. В узком значении дхармашастры — это тексты, период составления которых варьируется от второй половины I тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия н. э. и составленные, как правило, в стихах.

Проводя различие между дхармасутрами и дхармашастра-ми, французский ученый-правовед Р. Ленга выделял три критерия.

2 Крашенинникова Н. А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии // Правоведение. — 1980. — № 1.— С. 76.

3 См.: Безносова Я.В. О соотношении понятий «дхарма» и «право» в древнеиндийской традиции дхармашастр // Евразийский юридический журнал. — 2014. — № 9. — С. 145 — 148; Безносова Я. В., Романовская В. Б., Романовская Л. Р., Федюшкина А. И. Нетрадиционные религии в России и их роль в межконфессиональном диалоге (историко-правовой аспект) // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 10. - С. 95 - 98; Бондаренко Г.В. Правовые ценности в системе ценностных ориентаций личности // Евразийский юридический журнал. — 2014. — № 7. — С. 209—211.

4 Термин «дхарма» (dharma) не содержит аналогов в понятийном

аппарате европейца, а потому толкуется многозначно: «правило

поведения», «религиозный долг», «добродетель» и др.

В настоящей статье представлен обзор источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии, начиная с характеристики священных книг древних арийцев — Вед. Отдельное внимание уделяется критериям отличия дхармасутр и дхармашастр, а также приводятся различные точки зрения на характер содержания последних.

Ключевые слова: Древняя Индия, Веды, дхарма, дхармасутры, дхармашастры, Артхашастра.

Beznosova Ya. V.

THE SOURCES OF STATUTORY REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN ANCIENT INDIA

The article is devoted to the review of the statutory regulation sources of social relations in Ancient India, starting with the characteristics of the most ancient sacred books of the Aryans — Vedas. Special attention is paid to the distinction criteria of dharmasutras from dharmasastras, and the various points of view on the nature of the content of dharmasastras.

Keywords: Ancient India, Vedas, dharma, dharmasutras, dharmasastras, Arthasastra.

Евразийский юридический журнал

№ 1 (80) 2015

Во-первых, форма изложения. Тогда как дхармасутры либо целиком состоят из прозаических сутр5 (например, дхармасу-тра Гаутамы), либо перемежаются отдельными стихами (большинство дхармасутр), дхармашастры изложены исключительно в стихах литературным размером «шлока». Как указывает отечественный историк и санскритолог Н. А. Корнеева, жанр сутры сформировался в поздневедийских брахманских школах в практике обучения и передачи знания от учителя-гуру ученикам: «Именно этим и объясняется форма и стилистика сутры — краткость и неразвернутость предназначенных для запоминания правил, что, очевидно, компенсировалось устными пояснениями учителя»6.

Кроме того, Р. Ленга указывает и на то, что язык дхарма-шастр менее архаичен и более приближен к классическому санскриту, прост и ясен для понимания7.

Во-вторых, предметный критерий. Тематика дхармасутр и дхармашастр чрезвычайно разнообразна, часть тем является для них общей, например, предписания для различных стадий жизни — ашрам (ученик, домохозяин, отшельник, аскет), домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женой и мужем, сыном и отцом) и т.д. Несмотря на сходство материала дхармасутр и дхармашастр, последние все же являются по своему содержанию более универсальными, а значительный их объем представлен правовыми предписаниями.

И, наконец, в-третьих, дхармасутры создавались и передавались в рамках определенных ведийских школ, некоторые из них входят в состав объемных ритуальных сборников — кальпасутр. Созданные в соответствующих ритуальных школах, сутры обычно приписывались их легендарным основателям, среди которых встречаются и родоначальники знаменитых брахманских родов, например, Баудхаяна, Апа-стамба и др. В дхармашастрах же связь с ведийскими школами отсутствует, вместо имен основателей школ в их заглавиях появляются имена персонажей преимущественно эпической традиции — Ману, Яджнавалкьи, Нарады и др. Соответственно, тексты теперь предназначаются не узкой, ограниченной рамками конкретной школы аудитории, а значительно более широкому кругу обучающихся. Это приводит к увеличению количества рассматриваемых тем, а также к использованию более легкой для запоминания метрической формы. Интенсивно развивающаяся в конце I тысячелетия до н.э. письменная культура, в свою очередь, создает условия для изменения техники передачи знания. Внешне сохраняя устный характер, новая система обучения опирается тем не менее на письменный текст, охватывающий весь объем передаваемого знания и используемый как учителем, так и самими учениками. Следствием этого оказывается расширение текстов, пространность изложения, стремление к ясности и исчерпывающему характеру описания8.

В настоящее время существует несколько точек зрения на характер содержания дхармашастр. Одни ученые рассматривают в качестве их предмета «право», «закон» и расценивают указанные сборники как правовые своды, нормы которых должны были применяться при разрешении дел судами до-

5 Сутра (букв. «нить») — это максимально лаконичная фраза, представляющая собой короткое изречение, правило, формулировку и т.п., а также текст, составленный из последовательности таких фраз, которые, раскрывая суть какой-либо дисциплины, предназначены для заучивания наизусть и часто почти непонятны без комментария.

6 Корнеева Н. А. Вишну-смрити / Пер. с санскр., предисл., коммент. и прил. Н. А. Корнеевой. — М.: Вост. лит., 2007. — С. 15.

7 Lingat R. The classical law of India. University of California Press. — London, 1973. — P. 73.

8 Ibid. — P. 74.

британской Индии (П. Н. Сен, Н. Сен-Гупта, П. В. Кане)9. Позицию указанных ученых разделяет, в частности, и известный специалист в области индусского права Н. А. Крашенинникова, которая считает, что «предписания дхармашастр носили обязательный, правовой характер», «скорее всего эти дхармашастры создавались не в старых ведических школах, а в специальных брахманских школах, занимающихся исключительно проблемами дхармы. Религия, оставаясь мощным фактором идеологического и психологического воздействия, призванного внушать уважение к праву, уступала в таких школах место формированию юридических норм»10.

Другие ученые, напротив, полагали, что составители шастр — шастрины, вовсе не имели в виду создание пра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком