научная статья по теме ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ДЛЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ О СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ XVIII - НАЧАЛА ХХ В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ДЛЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ О СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ XVIII - НАЧАЛА ХХ В»

М.Е. Денисов

Источниковая база для биографических исследований о священнослужителях Русской церкви XVIII - начала ХХ в.

Ключевые слова: Русская православная церковь, священнослужители, биографические исследования, письменные документы, фотографии, живописные портреты, вещественные источники.

стория Русской православной церкви (РПЦ) не будет полной без биографий ее

И священнослужителей (священников, диаконов, псаломщиков, дьячков и пономарей). Поэтому в некоторых церковно-краеведческих работах их жизнеописаниям посвящены отдельные главы1. Особое значение придается биографиям тех, кого РПЦ причислила к лику новомучеников и исповедников: 902 священника, 59 диаконов и 20 псаломщиков .

о

Их жития опубликованы не только в многотомниках3, но и в виде самостоятельных изданий4. В последнее десятилетие предпринимались также отдельные немногочисленные попытки анализа и обобщения источниковой базы биографических исследований о священнослужителях РПЦ, направленные на раскрытие видового состава источников XV - начала XX в. и путей их поиска5. Однако эти знания до сих пор остаются невостребованными, а в отечественной историографии жизнеописания большинства новомучеников составляются по-прежнему по судебно-следственным делам, остальных же священнослужителей - по клировым ведомостям.

В данной статье постараемся продемонстрировать возможности и преимущества основных групп документальных и вещественных источников, содержащих биографическую информацию о священнослужителях РПЦ начиная с XVIII в. Это время значительных изменений номенклатуры документов: на смену бытовавшим прежде поручальной грамоте, реистру святительскому (книге святительской), порядной, заручному прошению, новоявленной памяти, епитрахильной и орарной (постихарной), перехожей и усыновительной грамотам приходят допрос ставленнику, метрические книги, исповедные ведомости и книги брачных обысков - массовые источники генеалогического и биографического характера6. Для наглядности изложения наблюдений в качестве фактографической основы используем результаты реконструкции биографий десяти дореволюционных священников, диакона и псаломщика7, биографические справки о девяти из

о

которых вошли в Московскую энциклопедию.

Большинство священнослужителей РПЦ в XVIII - начале ХХ в. происходило из духовного сословия и обучалось в светских и духовных учебных заведениях. По этой причине биографии их отцов можно восстановить по послужным спискам из клировых ведомостей соответствующих церквей, а получение образования - по документам учебных заведений. Так, в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) сохранились «ведомости Московской славяно-греко-латинской академии об обучающихся в оной разных классов студентах и учениках» за ряд лет, в которых поименованы студенты с указанием отцов, возраста и года поступления в академию. В ведомости за 1806 г., например, значится «Александр Святославский, Ивановского сорока церкви Сорока мучеников священника Петра Гаврилова сын - 18 [лет]- [1]797»9.

В фондах духовных семинарий встречаются свидетельства об окончании духовного училища и

копии аттестатов об окончании духовной семинарии, содержащие списки учебных дисциплин с оценками. Кроме того, в названных фондах порой обнаруживаются и ведомости с текущими оценками. Так, в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО) хранится ведомость с годичными баллами по сочинениям учеников всех классов Рязанской духовной семинарии за 1873/74 уч.г.10 Среди документов духовных академий биографического материала значительно больше, поскольку на студентов заводились личные дела. Так, в деле студента Московской духовной академии А.А. Торопова (будущего епископа Александра) имеются его прошения о приеме в академию, а также о возврате кандидатского сочинения, аттестат об окончании Ярославской духовной семинарии, рапорт священно-церковнослужителей с. Ильинского-на-Эге Пошехонского уезда Ярославской губернии о болезни А.А. Торопова, свидетельство об обучении в академии, ее переписка с Ярославским уездным по воинской повинности присутствием относительно отсрочки студенту от воинской службы и с хозяйственным управлением при Святейшем синоде об оплате проезда А.А. Торопову до места службы в Ярославскую духовную семинарию, диплом об окончании им духовной академии11.

Биографии белого духовенства немыслимы без информации не только о родителях, братьях и сестрах, но и о женах и детях. Состав родительской семьи устанавливается по исповедным ведомостям приходской церкви, в которых фиксировались все клирики и прихожане с членами семей, а также указывался возраст каждого. Так, из исповедной ведомости церкви Рождества Богородицы на Уполозах Вохонской десятины Московского уезда за 1752 г. можно узнать состав семьи родителей священника Петра Святославского (отец - Гаврила Григорьев 51 года, мать -Марфа Пименова 48 лет, братья - Гаврила 24 лет, Иван 20 лет, Тимофей 8 лет, сестры - Марфа 15 лет, Ульяна 14 лет) и его старшего брата Гаврилы Гаврилова (жена Марфа Потапова и сыновья -

1 О

Иван трех лет и годовалый Киприан) . Дополнить сведения о родительской семье можно записями о рождении братьев и сестер священнослужителя из метрических книг церкви, в которой служил их отец. Этими же данными компенсируется отсутствие исповедных ведомостей.

К метрическим книгам стоит обращаться и при поиске записи о браке будущего священнослужителя, причем имеется множество вариантов ее обнаружения. Так, если впоследствии священнослужитель овдовел, то упоминание о смерти супруги следует искать в метрической книге церкви, где он служил. Сюда же записывались рожденные в семье священнослужителя дети. Эти записи ценны еще и потому, что они фиксировали кумовство и круг близких священнослужителю лиц.

Метрические книги важно использовать для составления биографии священнослужителя. Это

своебразная ежедневная хроника крещений, венчаний и отпеваний, в которых участвовали не

только приходской священник, но и диакон и псаломщик. Кроме того, книги содержат материал

для статистических подсчетов количества совершенных священнослужителем треб. Так, в

метрических книгах московской церкви Сорока мучеников в Спасской слободе, хранящихся в

Центре хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива города Москвы

(ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г.), зафиксировано 567 крещений, 95 венчаний и 560 отпеваний,

1 ^

совершенных священником Петром Святославским в 1797-1806 гг.

Перед рукоположением составлялся допрос ставленнику14. В нем вслед за фамилией, именем, отчеством и местом будущего служения ставленника сообщались год и место его рождения, родители, вероисповедание, образование, семейное положение, а также факты принесения верноподданнической присяги, отсутствия судимости и других канонических препятствий к хиротонии. После рукоположения оформлялась ставленая грамота15, где указывались имя архиерея, при котором рукоположен ставленник, назначенная церковь, год, месяц и число посвящения.

Основные факты биографии священнослужителя фиксировались в послужных списках (они вносились в клировые ведомости церкви). Разумеется, чем позднее составлялся послужной список, тем он полнее. В конце второй части ведомости имелся раздел о заштатных и сиротствующих, находившихся на иждивении родственников - членов причта. Эта информация заметно пополняет

сведения о составе семьи священнослужителя. Клировые ведомости ежегодно сдавались в духовную консисторию, поэтому они хорошо сохранились. Однако встречаются и утраты, например клировые ведомости церквей Подольского уезда Московской губернии за период с 1850 по 1916 г.

Все назначения священнослужителей на должности, их награждения и переводы на другие приходы отражались на страницах издававшихся с 1860 г. в 63 епархиях РПЦ епархиальных ведомостей. Так, Благовещенские епархиальные ведомости отразили все изменения в служении о. Георгия Тацытова в 1910 г.: 15 августа, будучи псаломщиком, рукоположен священномучеником Евгением (Зерновым) в сан диакона, 22 ноября - переведен к церкви с. Сретенского Приморской области, а 25 декабря - рукоположен в кафедральном соборе г. Благовещенска в сан священника16. При этом о настоятелях церквей источников значительно больше, так как вся переписка прихода с епархиальным начальством и различными учреждениями и лицами велась от

1 7

имени настоятеля и им же подписывалась. Спектр вопросов весьма разнообразен17. Одна из важных тем переписки - благоукрашение храма, и можно проследить влияние священника-настоятеля на формирование архитектурного облика церкви, где тот служил.

Самостоятельную группу источников биографической информации составляет богословское и

эпистолярное наследие священнослужителей, в том числе опубликованное в христианской

периодике, а также в сборниках. В Рязанской епархии, например, были изданы отрывки из

18

проповедей местных священников . Некоторые священнослужители выпускали свои проповеди

19

отдельно .

Иногда в этих публикациях приводятся эпизоды из жизни, которые ценны для историков Церкви, в том числе при решении вопроса о причислении священнослужителей к лику новомучеников и исповедников. Так, в работе, где рассматриваются вопросы производства и продажи икон, есть такие слова: «Отпущенный из школы на летние каникулы, - писал священник Александр Речменский, - я целые дни проводил в церкви, которую в это время расписывали живописью. Однажды заметив, что живописец делает в славянских надписях ударения и придыхания, где ему вздумается, я осмелился указать ему на неправильности, бросившиеся даже мне в глаза. Живописец сначала даже не удостоил ответом мое замечание, а потом сказал, что он уже более двадцати пяти лет занимается своим делом и мне ли, двенадцатилетнему мальчику, учить его! К счастью, впрочем, гордость живописца получила чувствительный укол: ему было

20

приказано закрасить подписи и сделать новые» .

Богословское наследие священнослужителей РПЦ XVIII - начала ХХ в., по большей части неопубликованное, имеется и в архивах. Так, в фонде Московской духовной академии в ОР РГБ сосредоточен большой массив выпускных сочин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком