научная статья по теме Исторические и социально-педагогические аспекты фитнес-аэробики Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «Исторические и социально-педагогические аспекты фитнес-аэробики»

УДК: 613.71

СОЦИАЛЬНО-

педагогические аспекты фитнес-аэробики

Аспирантка ЕА Фонарева

Камская государственная академия физической культуры, Набережные Челны

Abstract

HISTORICAL AND SOCIOPEDA-GOGICAL ASPECTS OF FITNESS AEROBICS

E.A. Fonareva, postgraduate student

Kama state academy of physical culture, Naberezhnye Chelny

Key words: history, role and value of fitness aerobics, comprehensive school.

The purpose of the present research was to consider historical and sociopedagogical aspects of fitness aerobics.

Aerobics (in the wide sense) - is a system of exercises directed top development of aerobic abilities of energy supply of motor activity. The means of impact include walking, running, swimming, gymnastic exercises, dances, cardiotrain-ings etc. (Cooper, 1970);

Aerobics (in the narrow sense) - is one of directions of fitness programs, constructed based on different gymnastic exercises (step-aerobics, slide-aerobics, dance aerobics etc.).

Fitness aerobics is a complicated coordinating, aesthetic, team sport from the class of «Aerobics», differing by certain organic combination of sport and art, creative component and novelty factor, unity of motor actions and music. Aerobics promotes:

1) solution of task associated with personal perfection and training (moral aesthetic, mental, labor);

2) mastering special motor skills and abilities;

3) development and perfection of such physical qualities as power, integrated velocity manifestations, endurance, dexterity - directly associated with dexterity morphological body features - flexibility etc.;

4) developing interest in occupations of sports culture;

5) formation of motor school and motor culture;

6) inculcation of organization skills;

7) perfection of sensor body systems;

8) increase of body stability to unfavorable environmental factors.

Ключевые слова: история, роль и значение фитнес-аэробики, общеобразовательная школа.

Никто не станет оспаривать тот факт, что аэробика в современном обществе занимает место, которое дает основания рассматривать её как общественное явление. Что изначально представляет собой этот вид спорта? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории ее возникновения.

Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец силы и выносливости.

С развитием цивилизации, научно-технического прогресса, с угрозой человечеству гиподинамии, на рубеже Х1Х-ХХ вв. формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, сокольская гимнастика, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая гимнастика Сандова и т. д.

Однако в этих системах не уделялось особого внимания женщинам. Они выполняли те же упражнения, что и мужчины, без учета их физиологических особенностей. И лишь в 20-30 х гг. нашего столетия Женевьевой Стеббинс и ее последовательницей Бесс Менсендик под влиянием шведской функциональной гимнастики и системы Ж. Демени были разработаны методы, позволяющие воспитать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движения у женщин.

Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Франсуа Дельсарта (педагог вокала и теоретик сценического жеста), который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике - ритмопластического.

Стремительный рост популярности ритмики был связан также с именем преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Женевской консерватории

№ 9 • 2010 Сентябрь | September

89

Эмиля Жака Далькроза, который в 1911 г. открыл свой известный Институт ритма. Именно им впервые был введен термин «ритмическая гимнастика». Система ритмической гимнастики предназначалась для развития у занимающихся музыкальности и чувства ритма. Он считал, что движения и музыка должны сливаться в одно целое. Органическое сочетание музыки и движений - основа метода Ж. Далькроза. Однако попутно оказалось, что она весьма пригодна как средство физического воспитания.

Одну из главных ролей в развитии «свободного танца» сыграла и его глашатай Айседора Дункан (1878-1927), которую нередко называют «прабабушкой» современных мастеров художественной гимнастики. Велико значение в популяризации ритмической и эстетической гимнастики в России С. Волконского, организовавшего в Петербурге специальные курсы ритмики.

Популярность ритмической гимнастики росла, а преподавательских кадров не хватало, и в мае 1920 г. при подотделе Единой трудовой школы Петроградского отдела народного образования был открыт Петроградский институт ритма. Целью института была подготовка педагогов-ритмистов. Основными предметами курса являлись ритмика, сольфеджио и импровизация. В качестве дополнительных предметов, способствующих музыкальному и физическому развитию учащихся, в программу постепенно были включены: хоровое пение, слушание музыки, пластика, гимнастика и ряд теоретических дисциплин: методика ритмики, биомеханика, психология, история музыки, история искусств и семинар по изучению психопедагогического значения ритмики. Институт просуществовал два года как самостоятельное учреждение, а затем влился в Институт сценических искусств (сокращенно ИСИ) как его составная часть.

Начало 20-х гг. - период появления у нас в стране многих студий ритмики и пластики или, как их еще называли, ритмической и эстетической гимнастики. Все это потом будет теснейшим образом связано со становлением нового вида спорта - художественной гимнастики, а также ритмической гимнастики и аэробики.

Особое значение для последующего развития ритмопластического направления, как и для всей современной гимнастики в целом, имела научно обоснованная система физических упражнений, созданная одним из основоположников отечественной школы физического воспитания Петром Францевичем Лес-гафтом.

В 1934 г. в Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Началась практическая реализация идеи объединения физического воспитания с эстетическим, выдвинутой наиболее прогрессивными представителями художественного движения.

После выхода книги Моники Бекман «Джаз-гимнастика» в Стокгольме в 1971 г., а затем в Штутгарте в 1975 г. возродилось увлечение танцами как средством физического воспитания. Джаз-гимнастика

быстро завоевала популярность в Англии, Франции, Дании, ЧССР, ГДР. По сути своей джаз-гимнастика представляет собой методическую разновидность ритмической гимнастики. Основным средством джаз-гимнастики является джазовый танец.

Проанализировав особенности и становление джазового танца, мы вплотную подошли к пониманию ритмопластической танцевальной гимнастики и ее различных стилевых решений, таких как джаз-гимнастика, диско-гимнастика, аэробические танцы и др. [1, 5, 6].

Аэробные танцы - одна из сенсаций во второй половине 20-го в.

Впервые термин «аэробика» был введен доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Свою оздоровительную систему физических упражнений для всех возрастов, которая, кстати, в первозданном виде создавалась для военных, а потом была перенесена на широкие массы, он назвал «аэробикой» (от слова «аэробный» - кислородный).

В середине 70-х гг. аэробика Купера стала популярна не только у себя на родине, но и в Европе. В эти же годы основная идея Купера была подхвачена его соотечественницей Д. Соренсен и внедрена в область танцевальной гимнастики. В то время как джаз-гимнастика завоевывает популярность в Европе, в США бурно развивается аналогичное направление под названием «аэробические танцы», «аэробная гимнастика», «гимнастическая аэробика» и др. Не последнюю роль в популяризации сыграла и коммерциализация этой системы.

На арену массовой физкультуры выходят не только специалисты в этой области, но и известные актрисы: американская кинозвезда Джейн Фонда, ее соотечественница и коллега Синди Ромм, киноактриса Марлен Шарель и др. Высокое актерское мастерство ведущих телевизионные передачи, их двигательная культура способствовали популяризации аэробики.

Многие элементы гимнастики йогов широко применяются в ритмической гимнастике, главным образом в заключительной части занятий, для снятия возбуждения и усиления оздоровительного эффекта.

Истоками женской гимнастики являются системы Дельсарта, Далькроза, Алексеевой, а также научно-методические основы художественной гимнастики со спортивной направленностью.

Таким образом, современное ритмопластическое направление - это уникальный сплав существовавших гимнастических систем. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте европейских гимнастических школ зародилось и выросло здание современной ритмопластической гимнастики, аэробики..., хотя они и впитали в себя элементы восточной физкультуры, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев.

Итак, аэробика (в широком представлении) -это система упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей энергообеспечения двигательной активности. В качестве средств воздействия применяются ходьба, бег, плавание, гимнастические

90

№ 9 • 2010 Сентябрь | Бер1етЬег

упражнения, танцы, занятия на кардиотренажерах и др. (Купер, 1970); аэробика (в узком представлении) - это одно из направлений фитнес-программ, построенных на основе различных гимнастических упражнений (степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика и т. п.). В настоящее время понятие аэробика полностью заменило существовавшие до этого термины ритмическая гимнастика, аэробные танцы, танцевальные упражнения и т. п., характеризовавшиеся выполнением физических упражнений под музыку (Паффенбаргер, Ольсен, 1999) [2].

В настоящее время аэробика быстро развивается и как вид спорта - фитнес-аэробика, соревнования по которому проходят по трем номинациям (ви

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком