научная статья по теме ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: О XXI КОНФЕРЕНЦИИ “СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ” Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: О XXI КОНФЕРЕНЦИИ “СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ”»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Славяноведение,№ 2

Исторические корни этноконфессиональных конфликтов: О XXI конференции "Славяне и их соседи"

27-28 мая 2003 г. Отдел истории Средних веков Института славяноведения РАН провел очередную, XXI, конференцию из цикла "Славяне и их соседи", посвященную памяти выдающегося российского палеослависта Владимира Дорофеевича Королюка. Оргкомитетом конференции (председатель -чл.-корр. РАН Б.Н.Флоря) для обсуждения была предложена тема "Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в восточной части Европы".

Интерес к эпохе Средневековья и раннего Нового времени определяется прежде всего тем, что именно в этот период закладываются истоки многих современных этноконфессиональных конфликтов, и изучение заявленной Оргкомитетом темы должно способствовать пониманию причин конфликтов, выработке типологии конфликтных ситуаций, выяснению того, насколько проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений связаны со средневековыми сторонами жизни общества, и насколько -с тенденциями, характерными для Нового времени. В качестве приоритетных аспектов темы для обсуждения на конференции были выделены следующие: этноконфессиональная ситуация в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в Средние века и раннее Новое время (христианство, ислам, иудаизм); православие и католицизм в славянском мире: взаимодействие и исторические корни конфликтов; христианские империи раннего Средневековья и славян-

ские государства: этнические аспекты отношений; исторические корни немецко-славянских конфликтов; межэтнические отношения в Османской империи и корни балканских конфликтов Нового времени; национальные и религиозные конфликты в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в эпоху Реформации и Контрреформации; раннее Новое время как эпоха зарождения современных форм этноконфессиональных конфликтов. 24 докладчика конференции представляли институты Академии наук, университеты и высшие учебные заведения Москвы, Иванова, Махачкалы, Твери, Коломны. К началу конференции были изданы тезисы докладов ее участников.

Несколько докладов было посвящено особенностям болгаро-визанатий-ских отношений. ГГ. Литаврин выделил два основных фактора, определявших историю болгарской церкви в эпоху Первого Болгарского царства (8651018) - полное подчинение церкви верховной светской власти, которая с первых шагов церковного строительства обеспечивала болгарской церкви статус независимости от константинопольской патриархии, и непосредственное соседство Болгарии с Византийской империей, обусловившее самый факт принятия болгарами христианства в восточном варианте. Характер отношений болгарской церкви с Константинопольской патриархией во многом стал моделью для Сербии и Руси после принятии ими хри-

стианства. Л.В. Горина обратилась к тексту из Архивского сборника 1262 г. (список XV в.) "Начала царства Конст-рантинаграда греческого". Полагая его компиляцией хроники Георгия Амарто-ла, докладчица предположила, что эта компиляция была составлена в Болгарии периода правления Симеона (893927), когда здесь укреплялось христианство как государственная религия. На Руси же он оказался востребованным в период монгольского завоевания.

Тема конфессионально-культурных отношений Болгарии и Византии была продолжена в докладе Д.И. Полывянно-го на материале славянской книжности следующего периода болгарской истории - периода византийского господства (1018-1186). Анализируя различные варианты реакции болгарской культуры и ее носителей на изменившиеся условия, автор выделил институты и сообщества, благодаря которым обеспечивалось сохранение культурной самобытности средневековой Болгарии. Прежде всего подчеркивалась культурная политика Охридской архиепископии, стремившейся выступать в качестве преемницы деятельности свв. Климента и Наума - учеников свв. Кирилла и Мефодия; была отмечена роль славянских монастырей на территории архиепископии, где формировались культы местных подвижников, а также значение малых монастырских сообществ на западе бывшего Болгарского царства и братии афонского Зографского монастыря св. Георгия.

В ином ракурсе проблема развития болгарской культуры в условиях византийского владычества была представлена в докладе И.И. Калиганова. Оппонируя точке зрения о гонениях на славянскую письменность в Болгарии Х1-Х11 вв. (Г. Подскальский), автор в то же время отметил в целом неблагоприятные условия в этот период для развития здесь славянской культуры, обусловленные византийской политикой эллинизации национальных правящих династий и лишения болгарской церкви статуса патриархии. Закономерным поэтому выглядит появление в Киевской Руси этого времени в рамках единой византийской церкви основного репертуара перевод-

ной и оригинальной болгарской книжности Первого Болгарского царства. Наряду с официальным путем проникновения корпуса болгарских книг на Русь (отмеченным Г. Г. Литавриным) -вместе с болгарскими миссионерами, направленными на Русь императором Василием II Болгаробойцей, автор предположил и наличие "бытового канала", сформированного болгарскими беженцами из Северо-Восточной Болгарии и русскими воинами, посланными князем Владимиром в помощь Василию II.

С. А. Иванов, анализируя роль конфессионального фактора во взаимоотношениях в XIV в. греков с принявшими православие болгарами, влахами, русскими, аланами, пришел к нетривиальному выводу о том, что для греков благочестие было не религиозной, а политической категорией. Поэтому крещенные "варвары" воспринимались византийскими авторами как "не вполне христиане", хотя общность веры ощущалась как гарантия политической лояльности.

В докладе Ю.Я. Вина был рассмотрен этноконфессиональный аспект развития сельской общины в поздней Византии в контактных, балканских и малоазиатских, зонах с использованием (с некоторыми оговорками) медиевистиче-ской концепции крестьянства как этнической основы средневекового общества, носителя этнического сознания и культуры. Отметив симбиоз, мирное сосуществование деревенского греческого с негреческим, славянским и тюркским, населением, автор усмотрел причину сглаживания этнических различий в самом сельском образе жизни, в тяжелом труде, нивелирующем всякие различия. Община, выступая в поздней Византии в качестве неформального объединения, тем не менее смягчала остроту возможных межэтнических конфликтов. Постепенное же их усиление явилось следствием ослабления общинных связей и социокультурной роли сельской общины в целом.

М.В. Бибиковым по материалам византийских рукописных сборников из российских собраний была уточнена хронология распространения в Византии антилатинских полемических сочинений:

весьма ограниченное распространение их в IX-XII в. и большая их популярность после Лионской унии и особенно после Ферраро-Флорентийского собора.

Ф.Б. Успенский в докладе об англосаксах в Византии XI в. (где они появились после поражения в битве при Гастингсе в 1066 г.) обратился к источникам, которые ранее для этой темы не использовались - это свидетельство из анонимной Хроники (Chronicon universale anonymi Laudunensis) и его вольный перевод в исландской Саге об Эдуарде Исповеднике. Автор, в частности, отметил необычное для этого времени противопоставление в Хронике восточной и западной церквей, а также уточнение о составе так называемой варяжской дружины в Константинополе, в которой именно англосаксы составляли значительную, если не господствующую часть.

В связи с появлением в Швеции многочисленных спекуляций и"теорий", касающихся ведущей роли в образовании Древнешведского государства племенного объединенияи гаутов (Гауталанд), поглотившего объединение свеев (Свеа-ланд) и ранней датировки этого процесса, Е.А. Мельникова привела аргументы в пользу приоритета Свеаланда в процессах формирования Древнешведского государства, интенсивное развитие которых прослеживается лишь с начала XI в.

Постоянным внешним фактором, влияющим на ход истории Руси, было соседство со Степью и ее обитателями, и два доклада было посвящено этой проблеме. И.О. Князький проследил, как менялось восприятие противостояния Руси и череды тюрко-монгольских народов - сначала как борьбы христианства против язычества, а с XIV в. - христианства против ислама. А.С. Щавелев обратился к проблеме политического взаимодействия сторон для решения конфликтов в XI - начале XIII в., а именно -к летописным известиям о снемах -съездах русских князей с кочевниками (главным образом с половцами). Автор выделил некоторые особенности функционирования этого института, прежде всего обязательность встреч для киевского и, скорее всего, для переяславско-

го князя (неявка на снем автоматически приводила к конфликту и войне).

В ряде выступлений преимущественное внимание было уделено проблеме этноконфессиональных отношений различных славянских народов. В докладе об истоках польско-украинского конфликта Б.Н. Флоря обратился к ситуации в крупных центрах на украинских землях Польского королевства (прежде всего во Львове), где в условиях длительного сосуществования двух народов, один из которых был неравноправным по отношению к другому, и возникли предпосылки для конфликта. Национальное противостояние переплеталось здесь с религиозным: "русскому" мещанству вменялась здесь в вину "схизматическая" вера. В качестве сочинений, отражающих обусловленное конфликтной ситуацией осмысление своего прошлого, в докладе выделены тексты, вышедшие из среды, связанной со Львовским братством, на рубеже XVI-XVП вв. Здесь поляки выступают как соседи, которые, будучи призваны на помощь русским князьям, захватили их земли, заставили отказаться от своей веры и обычаев, ограбили храмы, иными словами, названные тексты создают впечатление о целенаправленных действиях поляков, приведших к уничтожению государственности русского народа и к упадку его культуры.

В Н. Ковалев обнаружил парадоксальную особенность в отношении массы польских солдат к своему противнику во время "московской войны" 16091619 гг. - отсутствие конфессиональной враждебности, которая была определяющей для той части русского общества, которая воспринимала события войны как угрозу правосла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком