научная статья по теме ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ ХАПСАГАЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ ХАПСАГАЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ»

ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОМ БОРЬБЫ ХАПСАГАЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

УДК/UDC 796(091)

Информация для связи с автором: alexagorr@yandex.ru

Поступила в редакцию 22.11.2014 г.

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов1 Доктор педагогических наук, профессор С.Н. Никитин1 Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сущенко1 Соискатель Н.Н. Никифоров2

1 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

2 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск

ORIGINS AND DEVELOPMENT OF YAKUT NATIONAL WRESTLING HAPSAGAY IN DOMESTIC COMBAT SPORTS

Professor, Dr. Hab. A.A. Gorelov1 Professor, Dr.Hab. S.N. Nikitin1 Professor, Dr.Hab. V.P. Suschenko1 Сandidate N.N. Nikiforov2

1 St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg

2 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

Широкий спектр исторических источников, этнографические исследования учёных Республики Саха показали, что якутская национальная борьба хапсагай имеет глубокие этнические корни. В настоящее время это один из популярнейших видов спорта, которым занимаются тысячи мальчишек из регионов и городов республики Саха. С 1932 г. данный вид единоборства включен во всесоюзную, а затем и во всероссийскую спортивную классификацию. За время существования этого вида спортивных единоборств подготовлены сотни мастеров спорта, десятки тысяч разрядников различного уровня. В Северо-Восточном федеральном университете готовят тренеров по данному виду спорта. В то же время в республике приостановлены исследования по изучению этого уникального вида национального единоборства. В настоящее время в распоряжении тренеров, культивирующих данный вид спорта, имеются лишь результаты фрагментарных исследований заслуженного тренера СССР Д.П. Коркина, которые он описал более 40 лет назад. Потребность же в новых научных сведениях о борьбе хапсагай обусловлена запросами не только тренерского состава, но и широкого круга любителей этого вида единоборств, проживающих как в Республике Саха, так и далеко за её пределами. Об этом свидетельствует тот факт, что современные правила якутской национальной борьбы хапсагай разрабатывались под эгидой Всемирной организации объединенных стилей борьбы ФИЛА (FILA) The Internetional Federation of Assjociated Wrestling, с 2012 г. проводятся ежегодные чемпионаты мира с участием спортсменов многих стран Европы, Азии и Африки. Это, в свою очередь, декларирует необходимость начала нового этапа научных исследований, не только направленных на изучение исторического наследия борьбы хапсагай, но и научно обосновывающих содержание, направленность, методику и организацию этого вида спортивных единоборств.

Ключевые слова: борьба хапсагай, ысыах, приёмы борьбы, богатырский эпос «Олонхо».

Annotation

As seen from the wide range of historical sources, ethnographic researches of scientists of the Sakha Republic, the Yakut national wrestling hapsagay has a deep ethnic background. Currently, it is one of the most popular sports, which involves thousands of boys from the regions and cities of the Republic of Sakha. Since 1932 this type of martial arts is included in the All-Union, and then in the All-Russian sports classification. Hundreds of masters of sports, tens of thousands of athletes of different ranking have been trained during the existence of this kind of martial arts. Sports coaches are being trained in North-Eastern Federal University. At the same time, studies of this unique kind of national wrestling were suspended in the country. Currently coaches who are developing this sport have at their disposal only fragmentary research results of honored coach of the USSR D.P. Korkin, written more than 40 years ago. The need for a new scientific information on hapsagay wrestling is stipulated by the needs of both coaches and a wide range of fans of the martial arts living in the Republic of Sakha, and far beyond its borders. This is evidenced by the fact that the current rules of the Yakut national wrestling hapsagay developed under the auspices of the United World Wresting organization FILA. Since 2012, annual world championships with the participation of athletes from many countries of Europe, Asia and Africa have been held by the Internetional Federation of Associated Wrestling. This, in turn, proves the need to start a new phase of researches which are not only aimed at studying the historical heritage of hapsagay wrestling, but also scientifically substantiate the content, focus, methodology and organization of this kind of combat sports.

Keywords: hapsagay wrestling, ysyakh, fighting techniques, heroic epos "Oionkho".

Введение. Издревле борьба, как поединок, как искусство ведения рукопашной схватки, являлась одной из главных составляющих подготовки воинов. Борьба у многих народностей воспринималась как воинское искусство. Со времён глубокой древности человек искал, находил, накапливал и пе-

редавал своим потомкам различные способы единоборства, которые обеспечивали ему превосходство над противником. Случайно найденные движения превращались в боевые приёмы; они, в свою очередь, усиливались всевозможными тактическими уловками и хитростями, которые совершен-

ствовались из поколения в поколение, создавая зачатки народных видов борьбы.

Одним из таких видов, дошедших до нас из глубокой древности, является якутская национальная борьба хапсагай, что в дословном переводе означает «состязания в ловкости». Она распространена во всех городах и регионах Республики Саха (Якутия). Дети с малых лет знакомятся с этим народным видом единоборства. Как вид единоборства она на протяжении многих столетий являлась одним из базовых компонентов обучения воинскому искусству. В то же время, несмотря на достаточно длительный период включенности борьбы хапсагай и во Всесоюзную, и во Всероссийскую спортивную классификацию, теория и практика спортивных единоборств не располагает научными данными об истоках её возникновения и закономерностях развития.

Цель исследования - обобщение, абстрагирование и конкретизация накопленного аналитического материала, посвященного развитию и становлению якутской национальной борьбы хапсагай.

Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее интенсивное развитие борьбы хапсагай пришлось на вв., или на так называемый период «кыргыс уйэ-

тэ» - «век битв и резни» [6, 13]. Многочисленные предания, национальные легенды народов Саха сохранили сведения о межродовых столкновениях, битвах героев, кровавых войнах и участниках этих исторических событий, в основу которых положены подлинные события из жизни народа. Причинами конфликтов были кровная месть, личные оскорбления, захваты скота и женщин. Естественно, что именно в этот период огромное значение придавалось обучению военному делу мужского населения рода, племени. Старые опытные воины с юных лет обучали мальчиков воинскому искусству, особо развивая ловкость. Известный исследователь и популяризатор якутской национальной борьбы хапсагай Д. П. Кор-кин так описывает подготовку воина. В эпоху «кыргыс уйэтэ» мальчиков с 3-летнего возраста учили стрельбе из лука, владению копьём и мечом, борьбе, езде на лошади. Уже в юном возрасте ребёнка, которого хотели воспитать боотуром (богатырём), учили увёртливости и ловкости, кидая в него, обнажённого, горящие угли. По мере взросления угли заменялись сначала деревянными, а затем боевыми стрелами. К 18 годам юноша должен был уметь поражать стрелой с большого расстояния «лошадиную бабку», увёртываться от ударов воина, вооружённого оголённой пальмой (нож на длинной палке). И только когда юноша успешно проходил через все испытания, его допускали к обучению премудростям борьбы хапсагай [10].

Эпоха «кыргыс уйэтэ» характерна ещё и тем, что «война и организация войны становятся регулярными функциями народной жизни» [23], что способствовало объединению здорового мужского населения в определённые союзы. Сближение разъединённых экономическими причинами родов было обусловлено в первую очередь необходимостью совместной защиты от внезапного нападения врага, сведения к минимуму возможностей возникновения беспорядков. Укрепление связи между родами осуществлялось проведением символических праздников и обрядов. К их числу относится дошедшее до наших времён родовое празднество ысыах. Поводы для устройства ысыахов были различными: торжество в честь заключения мира, свадьбы, празднования дня летнего равноденствия и др. Обязательной частью старинных ысыахов были игры, скачки и стрельба из лука. Однако главным элементом этого праздника были поединки борцов, которые, по существу, демонстрировали готовность защитить свой род от посягательств врага, а также способствовали опреде-

лению степени влияния каждого воина в родовом союзе. При этом данная часть обряда ысыах в мирное время позволяла осуществлять своеобразный смотр готовности воинов к боевым действиям, а также определять степень влияния каждого из них в родовом союзе [19, 20]. Победителей турниров по хапсагаю ярко и поэтично воспевали в произведениях устного народного творчества.

До наших времён дошли сведения о торжественных и необычных ритуалах, связанных с проведением поединков. Так, богатырей перед началом схватки тщательно скрывали друг от друга. К месту состязания их привозили тайком, а на травяной ковёр выводили в покрывалах из шкур, которые страховали борцов от сглаза. Лишь перед самым началом поединка по команде «арбитра» покрывала сбрасывались и поединщики, стремительно выбежав на середину круга, начинали схватку [5]. Как свидетельствуют источники, описывающие те времена, борьба хапсагай содержала в себе достаточно жёсткие приёмы, которые были предназначены прежде всего для единоборства с врагом. Естественно, что и во время увеселительных мероприятий строго ограничивающих правил ведения рукопашной схватки не было. Об этом свидетельствует дошедшее до нас предание о том, как на празднике ысыах, организованном якутским царем Дыгын Тойоном, легендарный силач Майа-гатта Бэрт Хаара одержал замечате

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком