научная статья по теме ИСТОРИЯ «КУКУРУЗНОГО» ТАНГО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИСТОРИЯ «КУКУРУЗНОГО» ТАНГО»

КУЛЬТУРА

Л.А.Косичев

История «кукурузного» танго

В очерке рассказывается об интересной истории классического аргентинского танго «Эль Чокло» и его творца Анхеля Вильольдо. Со времени создания в 1903 г. и до сих пор «Эль Чокло» сохраняет свою притягательность и остается одним из самых популярных танго в мире. Автор очерка приводит любопытные сведения о появлении мелодии Вильольдо в России и ее дальнейшей судьбе.

Ключевые слова: танго, «Эль Чокло», Вильольдо, «Кумпарсита», Пульезе, Иза Кремер, «Последнее танго».

В 2008 г. в журнале «Латинская Америка» был опубликован мой очерк «Судьба легендарного танго» — о великом творении уругвайского композитора Матоса Родригеса «Кумпарсита» («Карнавальная группа»)1. Это музыкальное произведение уже давно покорило сердца людей, живущих на разных континентах. Оно считается самым известным в мире классическим танго, созданным на берегах Рио-де-ла-Платы, — колыбели этого танцевально-музыкального жанра. В самом Уругвае «Кумпарсита» официально провозглашена народным и культурным гимном страны. По своей популярности в мире рядом с «Кумпарситой» стоит другое классическое танго — «Эль Чокло» («Кукурузный початок»), созданное аргентинским композитором Анхелем Вильольдо. Оно стало визитной карточкой Аргентины и Буэнос-Айреса. У «Эль Чокло» также интересная история, и она заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробнее.

«АРХЕТИП АРГЕНТИНСКОГО ТАНГО»

Многие музыковеды занимались поисками самых первых танго, появившихся на берегах Ла-Платы. Это занятие оказалось не только увлекательным, но и непростым. Ведь у танго была своя большая и сложная история, прежде чем оно стало одним из самых прекрасных творений культуры соседних народов Аргентины и Уругвая. Определяющим периодом в становлении и распространении на берегах пограничной реки нового танцевально-музыкального жанра стали 1880—1890 гг. Для исследователей это

Леонард Анатольевич Косичев — журналист-международник, с 1987 по 2010 г. — руководитель вещания на испанском и португальском языках Московского радио, затем «Голоса России» (lkosichev@gmail.com).

не столь уж отдаленные времена по историческим меркам. Тогда в чем же заключались сложности в поисках первых танго? Попытаемся понять причины.

Первое. К сожалению, от большинства ранних танго остались лишь названия, но не музыка. Их творцы были музыкантами-самоучками, почти не владевшими нотной грамотой. Они сочиняли и играли на слух, в основном на скрипках, флейтах, гитарах. По памяти исполняли свои мелодии и в одиночку, и объединяясь в маленькие уличные оркестрики. Выступали на танцплощадках, на карнавалах, во время народных гуляний в пригородах, в барах, тавернах, увеселительных заве-«Отец» креольского танго Анхель дениях портовой зоны и просто на Вильольдо улицах Буэнос-Айреса. Тогда танго

еще было танцем городских окраин и бедных кварталов, населенных иммигрантами из Европы и вчерашними гаучо из пампы. Музыканты-самоучки создали великое множество мелодий, но так как эти самобытные произведения не записывались нотами, лишь малой части из них суждено было дойти до нового времени.

Второе. Профессиональные композиторы и музыканты тоже увлеклись танцем, родившимся в городских «низах». Они внесли свою весомую лепту в окончательное формирование его музыки, подняли это народное творение до высокого уровня искусства. К 1910 г. танго становится уже жанром композиторского творчества. В отличие от самоучек профессионалы, естественно, с самого начала записывали свои композиции и публиковали их. Тем не менее и по напечатанным партитурам не всегда можно точно установить, когда появилось то или иное танго — в нотных изданиях той поры чаще всего не указывались даты выпуска.

Однако, по мнению многих исследователей, большинство мелодий, созданных до 1900 г., были лишь «предшественниками танго». Они еще не обладали ярко выраженными особенностями этого музыкального жанра, находившегося в процессе формирования. К первым настоящим образцам «креольское танго» относят два замечательных произведения известных композиторов своего времени: «Эль Энтрериано» Роландо Мендисабаля (1897) и «Дон Хуан» Эрнесто Понцио (1898). В последующих нотных изданиях Эрнесто Понцио даже назвал свое творение «первым аргентинским танго». Как бы то ни было, хронологический приоритет этих двух произведений зафиксирован письменно. Хотя эти композиции не получили большой известности за пределами Аргентины, они и сегодня не забыты на их родине. Однако есть одна мелодия, которая занимает особое место в начальной истории танго. Известный российский исследователь музыки Латинской Америки П.А.Пичугин написал об этом так: «Всего несколькими

годами позже «Дона Хуана» было создано произведение, ставшее архетипом аргентинского танго, его эталоном на многие годы; первым подлинным танго по стилистически законченным чертам жанра; первым, покорившим Париж и Европу и триумфально обошедшим весь мир; первым по продолжительности репертуарной жизни, поскольку оно и сегодня остается одним из самых часто исполняемых оркестрами в обоих полушариях танго. Это — «Эль Чок-ло» Анхеля Вильольдо. Оно по праву заслуживает почетный титул «первого аргентинского танго»2.

В некоторых публикациях датой создания «Эль Чокло» называется 1905 г. На самом деле в этом году была издана его партитура. Большинство музыковедов сходятся на том, что «Эль Чокло» было сочинено в 1903 г., когда оно впервые было исполнено в фешенебельном ресторане Буэнос-Айреса «Эль Американо». Там по вечерам выступал со своим оркестром известный пианист Хосе Луис Ронкальо, друг А.Вильольдо. Но «Эль Чок-ло» не было объявлено как танго, оно было включено в программу оркестра под названием «креольский танец». Почему? По одной из версий, высокая категория ресторана не позволяла, чтобы в нем звучала музыка танца, который в высшем обществе продолжал считаться «непристойным». Другое объяснение сводится к следующему: в то время не только танго, но и другие местные композиции вписывались в программы выступлений оркестров как «креольский танец» или «креольская музыка».

Первое исполнение «Эль Чокло» было восторженно принято респектабельной публикой, посещавшей ресторан «Эль Американо», и с тех пор под его сводами по вечерам звучала эта мелодия. Оттуда она быстро распространилось по Буэнос-Айресу. Успех был оглушительный. «Эль Чокло» оказало огромное влияние на творцов традиционной музыки Ла-Платы. Композиция Вильольдо открыла горизонты для танго в нашем сегодняшнем представлении.

В то время была создана и пользовалась большой популярностью мелодия «Ла Мороча» («Брюнетка») уругвайского композитора и пианиста Эн-рике Саборидо. Стихи для нее написал Вильольдо («Я та самая брюнетка из Аргентины»). «Ла Мороча» представлялась и воспринималась как первое танго, с которым в 1906 г. познакомились в Европе. Эта красивая мелодия получила признание в Старом Свете. Но, по мнению некоторых музыковедов, «Ла Мороча» еще не была полноценным танго.

Только с появлением «Эль Чокло» начинается новое время в музыкальной жизни на берегах Ла-Платы. «Отправной точкой и классическим образцом кре-

ольсклого танго на его раннем этапе явилось «Эль Чокло»... Нужно сопоставить это танго со всеми ему предшествующими, чтобы оценить его революционное новаторство. После «Эль Чокло» сочинять танго, ориентируясь на прежние модели, было уже явным ана-хронизмом»3. С тех пор эмоциональная напряженность и драматизм становятся сердцевиной музыки танго.

Успех «Эль Чокло» и других композиций Вильольдо в Аргентине открывают ему путь в Париж — тогда законодатель мод во всем. Фирма «Гат и Чавес», владелица крупного универсального магазина в Буэнос-Айресе, заключает контракт с музыкантом и отправляет его во Францию в компании с замечательными исполнителями супругами Альфредо Гобби и Флорой Рордригес. Там они должны были сделать звукозаписи танго и креольских сельских песен. Так в 1907 г. «Эль Чокло» вместе с его автором попадает в Париж (хотя не исключено, что партитура этого танго могла оказаться во французской столице раньше — вскоре после ее издания в Буэнос-Айресе). Мелодия Вильольдо произвела впечатление на взыскательную парижскую публику. Удача сопутствует и другим композициям аргентинского музыканта. Его принимают в Общество авторов и композиторов Франции.

Вильольдо возвратился на родину, а его замечательное творение продолжало покорять сердца людей в других странах. В Париж прибывают многочисленные аргентинские и уругвайские музыканты и танцовщики. А в Аргентине побывал известный французский хореограф Камиль де Ри-наль, чтобы познакомиться с особенностями исполнения необычного танца на его родине. И вот уже в Париже создаются школы танго. В Европе появляются свои замечательные исполнители — французы и итальянцы. Однако европейским хореографам, привыкшим к утонченным манерам, накал аргентинского танца «близких объятий» казался чрезмерно чувственным. В его первозданном виде этот танец явно не подходил для балов и салонов. В Париже, центре искусств и изящного вкуса, усовершенствовали «заморскую новинку». Собрав группу энтузиастов, Камиль де Риналь занялся переделкой хореографии аргентинского танго, приближая ее к европейской танцевальной школе. Танцу привили сдержанность, стилизовали его. Созданная во Франции модель танго была яркой и красивой. Только было одно «но»: из аргентинского танца исчезла его характерная черта — импровизация, а ведь именно в ней проявлялась креольская душа со шквалом эмоций в движениях.

В «облагороженном» в Париже виде танец широко распространился по Старому Свету перед Первой мировой войной и вновь пересек океан —

только теперь уже в обратном направлении. Танго в «парижском смокинге» принимают в аристократических салонах Буэнос-Айреса. Но в кафе, барах, ночных клубах, на праздничных гуляньях обычные портеньос продолжали танцевать прежнее креольское танго. Любопытно, что в США танец попадает не из Аргентины, а из Парижа. Это было время настоящей тангомании в Европе — моды на танец, который вскружил головы всем. Мелодии танго звучали на дансингах, фешенебельных курортах, в ресторанах, салонах и концер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком