научная статья по теме ИСТОРИЯ ИСЛАМА. ПОЗИЦИИ ИСЛАМА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В IХ - В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XII ВВ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ ИСЛАМА. ПОЗИЦИИ ИСЛАМА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В IХ - В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XII ВВ»

Этнография, этнология и антропология

Халаев З.А., кандидат исторических наук, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук

ИСТОРИЯ ИСЛАМА

ПОЗИЦИИ ИСЛАМА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В IX- В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XII ВВ.

(«Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ №№15-31-01217 «Взаимодействие Джаро-Белоканских вольных обществ и администрации Российской империина

Кавказе в 1783-1860 годах: проблемы и итоги»).

В статье освещается позиции исламской религий на Южном Кавказе, в период существования исторической области - Эрети, в IX-в первой трети XII вв, на территории Закатало-Белоканской зоны современного Азербайджана. Автор дает характеристику политических процессов в регионе в период господства грузинских правителей. В статье анализируется сведения средневековых восточных источников, в частности Садр ад Дина ал Хусейна, в контексте которого рассматриваются события эпохи грузино-сельджукского противостояния.

Ключевые слова: Южный Кавказ, Эрети, ислам, походы, правители, сельджуки, сочинение, Закатало-Белоканская зона.

THE POSITION OF ISLAM IN THE SOUTH CAUCASUS OF THE IX -IN THE FIRST

THIRD OF 12 TH CENTURIES.

The article highlights the position of the Islamic religion in the South Caucasus, during the existence of the historical region of Hereti-IX-in the first third of the 12th century parchment scrolls, on the territory of Balakan-Zakatal zone of modern Azerbaijan. The author characterizes the political processes in the region in the period of Georgian rulers. This article analyzes the medieval Eastern sources, in particular Sadr al Din al Hussein, which describes the events of Georgian-Seljuk confrontation.

Keywords: South Caucasus, Hereti, Islam, rulers, the Seljuks, the composition, the Zakatalo-Belokans area.

Бурные процессы, происходящие на рубеже тысячелетия в различных уголках нашей планеты, в большинстве своем связаны с исламом. История ислама вплетена в историю арабов и затем всех народов мусульманского мира как её часть и является как бы опосредованным отражением в сознании его социально - экономической и духовной истории. Ислам как учение Мухаммада стал важным фактором в завершении процесса экономического, политического, культурного объединения Аравии. Справедливо поэтому поводу Е.А. Фролова, писала, что « Мухаммад, положил начало не только религии, но и государству и ислам при жизни Мухам-мада, пережил процесс развития, который пережил, христианство от Христа до Константина Великого»1.

В данной статье освещаются положение ислама и политические процессы на Южном Кавказе в IX - в первой трети XII вв., В рассматриваемый период на территории нынешней Белокано-Закатало-Кахской зоны, существовало политическое образование, которое в грузинских источниках именовалось как Эрети, а в арабских и восточных источниках как Шакки. Сделав маленький экскурс в историю ислама, отметим, что в 622 г. Мухаммад, не найдя в Мекке социальной опоры, вынужден был с уверовавшими мусульманами переселиться (по-

1 Фролова Е.А. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль // Наука и религия. 1971. № 10.-С. 59-76.

арабски - хиджра) в город Йасриб, который получил название Мадина, т.е. город Пророка. В 632 г. Мухаммад скончался, не оставив после себя мужского потомства, указав, что Коран и Сунна являются основой при выборе главы и правителя. Во главе мусульманского государства после его смерти стали его ближайшие сподвижники, избранные на собраниях наиболее авторитетных и знатных мусульман. Уже при первых халифах началось распространение ислама в землях, расположенных вне Аравии, арабы обращают свои взоры на Византию и Сасанидский Иран. В битве при Йармуке в 636 г. в арабские войска нанесли поражение византийцам, а через год в битве при Кадиссийи разгромили сасанидов.1

После того как Закавказье оказалось под владычеством арабов, позиции Византии здесь были значительно поколеблены. Однако, хотя Византийская империя уже не могла оказывать влияние на Закавказские страны, с постепенным ослаблением халифата ее политика начала активизироваться вообще и в Закавказье. В эпохи правления халифа Абдалмалика (685-714 гг.) военные действия на Кавказе приобретают новые импульсы. Процесс продвижения ислама в Нагорный Дагестан через Эрети отражается также и в исследованиях грузинских авторов, которые сообщают и факт христианизации этого региона, согласно которым, «царь всех грузин пришел Арчил в Кахетию и отдал её всем своим дружинникам.., а в междуречье построил город-крепость Нухпати. Но пришел Марван и истребил нухпатцев»2.

В конце VIII в. арабские походы временно прекратились, наступила пора сравнительно мирной жизни. Объяснение этому - отсутствие политического единства внутри самого Халифата. В последующие века влияние Аббасидского халифата ослабилось, а политическая обстановка в изучаемом регионе продолжала оставаться напряженной. Во второй половине IX в. арабские войска начали войну с владетелями «золотого трона». Один из путей, ведущих в горный Дагестан, назывался «Лекетской дорогой». В начале X века влияние арабских правителей было ослабло. Религиозные противоречия наложили отпечаток на ход этнических с процессов на территории на Южном Кавказе. Пользуясь политической обстановкой, грузинские правители распространяли христианство и свою власть в регионе и стремились усилить свое влияние на Кавказе. Исследователь З.В. Анчабадзе, по этому поводу писал, что «одним из проявлений международных связей на Кавказе, явилось распространение здесь в период раннего средневековья христианской религии»3.

Последующие века не только на Южном Кавказе, но и во всем Передней Азии произошли внешнеполитические события, повлиявшие на судьбу народов Северного и Южного Кавказа. Дело в том, на территорию современного Азербайджана начали проникать сельджукские племена, которые на исходе 60-х - в начале 70-х гг. Х! в. подчинили себе княжества: Дербентское и ширванское. После их покорения сельджуки начали походы на соседние земли. Арабский источник сообщает, что «во время похода в Грузию, сельджукский султан Алп Арслан написал царю грузин письмо, что тот должен либо принят ислам, либо выплачивать джизью. Царь согласился выплачивать джизьи»4 .

1 Надир Самани. Тарих ал-ислам-ва-л-араб («История ислама и арабов»). Бейрут, 1991 (на арабск. яз.)

2 Мусхелешвили Д. Из исторической географии Восточной Грузии Шакки-Гугарена. Тбилиси 1982. С.34.

3 Анчабадзе З.В. Назревшие задачи изучения исторических корней дружбы грузинского народа с братскими народами Северного Кавказа /Краеведческие записки Кабардино-Балкарского краеведческого музея, вып.1 Нальчик 1961.С.33-54.

4 Садр ад -Дина Али ал- Хусейни. Ахбар ад-даулат ал- Салджукиййа. Издание текста, перевод, введение примечание и приложении З.М.Буниятова. М., 1980.С.46.

В период сельджуко-грузинского противоборства господства происходило политическое сближение политических образовании Южного Кавказа- Ширвана, Дагестана и Грузии. Шир-ваншахи, дагестанские владетели и грузинские цари, пользуясь поддержкой широких слоев населения, долгое время боролись против общего врага, оказывая друг другу помощь. Для борьбы против селдьджуков царь Давид IV Строитель приобрел в лице политических образовании южного Кавказа, в частности Ширвана надежного союзника и выдав свою дочь замуж за ширван-шаха, укрепил политическое положение. Грузии перед надвигавшейся опасностью, общие интересы за освобождение от сельджукского господства обусловили сближение Грузии и Ширвана, в результате чего возник династический брак.1

Интересные сведения о политических процессах на Южном Кавказе, содержится в научных изысканиях Р. Гусеинзаде, который ссылаясь на арабские источники ХШв., отмечает, что «в первой половине XI в. на Южном Кавказе существовал ряд политических образований и феодальных владений. На востоке Азербайджана существовало государство Ширваншахов, со столицей Шемаха, на северо-западе существовало Шекинское владение с собственной династией и Шададидское правление»2.

В сочинении арабского летописца Садр ад Дин Хусейни описывается события в Шакки, по словам которого: « Округ Шаки богат лесами и чащами, в которых прикрываются разбойники ар-Рума и Абхаза. Султан приказал поджечь эти чащи, и они сделали это. После этого султан углубился в эту страну и прошел ее, захватывая крепости. К султанскому двору прибыл малик (владетель) Шаки Ахситан с некоторым числом всадников... малик Ахситан признал свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует,— раб Его и посланник Его»3.

Арабский историк ал-Мукаддаси, живший во второй половине X в., в своем труде отмечает наличие мечетей на севере страны. Он подчеркивает, что «в Шакки, на равнине, жители христиане, но есть и мусульмане»4 .

В исторических источниках, в частности и в сочинении ал-Хусейни упоминается о правителе Низам ал-Мулка, который якобы в конце XI в. построил высокогорном дагестанском селении Цахур религиозное образовательное заведение - мадраса. В XII в. данный населенный пункт представлял собой важный духовный центр и его регулярные контакты с Ширваном и Дербентом имели особое значение в экономической и культурной жизни народов не только Южного Дагестана, но и соседних областей, в частности и современной Закатало-Кахской зоны5.

Говоря о политическом положении на Южном Кавказе, отметим, что в самом конце XIв. после смерти Меликшаха (1072-1092 гг.) начался распад империи сельджуков. В эпоху правления царя вышеупомянутого царя Давида IV Строителя (1089-1125 гг.) границы грузинского царства расширились. Усиление грузинской государственности, рост политического влияния последнего на соседние земли, оживление религиозных контактов - все эти факты реализовали политику грузинских царей и духовенства, которое стремилось распространить христианство на всем Кавказе.

Резюмируя наше сообщение, отметим, что Эрети во время нашествия сельджуков на Грузию навсегда прекратила свое существование и вошла в состав объединенного грузинского государства. Большое число междоусобных войн и столкновени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком