научная статья по теме ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРАВОВЫХ КУЛЬТУР Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРАВОВЫХ КУЛЬТУР»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРАВОВЫХ КУЛЬТУР

Л.В. Сокольская, кандидат юридических наук, доцент

Многообразие существующих типологий правовых культур свидетельствует, что в научном мире не выявлен общезначимый критерий типологии правовых культур. На основании анализа существующих историко-типологических концепций правовой культуры автор статьи выделяет исторические типы правовых культур и обосновывает наличие «генетического кода» правовой культуры, который несет в себе как индивидуальные характеристики национальной правовой культуры (видовые свойства), так и общечеловеческие (родовые свойства).

Основанием типологии правовых культур, предлагаемой автором, является правовое мышление, как выражение мировоззренческо-правовых основ той или иной эпохи, культуры, цивилизации. Правовое мышление это способ познания, выражения (артикуляции) и понимания (мироощущение) правовой реальности. Правовое мышление процесс смыслообразования, протекающий в единстве различных видов освоения социальной реальности - чувственного, интуитивного и рационального

Системно-иерархическая структура вариантной взаимосвязи чувственного, интуитивного и рационального типов смыслообразования находят свое подтверждение в устойчивых культурных типах, сложившихся исторически. Данные формы смыслообразования, порождают разные формы деятельности и присутствуют в различных сочетаниях в разных правовых культурах. Но это сочетание не может быть бесконечным. Исходя из того, что чисто математически количественных сочетаний может быть только шесть, автор предположил, что и исторически сложившихся типов правовых культур может быть не сколько угодно, а только шесть: античная, западноевропейская, ближневосточная, восточноазиатская, южноазиатская и евразийская/

Ключевые слова: правовая культура, типология, классификация, культурно-исторический тип, историко-культурные ценности, правовое мышление.

Необходимость классификации и типологизации правовых культур обусловлена научно-практическими потребностями. Научное и практическое значение заключается в поиске системообразующего принципа, способного объединить различные право-

вые культуры в «эндогамные системы», внутри которых возможен межкультурный контакт без драматических потрясений и чрезмерных издержек. Необходимо найти нечто главное, что позволит сохранить внутреннюю сущность системы при обмене правовы-

ми достижениями между различными социумами. Внутренняя «культурная эндогамия» подразумевает совместимость правовых достижений в границах общего культурного типа. В рамках одного типа легче спрогнозировать последствия внедрения того или иного правового института или идеи.

Понятия «типология» и «классификация» не тождественны. Классификация - это первый шаг, который помогает выявить упорядоченность исследуемых элементов, систематизировать их по какому-то единому основанию. Под классификацией обычно понимается распределение объектов по группам согласно определенным признакам, присущим одним объектам и отсутствующим у других [11, с. 11]. Классификация объектов производится, как правило, по следующим принципам: деление объектов должно быть последовательным и соразмерным по одному и тому же основанию. Основание классификации может варьироваться, но в пределах свойств и отношений, присущих системе до начала классификации. Классификация выполняет важную методологическую функцию: упорядочивая изучаемые объекты, она задает общее направление для дальнейшего целенаправленного исследования, служит основанием для прогнозирования новых результатов.

Типология есть прямое продолжение классификации, поскольку последняя разделяет группы разнородных объектов до тех пор, пока не доходит до уровня качественной однородности [3]. Типология, - отмечает Н.В. Сыяъченко - опирается на классификацию, в логическом плане процесса познания сле-

дует за ней, преодолевает ее недостатки, является в этом смысле ее прямым продолжением [13, с. 62]. Типология необходима, когда требуется описать множество неоднородных объектов, изучить закономерности на основе анализа таких множеств. Типологизация, как правило, осуществляется на основе построения идеальной модели или типа. Однако необходимо уточнить, что типология возможна и без построения идеальной модели, так как различается теоретическая и эмпирическая типологии [15]. Мыслительные конструкции, образующие идеальный тип культуры, представляют собой научные абстракции, которые позволяют множественные проявления культуры изучить на количественной и качественной основах. Под идеальным типом культуры понимается «совокупность тесно взаимосвязанных черт, образцов, моделей, которые обладают определенным набором количественных и качественных характеристик, а также существенных признаков» [8, с. 13].

Предметом исследования в данной научной статье выступает исторический тип правовой культуры, поэтому необходимо уточнить, что понимается под этой дефиницией. Исторический тип правовой культуры - это модель правовой культуры, в которой объединены общие и существенные черты определенной группы правовых культур, соответствующие конкретному историческому этапу развития и функционирования социума.

Итак, сформулируем рабочее определение понятия «типология правовых культур». Это - научная система, отражающая логику исторического раз-

вития локальных правовых культур и объединяющая их в группы на основе определенных культурно-правовых критериев. Типология показывает единство общего (культурно-исторический тип) особенного (эндогамная группа правовых культур) и единичного (правовая культура конкретного социума), помогает определить место конкретной культуры в культурно-историческом процессе и ее роль в межкультурном контакте.

В научной литературе выделены различные основания, по которым может происходить типологизация культуры, в том числе и правовой.

Экономическое основание устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства (кочевая и оседлая, скотоводческая и земледельческая). Хозяйственно-культурный тип (скотоводческий, земледельческий, торгово-ремесленный и др.) оказывает непосредственное влияние на развитие права и правовой культуры данных сообществ. Например, кочевой образ жизни предписывает формирование естественно-правовых начал в правовой культуре кочевников и закрепление определенных правил поведения в устном народном творчестве (эпосах). Земледельческая культура стремится письменно закрепить правовой порядок вещей.

Социально-экономический (форма-ционный) подход к проблеме типологии позволяет выделить правовые культуры первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и посткапиталистического (социалистического) типа. Упрощенные представления о непрерывном последо-

вательном процессе развития общества от первобытной общественно-экономической формации к коммунистической не соответствуют конкретным историческим данным возникновения и развития правовых культур. Кроме того, современные правовые культуры различных социумов, которые базируются на рыночных отношениях, столь различны, что их невозможно отнести к одному культурно-историческому типу. Например, в Великобритании и Франции развиты капиталистические отношения, а правовые культуры разные (англосаксонская и романо-гер-манская).

Духовно-культурными основаниями для выделения конкретно-исторических типов культуры являются наиболее существенные духовные ценности эпохи. Ценности выступают как наиболее устойчивые составляющие правовой культуры, отражают элементы ее «генетического кода». В зависимости от ценностного доминирования выделяют:

• религиозное основание. Оно позволяет классифицировать культуру в зависимости от религиозного мировоззрения. Можно различать мусульманскую, христианскую, индусскую, иудейскую, буддистскую и т. д. культуры. Все многообразие религиозных верований можно свести к двум критериям: монотеизм (мусульманская, христианская....) и политеизм (языческая). Таким образом, можно выделить монотеистический и политеистический типы культур. Религиозный фактор играл особую роль в типологизации А. Тойнби, который различал западно-христианский, православно-христианский, исламский,

индуистский и иные типы культур. М. Вебер построил свою типологию на деятельном отношении человека к миру, сконцентрированном в вариантах религиозной этики;

• национально-территориальное основание. Оно предполагает типологический анализ культур по этно-национальным и территориальным признакам. Этнонациональные характеристики правовой культуры отражены в духовных ценностях конкретного этноса или народа. Можно согласиться с мнением С.Б. Зинковского, что «ценности обусловливают формирование правовых традиций, на основе которых строится типология правовых культур» [2, с. 103]. Например, восточная и западная правовые традиции существенно отличаются друг от друга, что позволяет выделять восточный и западный типы правовых культур.

Национальные культуры, как правило, формируются и развиваются на территории проживания конкретного этноса, поэтому данное основание можно обозначить как этно-нацио-нально-территориальное. Например, славянская культура формировалась на территории Восточной Европы. Этносы, имеющие общий путь исто-рико-правового развития в определенных географических пределах, объединяются в более крупные культурные сообщества, такие как европейское, американское, африканское, азиатское и др. Однако как верно подчеркивает М.В. Немытина «затруднение состоит лишь в том, что геополитическое пространство на протяжении многовековой истории человечества неоднократно менялось» [9, с. 171].

Не только территория расселения, но и природные условия, в которых проживает этнос, также оказывают непосредственное влияние на его культуру. Данный тезис получил свое обоснование в концепции географического детерминизма, в которой постулируется идея неравномерности культурного развития в зависимости от географических и природных условий;

• смыслообразующее ценностное основание. Осмысление господствующего в обществе представления о мире, о месте и роли человека в обществе, легли в основу выделения таких типов правовой культуры как:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком