научная статья по теме «ИВАНОВСКИЙ ОБКОМ КПСС КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗРАЖАЕТ...»: О МЕХАНИЗМЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ОФИЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1970-Е ГГ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ИВАНОВСКИЙ ОБКОМ КПСС КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗРАЖАЕТ...»: О МЕХАНИЗМЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ОФИЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1970-Е ГГ»

временно был законсервирован, для чего работы по временной консервации поручили вновь созданному Главному Управлению гидротехнического строительства НКВД21. Рабочая сила Самарлага передавалась Особому строительству НКВД в Куйбышевской области22.

Таким образом, Самарлаг являлся одним из элементов лагерной структуры советской пенитенциарной системы, уверенно функционировавшей при тоталитарном политическом режиме сталинизма.

1 Напомним, что организационное оформление лагерной сети по Советской России началось с постановления ВЦИК «О лагерях принудительных работ» от 17 мая 1919 г. (см.: Собрание узакононений РСФСР за 1919. № 12. С. 124.)

2 Сталин И.В. Соч. Т. 13. М., 1951. С. 211-212.

3 ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 641. Л. 95.

4 Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1990. С. 81.

5 Постановление Совнаркома СССР № 1339 от 10 августа 1937 г. // Архив ГУ ФСИН по Самарской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 4. Л. 76.

6 Приказ НКВД СССР № 369 от 2 сентября 1937 г. // Там же. Л. 84.

7 Приказ НКВД СССР № 1386 ЛС от 17 июня 1939 г. // Там же. Д. 6. Л. 11.

8 Приказ НКВД СССР № 369 от 2 сентября 1937 г. // Там же. Д. 4. Л. 78.

9 Павлов А. Запасная столица. Самара, 2002. С. 52.

10 Рылов А. Запретная зона (Записки редактора). М., 1991. С. 73.

11 Санминимум Самарлага от 12 декабря 1938 г. // Архив ГУ ФСИН по Самарской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 6. Л. 93-94.

12 Павлов А. Указ. соч. С. 54.

13 Приказ НКВД СССР № 233 от 9 апреля 1938 г. Ведомств. изд. [Б/м; б/г).

14 Приказ ГУЛАГа НКВД СССР № 46 от 14 марта 1938 г. // Архив ГУ ФСИН по Самарской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 7. Л. 4.

15 Приказ НКВД СССР № 138 ЛС от 17 июня 1939 г. // Архив ГУ ФСИН по Самарской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 6. Л. 232.

16 Смирнов М.Б. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. Справочник. М., 1998. С. 213.

17 Город Куйбышев / Сост. И.М. Соболев. Куйбышев, 1965. С. 100.

18 Приказ НКВД СССР № 0158 от 11 июня 1939 г. Ведомств. изд. [Б/м; б/г].

19 ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1140. Л. 141.

20 Более подробно см.: Храмов Л. Трудящиеся Куйбышевской области. Куйбышев, 1986. С. 19-20

21 Приказ НКВД СССР №0441 от 11 октября 1940 г. Ведомств. изд. [Б/м; б/г].

22 Там же.

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА РАСКАТОВА

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и культурологии гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета (Иваново) Тел.: 8 (4932) 32-50-08; E-mail: elenaraskatova@mail.ru

В статье на документах центральных и региональных архивов, а также материалах «устной истории» проанализирован характер участия местного партийно-государственного чиновничества в художественной жизни г. Иваново, исследован механизм влияния региональных властей, в данном случае - руководителей Ивановской области, на официальную политику центра в сфере культуры, в частности - на создание образа текстильного края и ивановских текстильщиц в художественных произведениях 1970-х гг.

Ключевые слова: «маленькие брежневы», официальная художественная политика, Ивановский обком КПСС, Е. Евтушенко, стихотворение «Москва-Иваново», документальное кино «Наша мама - герой», режиссер Н. Обухович, оператор А. Третьяков, Ленинградская студия документальных фильмов.

«ИВАНОВСКИЙ ОБКОМ КПСС КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗРАЖАЕТ...»: О МЕХАНИЗМЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ОФИЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1970-е гг.

Сегодня очевиден научный интерес к эпохе 1970-х гг., но недостаточность исторической дистанции и субъективная память авторов о недавнем прошлом часто становится почвой для противоречивых и эмоциональных оценок - от безапелляционной критики «удушливого застоя» до явной ностальгии по «золотому веку социализма», от утверждения значимости достижений официальной культуры до абсолютизации феноменов «другого искусства» и т.п.1 Обращение к малоизученным фактам, пристальное внимание к деталям исторических и культурных событий поздней советской эпохи заставляет отказаться от категорических суждений и позволяет реконструировать более сложную ситуацию взаимодействия власти и культуры в границах обозначенного периода.

Оттепель (наряду с другими факторами) определила особенности официальной политики в отношении художественной культуры, художественной интеллигенции. Для последующих десятилетий истории советского общества и культуры характерно, с одной стороны, сохранение сущностных черт партийного руководства литературой и искусством в соответствии с советской моделью развития общества, с другой - складывание нового стиля взаимоотношений с художником, внешне отличающегося некоторым

либерализмом, что соответствовало новому имиджу советского государства, «меценатствующего» культуре.

Изменился в эти годы и характер партийно-государственного чиновничества. «Повсюду все больше торжествовали "середнячки" - не то чтобы глупые или совсем некомпетентные люди, но и явно неодаренные, лишенные бойцовских качеств и принципиальности. Они постепенно заполняли посты в партийном и государственном аппарате, в руководстве хозяйством и даже наукой и культурой. Все серело и приходило в упадок... Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты -в парторганизациях, экономике, науке, культуре - проводников такого стиля, "маленьких брежневых"»2. Особенно заметной такая ситуация была в провинции.

Механизм регионального преломления официальной государственной политики в сфере художественной культуры, некоторые особенности функционирования местной власти в условиях достаточно жесткой централизованной системы управления представляют значительный интерес для исследователя и позволяют выявить значимые особенности историко-культурной ситуации изучаемого периода. Работы по истории художественной жизни провин-

ции этого времени, как правило, демонстрируют прямую зависимость жизни регионов от политики центра. Подробное и детальное изучение архивных документов создает сложную картину взаимодействия центральных и региональных властей в этот период времени, позволяет делать выводы о том, что участие «местного» бюрократического аппарата в формировании общего пространства советской культуры представляется более активным, чем кажется на первый взгляд, позволяющим говорить о своеобразной коррекции деятельности центральных властных структур «снизу».

Освободившись от страха массовых репрессий, чиновники на местах чувствовали себя свободнее, что нередко означало безнаказанность, «.. .ибо падение Хрущева весьма наглядно продемонстрировало Брежневу, что старый лозунг "кадры решают все" приобрел теперь новое звучание: в отсутствие террора Генеральный секретарь в конечном итоге держал ответ перед "кадрами", а не наоборот, как это было при Сталине. Таким образом, годы Брежнева, Косыгина и Суслова стали "золотым веком" номенклатурного коммунизма»3. Эта особенность функционирования Системы любопытно проявилась в так называемой «реакции с мест» - откликах, отзывах, письмах-рецензиях на необычные для провинции художественные акции.

Особенными знаками времени рубежа 1960-1970-х становились изменения в поведении местной власти -более наступательный характер ее охранительных действий; реальное (все менее теневое) участие в формировании политики творческих союзов таких государственных структур, как КГБ при СМ СССР, Главное управление по охране государственных тайн в печати при СМ СССР. Документы сохранили по крайней мере два эпизода недавней культурной истории г. Иваново, подтверждающие данное утверждение. Дважды власти «сигнализировали наверх» о недопустимом поведении столичных деятелей культуры в городе первого Совета.

Первый эпизод связан с приездом в город в 1975 г. известного поэта Е. Евтушенко по приглашению талантливого режиссера, руководителя известного в стране Молодежного театра Регины Гринберг, - удивительно яркий, неординарный художник, самостоятельный и неудобный власти, она создавала спектакли, которые принимали и профессиональная критика, и театральная публика не только провинции, но и столицы. Р. Гринберг удавалось ценой невероятных усилий удерживать театр в рамках официального статуса Народного театра (и таким образом решать проблемы помещения, дотаций и др.), более того, театр работал под эгидой ОК ВлкСм, театральные победы записывались в официальные отчеты и справки и т.д. При этом репертуарная политика, эстетика главного режиссера и многие из созданных спектаклей позволяют говорить о театре как явлении больше неофициальной, «другой» культуры. «В Иванове есть интересный театр» - так говорили именно о театре под руководством Р.М. Гринберг. Именно поэтому в театр приезжали в первую очередь авторы текстов, положенных в основу сценария очередного спектакля4. Именно Регина Михайловна Гринберг привозила в город Булата Окуджаву и Андрея Вознесенского, а теперь - Евгения Евтушенко (важно, что поэт был приглашен не официальными структурами, такими как Ивановская писательская организация или партийно-государственные органы, а именно Молодежным театром). В Иванове поэт был недолго. Но. после поездки написал стихотворение «Москва-Иваново», которое было опубликовано в № 12 журнала «Аврора» за 1978 г.5 История визита Е.А. Евтушенко в г. Иваново и его последствия для жителей города подробно описаны, имеют авторские версии и хорошо известны не только ивановцам6. Однако «ивановское дело» Е. Евтушенко имело столичное продолжение, о чем свидетельствуют найденные нами документы Отдела культуры ЦК КПСС7.

Надо сказать, что большинство ивановцев это стихотворение заметили не сразу, а прочитавшие не увидели в нем разоблачительного пафоса. Но 17 января 1979 г. на информационной встрече идеологического актива облас-

ти первый секретарь Ивановского обкома КПСС В.Г. Клюев осудил поэта, напомнив, что «осмысливать настоящие жизненные явления и измышлять их во сне - вещи разные». Указанный номер «Авроры» был изъят из библиотек и продажи, но это вызвало лишь больший интерес к произведению. Его спрашивали в домашних библиотеках, а вскоре стихи Е. Евтушенко переписывались от руки, заучи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком