научная статья по теме ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ»

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

БРЕЕВА Елена Борисовна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры маркетинга, экономики и социологии труда Российского государственного социального университета. E-mail: prigos@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается история развития законодательства о защите прав несовершеннолетних в России. История развития государственного регулирования беспризорности изучается с петровских времён до 60-х гг. ХХ столетия - времени, когда само понятие беспризорности практически исчезло в стране, а детям уделялось много внимания как со стороны государства, так и общества.

This article deals with the history of the development of the legislation on the protection of minors' rights in Russia. The history of the development of state regulation of homelessness is being studied with Peter the great's times to the 60-es. The 20th century - time when the very notion of homelessness has practically disappeared in the country, and children was given a lot of attention both by the state and society.

Ключевые слова: детская беспризорность; правонарушения среди несовершеннолетних; государственная политика в области материнства и детства; детский дом; воспитание несовершеннолетних.

Street children; delinquency; state policy in the field of motherhood and childhood; children's home; the upbringing of minors.

Развитие общества и страны во многом обусловлено развитием детского населения, таких его характеристик, как образование, здоровье, нравственный уровень. Немаловажное значение для формирования семейных ценностей имеет и совершенная пенсионная система страны. Рассмотрим составляющие государственной политики в области детской беспризорности. Проблема беспризорности и попытка ее решить имеет в России давнюю историю. Уже в начале XVII в. царь Михаил Федорович поручил Патриаршему приказу заняться вопросами общественного призрения (в том числе и детей-сирот), а несколько позже для этого был специально учрежден Аптекарский приказ . Дальнейшее развитие государственная система общественного призрения по-

1 Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения. [Текст] / Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 273-279; Ермаков Д.Н. Совершенствование механизмов российской пенсионной системы. [Текст] / Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская // Бизнес в законе. 2012. № 2. С. 258-263.

2 Об общественном призрении в России. СПб., 1918. С. 16.

лучила при царе Федоре Алексеевиче, который повелел построить в Москве две богадельни -«одну в Знаменском монастыре, что в Китае, а другую на Гранатном дворе за Никитскими воротами, .... чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих не было»3.

Очень энергично взялся за дело Петр I. Согласно изданным им правилам, города, помещики и лица, управляющие казенными и частными вотчинами, должны были заботиться о прокормлении и призрении нищих и убогих, не допуская их бродяжничества в поисках милостыни. Наблюдение за выполнением этих правил возлагалось на полицию. В дальнейшем эти правила конкретизировались Указом от 31 января 1712 г., предписывавшим всем губерниям иметь госпитали «для самых увечных, таких, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, также и зело престарелых». Борясь с лженищенством, Петр I запретил (под страхом штрафа до пяти рублей) подавать милостыню непо-

3 Там же. С. 18.

средственно нищенствующим, а отдавать ее в госпитали и другие подобные места, где содержатся убогие и действительно нищие.

С 1701 г. заниматься вопросами общественного призрения было поручено Святейшему Правительственному Синоду и Камер-конторе. Воевод обязали строить «больницы, богадельни, сиротские дома, дома для призрения и незаконнорожденных младенцев, дома смирительные и дома прядильные для людей праздношатающихся и им подобных»1.

В последующие годы деятельность учреждений государственного общественного призрения постоянно совершенствовалась и дополнялась, однако лишь в царствование Екатерины II она начала принимать системный характер. Открываются Воспитательные дома в Москве (1764 г.) и Санкт-Петербурге (1770 г.). При непосредственном участии императрицы и под ее контролем разрабатывается ряд законодательных актов, и создаются структуры по организации и управлению социальными учреждениями. Принципиальное значение имело введенное в 1775 г. «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», которым впервые в законодательном порядке устанавливалась государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии под председательством губернатора образовывались приказы общественного призрения, призванные организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, работные дома и т.д. При наличии казенного финансирования приказам также дозволялось принимать пожертвования от граждан. Кроме того, городам, обществам, селениям и частным лицам предоставлялось право создавать собственные «общеполезные заведения» из числа перечисленных выше. С 1785 г. города обязывались часть своих доходов отчислять приказам общественного призрения. Екатерина Вторая занималась этими вопросами не только на государственном уровне, но и личным примером побуждала подданных к благотворительности.

Многое сделала для развития благотво-

1 Об общественном призрении в России. СПб., 1918. С. 41-42.

рительности в России жена Павла Первого - императрица Мария Федоровна. Став в 1797 г. попечительницей воспитательных домов, она уделяла большое внимание образованию детей. Для этого в обоих Воспитательных домах (Петербургском и Московском) были созданы специальные классы, в которых дети-сироты получали не только начальные знания, но и специальность (это были специальности, присущие их социальному происхождению - нянечки, прислуги и т.п.). Вот как описывает современник Воспитательный дом в Москве: «Не надменному наследнику, не богатому вельможе, не царскому министру отдано красивейшее здание города - незаконнорожденным, брошенным гулящими матерями младенцам. Детей отдают привратнику без всяких допросов и рекомендаций, переодевают во все казенное и препоручают кормилице. Не только зачатые в грехе, но и дети замужних крепостных баб нередко попадают в Воспитательный дом. И причина расставания навеки с любимым дитятей бывает удивительной - желание, чтобы ребенок не повторил в неволе несчастной жизни своих родителей, чтобы рос свободным человеком. Ведь устав Воспитательного дома гласит: «Все воспитанные в сем доме обоего пола и дети их и потомки в вечные роды останутся вольными и никем из партикулярных людей ни под каким видом закабалены или укреплены быть не могут»2.

После смерти Марии Федоровны (1828 г.) институты, общества и другие заведения, называвшиеся «учреждениями императрицы Марии», были объединены в одну общую структуру под названием «Ведомство учреждений императрицы Марии». Особой заботой Ведомства являлись детские приюты. Так, с 1839 по 1899 гг. их в среднем ежегодно открывалось более двух. К концу указанного периода был организован 161 приют; на полном содержании в них находилось 6500 человек, а приходящих было вдвое больше3.

В деятельности всех перечисленных организаций, обществ и учреждений принимали активное участие лучшие представители имущих классов. В Москве, например, опекунский совет детских приютов возглавила княгиня На-

2 Благотворительная России. СПб., 1902. С. 14.

3 Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1. СПб., 1900. С. 104-105.

талья Сергеевна Трубецкая. В противоположность петербургскому совету, получившему в свое ведение уже созданные ранее приюты и капитал около 38 тыс. рублей, московский совет должен был начинать практически с нуля, располагая лишь отпущенной по высочайшему повелению суммой в 2857 руб. 14 коп. и средствами от «кружечного сбора».

Первоначально московские детские приюты создавались с целью приютить и дать начальное образование бедным детям, оставшимся без присмотра во время дневной работы их родителей. С 1878 г. по решению опекунского совета особое внимание стали уделять созданию сиротских отделений при приютах (до этого они были лишь в двух приютах). Это дало возможность облегчить в какой-то мере положение детей-сирот, дать им не только постоянный приют и уход, но и начальное школьное обучение.

Большую благотворительную работу проводило Петербургское Общество попечения

0 бесприютных детях. Оно занималось организацией призрения и воспитания детей, оставленных родителями, детей-сирот, а также детей, которых сегодня назвали бы «социальными» сиротами. Общество содержало приют, в котором находилось более 350 детей. Они распределялись по возрастным группам, и воспитание их проводилось по специальной методике, близкой к современным методикам детских учреждений. Так, дети в возрасте 1-4 лет находились на попечении нянечек, от 4 до 7лет занимались с воспитателями: они учились шить, вязать, разучивали молитвы, стихи, буквы, занимались подвижными играми. С семи лет дети переходили в подготовительный класс и начинали учиться грамоте, затем обучались по программе городского начального училища: мальчики до 8 лет, а девочки до 12 лет. После чего

1

детей переводили в приюты для старших .

Общая картина характера и объема благотворительности в России, например, в 1896 г., такова: всех благотворительных обществ, братств, попечительств, комитетов и так называемых благотворительных корпораций -1404, в т.ч. 334 - в Санкт-Петербурге и 164 - в

1 Рыцарь революции. Воспоминания современников о Ф.Э. Дзержинском. М.: Политиздат, 1967. С. 1.

Москве. Благотворительные учреждения по всей России - 3555, в том числе в Санкт-Петербурге - 638, в Москве - 453, число детских приютов, соответственно, 763, в Санкт-Петербурге - 146, Москве - 56.

Наибольшее число благотворительных обществ и учреждений состояло в ведении министерства внутренних дел (2772), за ними следовали общественные учреждения (959), духовное ведомство (713), ведомство учре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком