научная статья по теме ИСТОРИЯ АРХИВА АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ АРХИВА АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ»

Я.Э. Харитонова

История архива Антониево-Сийского монастыря

Ключевые слова: архив Антониево-Сийского монастыря, Русская православная церковь, Архангельский Север, Государственный архив Архангельской области, Российский государственный архив древних актов, архив Санкт-Петербургского института истории РАН, отдел рукописей Библиотеки Российской академии наук, А.Е. Викторов, И.М. Сибирцев, П.М. Строев.

Большая часть документальных источников как синодального, так и допетровского периода истории нашей страны происходит из монастырских и церковных архивов. Неудивительно, что исследовательский интерес к архивным собраниям монастырей России всегда был высок1. Однако процесс формирования монастырских архивов, принципы их организации и ведения в региональном аспекте изучены недостаточно.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский (далее - Сийский) мужской монастырь с возникновения в 1520 г. формировался как один из важнейших духовно-просветительских центров Архангельского Севера. Многие страницы истории обители - деятельность настоятелей, создание архитектурного ансамбля, религиозное просвещение и миссионерство - освещены достаточно полно2. Однако этого нельзя сказать об истории монастырского

" 3

архива: в ряде исследований характеризуются отдельные его документы3; исключением является работа А.А. Амосова, проанализировавшего методику составления описей в Сийском монастыре в XVII-XVIII вв.4 В настоящей статье попытаемся проследить историю создания и этапы существования архива Сийского монастыря, обозначив главные события в организации архивного хранения документов обители и их современное местонахождение.

В XVI в. трудами основателя обители игумена Антония начали формироваться многие ее традиции: переписывание книг, собирание библиотеки (книгохранилища), деятельность иконописной мастерской. Тогда же был основан и монастырский архив. Первым поступившим на хранение документом стала составленная в 1556 г., в завершение настоятельства Антония Сийского, опись монастырского имущества. Она содержала перечень различных документов: жалованных грамот великих князей Василия III и Ивана IV, предписаний, регламентирующих вопросы монастырского землевладения и внутренней жизни обители, купчих, отводных грамот, приходо-расходных книг5.

Описание и систематизация документов в Сийской обители были организованы лучше, чем в других монастырях Архангельского Севера. К концу XVI в. Сийский монастырь сформировался как крупный земельный собственник, что потребовало скрупулезного учета владельческой документации и позволило опередить в постановке архивного дела другие монастыри региона6.

В XVI-XVIII вв. собрание архивных материалов в монастыре неоднократно подвергалось переписи; это давало возможность не только учитывать количество документов, но и фиксировать основные события истории обители. Новая опись составлялась, как правило, при смене настоятеля и заносилась в «отводные переписные книги», где наряду с прочим монастырским имуществом перечислялись и письменные архивные материалы. Такие переписи (их материалы сохранились) были предприняты в 1586 г. при передаче дел от игумена Питирима новому настоятелю игумену Гермогену7, в 1597 г. при назначении настоятелем «постриженика Антониево-Сийского монастыря черного дьякона Ионы»8, в 1641

г. при новом игумене Игнатии (Порохине)9, в 1688 г. при производстве в игумена Сийского монастыря иеродиакона Варфоломея10. Количество документов в итоге возросло примерно с пятидесяти в 1556 г. (по отписному списку при завещании прп. Антония) до почти тысячи в конце XVII в.11

Переписи монастырских архивов проводились также по требованию властей, как светских, так и церковных. К примеру, перепись архивных документов многих монастырей страны, в том числе Сийского, проведена в 1640-х гг. в ходе правительственной ревизии по указу царя Михаила Федоровича12. В 1652 г. Никон, тогда еще митрополит Новгородский, инициировал масштабную «архивную реформу» как одно из мероприятий по укреплению архиерейской власти. Побывав в 1652 г. в Сийском монастыре, он сменил соборных монахов в руководстве монастыря, ввел должность «архивного старца» и повелел выделить архив из подведомственной казначею службы - денежной казны монастыря. С этого момента крепостная казна (служба, ведавшая архивом и канцелярией) приобрела самостоятельность13.

В 1660-1680 гг. большое внимание работе с монастырским архивом уделял игумен Феодосий (Лебедев). При содействии двух монастырских старцев (книгохранителя монаха Тихона и монаха Закхея) Феодосий провел основательную реорганизацию архивохранилища обители14. Она пришлась на период относительной стабилизации структуры землевладения в стране, замедления роста монастырских вотчин. Отсутствие необходимости оформления новых актов на земельные владения обусловило появление в деятельности крепостной казны Сийского монастыря нового направления - организации учета и описания документов. К 1670-м гг. в монастыре сложились определенные требования к описанию документов, были разработаны формуляры описательных статей. Кроме того, состоялось структурное разделение архива на три части: жалованные и указные грамоты царей, жалованные и богомольные грамоты патриархов, митрополитов и архиепископов; акты частноправового характера на земельные владения; заемные хлебные и денежные кабалы15. Тогда же все архивные документы были перемещены в «архивную палатку», специально построенную при храме-колокольне16.

В XVIII в., в ходе законодательного оформления правил ведения архивной документации различных учреждений, особое внимание уделялось архивам российских монастырей. В 1720 и 1722 гг. именными указами Петра I Сенату и Синоду было предписано «осмотреть и забрать во всех монастырях, обретающихся в Российском государстве, жалованные грамоты, исторические книги - летописи, степенные, хронографы»17, что положило начало вывозу архивных документов из монастырей страны в столицу. По запросам царского двора, различных министерств и ведомств из архива Сийского монастыря в Санкт-Петербург отправлялись выписки из писцовых книг, описей монастыря и приходо-расходных книг. Отдельные монастырские документы были вывезены академическими экспедициями В.Я. Чичагова (1760-е гг.) и И.И. Лепехина (1770-е гг.)18.

После указа Екатерины II Сенату о секуляризации церковных земель и переводе монастырских крестьян в категорию экономических (государственных) от 26 февраля 1764 г.19 описания архивных собраний обителей проводились реже. Но и в этот период интерес духовных и светских властей к монастырским документам не ослабевал. Так, в 1791 г., согласно указам императрицы, четыре редкие рукописи из Сийского монастыря были высланы епископом Архангельским Вениамином (Краснопевковым-Румовским) в Синод для рассмотрения и изучения20.

В течение XIX в. порядок учета и хранения собраний монастырских документов сформировался окончательно. Указами Синода настоятелям монастырей предписывалось ежегодно отчитываться перед епархиальными властями о состоянии архивов, вести

хронологические реестры, следить за целостностью, «внутренней и внешней опрятностью» дел. Для упорядочения документов монахам крепостной монастырской казны следовало учинять описи «всем письменным делам и инструкциям»21.

В начале XIX в. на волне интереса в научных кругах к церковным и монастырским архивам изучением монастырских архивохранилищ целенаправленно занялась Академия наук. В 1829 г. документы монастырей Русского Севера (Михайло-Архангельского, Николо-Корельского и Антониево-Сийского) исследовал в ходе экспедиции археограф П.М. Строев. В течение года он скопировал около 700 листов, намереваясь составить обстоятельный каталог монастырских рукописных книг, грамот и актов. Эта задача не была выполнена, однако большинство заслуживающих особого внимания сийских рукописей (около ста) ученый описал в «Библиологическом словаре»22. Об итогах работы в архиве и книгохранилище Сийского монастыря П.М. Строев сообщал в Академию наук: «Многочисленное книгохранилище сей некогда знаменитой обители дало мне обильную жатву»23. Результаты своего исследования он осветил в нескольких публикациях24.

В июле-августе 1876 г. в библиотеке и архиве Сийского монастыря работал археолог, библиограф, член Археографической комиссии и член-корреспондент Императорской Академии наук А.Е. Викторов. Ученый подверг описанию 271 монастырскую рукопись из ризницы и архива, включая хозяйственные книги. Неописанными остались примерно 250 рукописей, в том числе около 100 нотных, а также поздние списки XVШ-XIX вв. Результаты исследования А.Е. Викторовым были опубликованы25. Изучая Сийский архив, он использовал составленное П.М. Строевым описание. О том, что архивное собрание в течение почти пятидесяти лет сохранялось монахами образцово, говорит тот факт, что почти все указанные Строевым рукописи оказались в наличии и в 1876 г.26

Архангельские краеведы тоже интересовались архивными собраниями местных монастырей. Так, историю северных обителей описывал епископ Архангельский и Холмогорский Макарий (Миролюбов)27. В 1878 г. увидел свет его фундаментальный труд о Сийском монастыре28, содержащий подробное описание грамот (в том числе 24 царских жалованных, 13 патриарших и пяти митрополичьих), семи указов архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия (Любимова), описей царских даров, монастырского имущества и ценностей, хранившихся в обители.

К концу XIX в. условия содержания архивных документов в Сийском монастыре ухудшились. По словам одного из краеведов того времени, «архив размещался в тесном, неприспособленном помещении», документы находились «смешано и в беспорядке в нескольких ящиках»29. В декабре 1886 г. по инициативе епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила II (Соборова) в целях собирания, хранения, упорядочения церковной утвари, книжных и архивных монастырских собраний были основаны Комиссия по собиранию и хранению памятников церковной древности и Архангельское древлехранилище, преобразованное в 1891 г. в Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет. Древлехранилище организовало работу по собиранию и охр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком