научная статья по теме ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕОРИИ СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА ПИТИРИМА СОРОКИНА Социология

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕОРИИ СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА ПИТИРИМА СОРОКИНА»

История социологии

© 2014 г. А.Ю. ДОЛГОВ

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕОРИИ СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА ПИТИРИМА СОРОКИНА

ДОЛГОВ Александр Юрьевич - аспирант, младший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (E-mail: dolgovalexandr@yandex. ru).

Аннотация. Рассматривается теория созидательного альтруизма П.А. Сорокина, её генезис, методологические рамки и специфика. Обращено внимание на различие в понимании альтруизма в дореволюционной России и в Западной Европе. В концепции созидательного альтруизма П.А. Сорокина выявлено наложение влияния западной рационалистической и русской этико-философской традиции рассмотрения альтруистического поведения. Представлены современные подходы к альтруизму и просоциальным феноменам.

Ключевые слова: созидательный альтруизм • интегрализм • десоциализация • социальная солидарность • просоциальные феномены

В последние годы исследователи обращают внимание на то, что социология слишком мало интересовалась просоциальными феноменами, концентрируясь в основном на изучении конфликтов, негативных девиаций, стратегий максимизации выгоды и т.п. Определенным ответом на подобную ситуацию в науке стало формирование предметной области позитивной психологии. Социология отреагировала на нее возрастающим количеством работ, анализирующих социальную солидарность, волонтер-ство, локальные гражданские инициативы и проблемы расширения участия жителей в территориальном самоуправлении. Индикатором изменений стало создание в 2011 г. в Американской социологической ассоциации секции под названием "Альтруизм, мораль и социальная солидарность".

В год 125-летия со дня рождения знаменитого социолога имеет смысл вспомнить о другой немаловажной дате, связанной с его творчеством. 65 лет назад: в 1949 г., под руководством П.А. Сорокина был официально открыт Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма. В то время мировое научное сообщество проявило слабый интерес к проблемам преобразования общества путем альтруизации, а исследованиям Центра не удалось начать "заметного широкого движения по институ-ционализации альтруизма в социальных науках" [Johnston, 1995: 204]. Тем не менее, в этой области были сделаны первые шаги в организационном и в научно-исследовательском плане. П.А. Сорокин стал первым социологом, который провел комплексный социологический анализ феномена альтруизма, о природе и возможности существования которого представители разных научных дисциплин спорят до сих пор. В статье предпринимается попытка реконструировать исходные положения теории созида-

тельного альтруизма и ответить на вопрос о возможностях применения сорокинских идей в современных социологических исследованиях. Параллельно рассматриваются принципиальные особенности его теории и анализируются причины сдержанного отношения американских социологов середины XX в. к идеям П.А. Сорокина.

Генезис теории созидательного альтруизма. Анализ теории созидательного альтруизма был бы неполным без обращения к факторам, которые обусловили интерес П.А. Сорокина к данной проблеме и повлияли на специфические черты его научных воззрений. Мы выделим три таких фактора. Первый связан с его биографией и социально-историческими событиями, свидетелем которых ему довелось стать. Выходец из бедной семьи, а позже и вовсе сирота, П.А. Сорокин с ранних лет на личном опыте осознал важность взаимопомощи в жизни человека. Радикальные социально-политические события второго десятилетия XX в., очевидцем и непосредственным участником которых был он сам, повлияли на эволюцию его политических и научных взглядов. Опыт участия в революционных событиях и в политической борьбе на стороне умеренных социалистов-революционеров он позднее переосмыслил, сделав своим жизненным кредо утверждение, что "жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении" [Сорокин, 1991: 266]. Наблюдая за антисоциальными проявлениями человеческого поведения в условиях революционных потрясений и гражданских войн, он отмечает с одной стороны "десоциализацию", а с другой -неизбежность деформации структуры возникшего на руинах Российской империи общества "в сторону военного социализма", отличающегося "неограниченным объемом правительственного вмешательства...", "ничтожным объемом автономия и самоопределения" людей и "уравнительным деспотизмом" [Сорокин, 2003: 574]. События революционных лет навсегда заложили неприятие Сорокиным любых форм подавления личности, тоталитарных практик, антигуманных действий и укрепили его веру в исключительную важность нематериальных ценностей. Истоки альтруистического поведения он видит в социокультурном мире, который человек сотворил благодаря победе над биологическими влечениями и эгоизмом. Исследования механизмов динамики различных типов культур и характерных для них ценностей получили научное выражение в фундаментальном труде П.А. Сорокина "Социальная и культурная динамика" ^огокт, 1937-1941]. Вторая мировая война заставила его острее ощутить опасность тотального разрушения и, используя научные средства, обратиться к поиску механизмов самосохранения, заложенных в обществе и культуре. Решение этой проблемы Сорокин найдет в альтруизме.

Второй фактор - идейный контекст, в котором проходило формирование Сорокина как ученого. Можно выделить две наиболее широко представленные традиции понимания бескорыстного поведения - метафизическую и рационалистическую. Метафизическая традиция объясняет возможность и необходимость самопожертвования через понятие сверхсознательной сущности (Бог, силы природы, совесть, судьба и т.п.). Альтруистическое поведение, как правило, рассматривается в ее рамках в качестве средства достижения этой сущности. Рационалистическая традиция основывается на эмпирически подтверждаемых закономерностях и акцентирует внимание исследователей на полезных для общества формах альтруистического взаимодействия между людьми. В её русле сложилась западная социологическая традиция, в рамках которой альтруизм рассматривается и истолковывается исходя из соображений "выгоды" от альтруистического поведения как для коллективов и обществ, так и для входящих в него индивидов (см., напр. [Спенсер, 2008: 231-232]). Альтруизм нередко сводился в ней к взаимовыгодной стратегии выбора оптимального поведения рациональными акторами. К такой традиции можно отнести многие эволюционные и реципрокные теории, а также теории "разумного эгоизма", в частности, идеи французского этнографа и социолога-эволюциониста Ш. Летурно в отношении предпочтительного "выживания" обществ и индивидов с более высоким уровнем морали. При таких подходах только умеренная степень проявления альтруизма признавалась общественно полезным

явлением, полное самопожертвование считалось избыточным. Кроме того, акцент делался на биологических корнях альтруизма, которые через семейные отношения трансформировались в социальные нормы поведения, что особенно прослеживается в работах Г. Спенсера.

В отечественной социальной науке конца XIX - начала XX вв. альтруизм чаще анализировался в контексте идей социальной солидарности и взаимопомощи как механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие общества (П.А. Кропоткин, М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти, А.А. Исаев и др.). Совсем иначе проблематика альтруизма развивалась русскими религиозными философами, которые рассматривали её с позиций христианской этики в связи с проблематикой любви и добра как основ нравственной жизни. Для таких русских мыслителей, как В.С. Соловьев и П.А. Флоренский, ключевым в понимании альтруизма являлась степень его соответствия христианским заповедям, которые составляют основу общественной морали. Поскольку термин "альтруизм" имеет западное происхождение, он воспринимался некоторыми русскими религиозными мыслителями как бездуховная практика, лишенная высокого содержания и подменяющая собой истинную христианскую любовь [Бердяев, 1989; Тихомиров, 1999].

Одной из задач, которые решал П.А. Сорокин, являлась интеграция русской и западной традиций в последовательную научную теорию альтруизма. Идеи П.А. Сорокина как продолжателя российской философской традиции рассмотрения христианской любви не были при его жизни должным образом восприняты западным научным сообществом во многом именно в силу различий понимания феномена альтруизма. Как отмечает Л. Николс, приравнивание духовного учения к социологической закономерности рассматривается в современной американской социальной науке как абсолютно неприемлемая идея [Nichols, 2012: 399-400]. В то же время для обозначения просоциального взаимодействия Сорокин использовал именно понятие "альтруизм", к которому русские философы относились противоречиво. Заметим, что в его работах понятия "альтруизм" и "любовь" синонимичны. Содержание, вкладываемое П.А. Сорокиным в понятие "созидательный альтруизм" (creative altruism) оказалось тождественным пониманию деятельной любви Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым. И в то же время характер использования им понятия "альтруизм" связан также с западной социологической традицией. Путем синтеза этих подходов П.А. Сорокин попытался интегрировать религиозный и научный опыт рассмотрения социального феномена альтруизма.

Третьим фактором обращения Сорокина к проблеме альтруизма стала методологическая необходимость завершить формирование своей интегральной системы взглядов. Выход в свет "Социальной и культурной динамики" обозначил начало нового "интегрального" этапа творчества социолога, и в то же время подтвердил влияние русской философской традиции на его взгляды. Идейная преемственность, прежде всего, касается критики ограниченных возможностей разума и признания первичности духовных ценностей. Указав на существование специфических циклов (чувственного, идеационального и промежуточного идеального или интегрального), русский социолог сделал вывод о разрастающемся кризисе чувственной социокультурной системы. Предотвращение кризиса для него было связано с переходом к интегральной системе ценностей. Изначально интегрализм рассматривался в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком