научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ ПАМИРОВЕДЕНИЯ: ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ГРАФА А.А. БОБРИНСКОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПАМИРОВЕДЕНИЯ: ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ГРАФА А.А. БОБРИНСКОГО»

Харюков 1995 - Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М., 1995.

Ходжибеков 2002 - Ходжибеков Э. Исмаилитские духовные наставники (пиры) и их роль в общественно-политической и культурной жизни Шугнана (вторая половина XIX - 30-е годы XX в.). Дис. ... к. и. н. Душанбе, 2002.

Шохуморов 2000 - Шохуморов С. Исмаилизм: традиции и современность // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2. С. 128-139.

Шохуморов 2008 - Шохуморов А. Разделение Бадахшана и судьба исмаилизма. М., Душанбе, 2008.

Эльчибеков 1974 - Эльчибеков К. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологиче-ские обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974.

Юсуфбекова 2001 - Юсуфбекова З. Семья и семейный быт шугнанцев (конец XIX - начало XX в.). Душанбе, 2001.

M.M. Khudoerov. Ismailism in Independent Tajikistan: Revival and Reform

Keywords: Ismailites, Pamir, Tajikistan, religious reform, civil war

The article discusses the specificity of the religious revival process among the smaller peoples of Western Pamir (Rushantsy, Shugnantsy, Bartangtsy, Ishkashimtsy, Vahantsy) populating the Gorno-Badakhshan Autonomous Province of Tajikistan. These peoples practice Ismailism, one of the Shia currents which grew into an independent religious branch in the framework of Islam. The aim of the article is an analysis of changes that have occurred within Pamir's Ismailism since the 1980s, as well as discussion of religious reforms and examination of the part that the Aga Khan Foundation plays in the contemporary life of the Pamir society.

ЭО, 2011 г., № 2 © В.П. Терехов

ИЗ ИСТОРИИ ПАМИРОВЕДЕНИЯ:

ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ГРАФА А.А. БОБРИНСКОГО

Ключевые слова: англо-русское противоборство, "Большая игра", Памир, пами-роведение, экспедиции, граф А.А. Бобринский

В статье предпринята попытка проанализировать экспедиционную деятельность графа А.А. Бобринского, внесшего значительный вклад в отечественное пами-роведение, и восполнить на основе новых архивных материалов пробелы в его научно-исследовательской биографии.

Памироведение - относительно новая отрасль востоковедения и иранистики. Ее становление относится ко второй половине XIX в., когда на обширных просторах от Аравийского п-ова до Японских о-вов развернулась так называемая Большая игра (Great game), под которой принято понимать англо-русское противоборство за рынки сбыта и источники сырья в глубинных районах Евразийского континента.

Памир занимал в этой "игре" одно из ведущих мест. И не по причине сырьевых запасов, о которых ничего не было известно, а ввиду важного геостратегического

Виктор Петрович Терехов - научный редактор журнала "Этнографическое обозрение"; e-mail: vuvin@mail.ru

положения - как пограничного пункта на стыке Азии и Европы, с одной стороны, и одного из путей, ведших к Индии, - "жемчужине" британской колониальной системы - с другой. С конца XVIII в. и вплоть до начала XX столетия в английской прессе, а также среди политиков и военных муссировались слухи о возможном вторжении в Индию русских войск. Угроза с севера стала одной из причин пристального внимания англичан к Афганистану и соседнему с ним Памиру. Они первыми приступили к изучению не только географии этих регионов, но и гипотетических путей проникновения русских в свои колониальные владения. А кроме того, начали серьезное зондирование политической и экономической обстановки в Центральноазиатском регионе, о чем свидетельствуют донесения и сообщения российских разведчиков и агентов, а также дипломатических представителей, присылаемые в военное и внешнеполитическое ведомства России (напр.: РГВИА. Ф. 1396. Оп. 2. Д. 129; АВПРИ. Ф. 147. Оп. 485. Д. 621).

Активизация военно- и научно-исследовательской деятельности на границе с Памиром, а также со среднеазиатскими владениями, находившимися в вассальной зависимости от Российской империи, побудила последнюю к ответным действиям. Начиная с 1870-х годов в пределы Бухарского эмирата, в Афганский Бадахшан, а позднее и на Памир направляются с военно-географическими и научными целями экспедиции офицеров и гражданских лиц (Л.Ф. Костенко, Н.А. Северцов, И.В. Мушкетов, В.Ф. Ошанин, А.Э. Регель, Д.В. Путята, Г.Е. Грум-Гржимайло и др.) (Агаханянц 1962). Ученые, военные специалисты и путешественники уделяли внимание прежде всего географии - орографии, гидрографии и картографии, имевшим в тот период важное прикладное значение, для нужд армии. И только во вторую очередь проявлялся интерес к этнографии, культуре, религии и языкам народов Центральной Азии. Первоначальные сведения о них были отрывочными и не всегда объективными, тем не менее они представляют интерес для истории науки, в частности памироведения (Исторические предпосылки... 1990; Арунова 2006).

Памир оказывался недоступен для европейцев по следующим причинам: во-первых, небольшие феодальные Шугнанское и Ваханское княжества находились в вассальной зависимости от соседних, более могущественных государств, которые не давали разрешения на поездки туда, во-вторых, путешествия в высокогорные районы были трудны и опасны для жителей равнин вследствие тяжелых погодных условий, резких перепадов температур в течение дня, развития горной болезни, сопровождаемой кислородным голоданием и физическим утомлением, а также из-за инсоляции, частых землетрясений, камнепадов и т.п.

Как подчеркивает автор фундаментального исследования о борьбе за Памир в период "Большой игры" А.В. Постников, несмотря на определенный прогресс в изучении географии районов, прилегающих к Памиру, сама эта горная страна вплоть до начала 1870-х годов продолжала оставаться малоисследованной. При подготовке справок о ней в МИД России и военном ведомстве признавали, например, что южнопамирское княжество Вахан - один из самых малоизвестных уголков земного шара и сведения о нем базируются на немногочисленных, кратких и сбивчивых китайских источниках и сочинениях Марко Поло и Дж. Вуда1 (Постников 2005: 102).

На Западном Памире в долинах р. Пянджа с древних времен проживали малочисленные оседлые народы - бартангцы, ваханцы, ишкашимцы, рушанцы, шугнанцы и др., занимавшиеся ирригационным земледелием, говорившие на собственных вос-точноиранских языках и исповедовавшие ислам, но сохранявшие при этом традиционные доисламские верования (Каландаров, Терехов 2006). В разные эпохи местные княжества оказывались в вассальной зависимости или номинально входили в состав более могущественных государств. На Восточном Памире обитали киргизы-кочевники, жившие за счет скотоводства. Ныне западнопамирские народы и памирские киргизы проживают в Горно-Бадахшанской автономной обл. Республики Таджикистан.

Значительный вклад в изучение географии, материальной и духовной культуры этих народов внес граф Алексей Алексеевич Бобринский (Бобринской, 1861-1938). Будучи состоятельным человеком, он совершил за свой счет вместе с ассистентом Зоологического музея Н.В. Богоявленским (1870-1930) три экспедиции на "Крышу мира", как иногда называют Памир, и написал по их результатам несколько работ (кстати сказать, изданных также на собственные деньги), не утративших до настоящего времени научной ценности.

Биография этого исследователя, как и некоторые этапы и эпизоды его памирских путешествий, остаются до сих пор загадкой. В советский период, учитывая "дворян-ско-классовое происхождение" Бобринского, о нем и его заслугах перед этнографической наукой не писали. А при жизни он, представитель рода Бобринских по отцу и рода Шереметевых по матери, знаменитых в России фамилий, не привлекал к себе внимание, проводя большую часть времени в родовом имении Бобрики Епифанско-го у. Тульской губ., где занимался сельским хозяйством и написанием книг после путешествий и научных экспедиций. Здесь у него имелась прекрасная библиотека, оставшаяся от предков, в том числе от прадеда, Алексея Григорьевича (внебрачного сына Екатерины II и Г.Г. Орлова) - родоначальника графского рода Бобринских, похороненного в местной часовне.

Первым из этнографов, кто в постперестроечное время вернул имя графа из забвения, был А.М. Решетов. Он отмечал, что научная деятельность А.А. Бобринского долгое время оставалась без должного внимания и оценки, а его работы в библиографиях, библиотечных каталогах и даже в научной литературе2 нередко приписывались родственнику, троюродному брату - археологу, общественному и государственному деятелю Алексею Александровичу Бобринскому (Решетов 2001, 2005; Худоназаров 2008в). О жизни графа в Италии, куда он уехал за год до Октябрьской революции и где умер, сообщали М. Талалай и Б. Марабини-Цёггелер (Талалай, Марабини-Цёггелер 1997: 106-108). Многие годы материалы для его биографии собирает кинорежиссер Д.Н. Худоназаров, выпустивший несколько статей, посвященных научным интересам графа (Худоназаров 2007, 2008а, 2008б).

Первая поездка графа Бобринского состоялась в 1895 г., в период подписания соглашения между Британией и Россией о так называемом Памирском разграничении, по которому левобережные части Рушана, Шугнана, Ишкашима и Вахана отошли к Афганистану, а правобережные были отданы под номинальное управление эмиру Бухарского ханства - вассалу России3. К тому времени указанные территории были уже частично обследованы русскими военными специалистами и учеными - А.Э. Регелем, Д.В. Путятой, Д.Л. Ивановым, Б.Л. Громбчевским и др.4

На вопрос о том, при каких обстоятельствах познакомились и почему А.А. Бобринский пригласил в первую поездку именно Н.В. Богоявленского, за год до этого окончившего естественное отделение Московского университета, ответить пока не представляется возможным. Университетский преподаватель последнего Н.Ю. Зограф сообщал в своей публикации, что граф А.А. Бобринский и Н.В. Богоявленский передали ему "для изучения и описания привезенные ими из их поездки в русские среднеазиатские владения и на Памиры... несколько черепов" (Зеравшанские горы... 1899: 1). Д.Н. Худоназаров в связи с этим пишет, что ему "не удалось уточнить, что имел в виду профессор Н.Ю. Зограф, когда к Зерафшану прибавил Памиры, и каков был маршрут п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком