научная статья по теме ИСТОРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»

Фольклористика

Муршудова У.Б., кандидат филологических наук, доцент (Шекинский региональный научный центр Национальной академии наук Азербайджана)

ИСТОРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

История полна интересными событиями, все происшедшие события и рассказы о людях, по чьей вине или активном участии которых они произошли, необычные и интересные, в позитивной или грустной форме вращаются вокруг их имени.

Археологические раскопки, письменные опусы, книги и продукт народной памяти -фольклор донесли до нас описания исторических событий и рассказы о героях этих событий. Эти сказы и описания необычны и так же интересны, как и люди, участвующие в них

Народные сказы и сказания, носят в себе историю целого народа, отражают общественные отношения своей эпохи, уровень знаний, народной мудрости, его нравственных устоев. Исторические народные сказки имеются у всех общественных формаций, а исторические сказки Азербайджанского народа основаны на богатых традициях. Основной традицией Азербайджанских народных сказок является отражение в них героизма исторических личностей, исторических мест, эпохи происходящих событий, волшебников и колдунов, говорящих и помогающих своим хозяевам животных, боевых предметов, обладающих необычайной силой, счастливых, наивных, но сильных духом людей, мудрецов всех возрастов, героев, появившихся на свет в необычных условиях и растущих с необычной скоростью, женщин, сражающихся и побеждающих на поле брани рядом со своими мужьями, смелых, мужественных девушек и матерей, напутствующих своих суженых и сыновей на победу над врагом.

Некоторые исторические народные сказки отражают события, связанные с деятельностью известных личностей, войны и стычки, происходившие между отдельными ханствами (княжествами), интриги, события, происходившие в связи с гражданскими войнами, мотивы, охватывающие период колонизации. На основе сказок созданы очень интересные, но мало известные рассказы, имеющие не столь политическое значение, сколько пронизанные духом приключенчества и романтики. Эти рассказы полны малоизвестными, но забавными символами, беглецами, религиозными святынями, и положительными и отрицательными героями, оставившими определенный след в истории народа.

Очень часто в народных сказках героям присуждаются имена реальных исторических личностей, события придумываются, превращаются в сказки, но отношение людей к этим героям определяется их отношением к этим реальным историческим личностям. Если народ оценивает положительно деятельность этих исторически известных людей, то и образ его преподносится справедливым, смелым, удалым, мужественным и мудрым.

В исторических сказках некоторые цари своей справедливостью облегчают жизнь своего народа и своей мудростью создают изобилие в стране, иные же остаются в памяти народной символами жестокости и несправедливости. Мухаммед Шах Каджар, Мухаммед Хусейн Хан, Фатали хан представляются в сказках жестокими, тиранами и кровопийцами, напротив Шах Аббас, Гаджи Челеби Хан, Адил Хан, Гусейн Хан, Искандер Великий же представлены смелыми, мужественными и справедливыми лидерами-предводителями народа.

Под понятием внутри текстового характера народных сказок имеется в виду их соответствующее оформление, сюжетная линия, тема и метод писании событий. Как и в письменной литературе, в сказках оформление происходит в течении некоторого времени на определенной местности. В Азербайджанских и Североамериканских народных сказках время определено только в прошлом понятии. В таких случаях используются такие фразы как «в прошлые

времена», «в далеком прошлом», «в один день в прошлом, но точное время не указывается. Слушающий понимает, что описываемые события происходили в прошлом. Но местом начала происходящих событий является территория проживания каждого народа, затем события продолжаются на соседней территории, а завершаются опять же на родной территории основного героя. Сказочные события происходят в лесных глубинах, тайных пещерах, на берегу моря, подземных пещерах, величественных дворцах, маленьких избах-хибарах, больших крытых рынках и на поле брани. В Азербайджанских сказках, путь, совершаемый основным героем, описывается в стиле народного устного творчества, не лишенного рифмованные и музыкального звучания, приятного для уха слушателя: «герой идет и немало и немного, по горам по долам, пройдя путь в «полегли», по оврагам ветру подобно, по горам - потоку подобно, в облике джигита смелого скачет на коне и добирается наконец до незнакомой местности». Обычно часто эта местность оказывается или замком, куда человек может проникнуть с использованием могучей силы, или без волшебства вход невозможен, или же встречается с силой огромного сопротивления.

Обычно сказка сказывается от имени третьего лица, и события происходят очень далеко от места нахождения сказочника. Характеры сказочных персонажей - символические, их поведение, разговорная речь и мечты просты и поверхностны, личные качества - ограничены и не меняются в течении всей сказки. Борьба между сильными и хитрецами продолжается без конца. В сказках главными героями становятся люди из разных слоев общества и их представление в ходе повествования - важный фактор сказа.

Азербайджанские народные сказки можно классифицировать нижеследующим образом:

• Исторические сказки, связанные с войнами.

• Сказки, связанные с историческими религиозными деятелями.

• Исторические сказки, связанные с историческими событиями.

В исторических сказках, в отличие от сказок Североамериканских индейцев, волшебные силы, используются очень мало, только в исключительных случаях. В Азербайджанских исторических сказках представляются в основном реальные люди, реальные боевые принадлежности, но это не относится ко всем сказкам. Символические волшебные животные, предметы или вещи часто помогают героям. Герои исторических сказок живут не обычной жизнью, вся их жизнь представляется в виде идеальной жизни отдельного индивидуума.

В сказках, созданных о Шах Аббасе, его визире Аллахверди хане, Александре Македонском, Мухаммед Гасан Хане, Адил хане и др. народ показывает свое отношение к этим героям. При появлении на свет этих необычных людей их родители - отец и мать также совершают героические и смелые поступки. Создается впечатление, что появлению их на свет божий сопутствовали какие-то неведомые никому, мистические силы.

При рождении Мухаммеда Шаха Каджара на небе показалась «хвостатая звезда» (комета), при появлении на свет Мухаммед Гасан Хана шел град, размером с куриное яйцо, кони, принадлежавшие Короглу-Гырат и Дюрат, и его «мисри» («египетский») Меч обладали необычайной - волшебной силой.

В сказке об Искандере «Зулгарнейи» («македонском») простым доступным языком описывается появление его на свет с одним рогом на голове, изучившем тайны всех существующих наук на земле и необычайно справедливом властителе.

В Азербайджанских сказках лидеры имели право по наследству издавать приказы, и руководить государством. После смерти падишаха его сын или дочь приходили к власти и руководили страной. Но будучи хорошим знатоком традиций войны, воины - пехлеваны своей смелостью и воинственной храбростью всегда становились непобедимыми героями. Герои сказок еще с детских лет проходили специальную школу мужества, за прослушивая советы и напутствия мастеров и знатоков, они учились смело смотреть в глаза смерти, быть храбрыми и готовыми к использованию различных методов и приемов борьбы. Получившие определенные уроки борьбы, молодые люди проходили испытания во время охоты и различных со-

ревнований. Цари, руководившие страной, ханы и беки для обучения своих сыновей и дочерей владению мечом, пользованию пиками, трелами, булавами, амудами, рукопашному бою и т.д. держали при дворе специальных «учителей». Парни и девушки для охраны границ своего жилья сражались на поле брани. Жены героев сказок вместе с мужьями бросались на поле войны, для уничтожения врагов сражались плечом к плечу рядом со своими мужьями.

В Азербайджанских исторических сказках большое место предоставляется известным деятелям исламской религии - наследникам рода пророка Мухаммеда-Али, Гасану, Гусейну, Шапуру, мифическим образам ангелов - архангела Гавриила и др. даже сам Творец иногда становился героем сказок.

В Азербайджанских исторических сказках участие в войне, борьба на поле брани в рукопашную, сражение на соревнованиях по владению мечом, луком и стрелами было прохождением очень волнующей и одновременно опасной спортивной школы мужества.

В наших древних сказках мужчина должен был владеть знаниями боевой техники, храбрым, уметь скакать на коне, быть профессионалом по владению оружием - таких героев народ воспевал с любовью и признательностью, рассказывал о нем интересные и познавательные истории. Эти рассказы с течением времени превращались в сказки и на долгие годы и века передавались из уст в уста.

Герои сказок Севера-Американских индейцев в основном образы вымышленные, мифологические. Это исторически известные люди, полностью владеющие навыками боевых традиций и получившие известность благодаря высокому охотничьему мастерству. В последствии народ превратил их в мифических героев, наградил их волшебной силой, и как непобедимых героев, перенес их образы в народную память. Индейские борцы для завоевания права ношения орлиного пера проходили определенные испытания, и завоевание почетного права становится их главной целью. Для храбрецов организовывались специальные спортивные игры, в течении который могли произойти и убийства участников. Храбрее не боится смерти, главной его почетной целью было победить противника. Но главной целью войны не было обязательное убийство противника. Тотальные войны приводили к полной ликвидации какого-либо племени или клана, после чего этот клан полностью прекращал свое существование на бренной земле. Войны происходили в основном не по политическим причинам, а носили характер личных взаимоотношений. Молодежь собиралась вокруг тех людей, которых считала лучшим руководителем. Лидеры и вожаки не владели правом руководить и издавать приказы по наследству. Они становились лидерами только благо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком