научная статья по теме ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ МУЗЕЕВ В ЯПОНИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ МУЗЕЕВ В ЯПОНИИ»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ МУЗЕЕВ В ЯПОНИИ О 2014 М. П. ГЕРАСИМОВА

С идеей музея как учреждения, занимающегося собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, представляющих собой памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью, то есть в общепринятом для стран Европы и Америки понимании, Япония познакомилась еще до реставрации Мэйдзи. Это произошло в так называемый период бакумацу, когда в Японию, все еще пребывавшую под гнетом военно-феодального правительства и закрытую для общения с иностранцами, но уже бурлящую в преддверии грядущих перемен во всех областях жизни, через закрытую голландскую факторию на острове Дэсима проникали так называемые "голландские науки " рангаку - достижения европейцев в области естественных и отчасти гуманитарных наук.

Ключевые слова: Вакимура Ёситаро, музеи, коллекционирование, мировоззрение, традиция.

После заключения 29 июля 1858 г. японо-американского договора о дружбе и торговле группа японцев получила разрешение отправиться в Америку. На японцев, изумленных различием в их собственном образе жизни и жизни жителей Запада, огромное впечатление произвели музеи и та роль, которую они играли в обществе. В Европе к этому времени уже хорошо были известны Британский музей в Лондоне (1753) и Эрмитаж в Санкт-Петербурге (1765), Коллекция искусства Ватикана (1769) и Королевская коллекция Вены (1770), Королевская коллекция Дрездена (1770) и Национальный музей науки в Мадриде (1771), и наконец - открытый в Париже в 1793 г. Лувр, ставший первым большим публичным музеем. К концу XVIII в. публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы.

Как известно, свое начало европейские музеи берут в кабинетах и галереях, которые с XVII в. предусматривались при строительстве дворцов специально для размещения коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. Мода на кабинеты и галереи началась еще в XVI в. в Италии и постепенно охватила всю Европу. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей - Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личного удовольствия их хозяев, но к концу XVII -началу XVIII в. многие из них приобрели общественное значение.

Ничего даже отдаленно похожего в Японии не было. Справедливости ради следует отметить, что в буддийских монастырях хранились предметы местных ремесел, достойные называться образцами прикладного искусства, которые периодически выставлялись на всеобщее обозрение. Но эти собрания не были коллекциями в полном смысле этого слова, т.е. не собирались целенаправленно и не систематизировались. Они пополнялись от случая к случаю.

В некотором роде исключение представляет собой сокровищница Сёсоин монастыря Тодайдзи в Нара, собрание из которой является старейшей музейной коллекцией в мире.

История ее возникновения восходит к 756 г., когда императрица Коме (701-760), поминая своего супруга императора Сёму (701-756), при котором буддизм фактически стал государственной религией Японии, преподнесла в дар Великому Будде, чье скульптурное изображение установлено в главном храме монастыря Тодайдзи - Дай-буцудэн (буквально храм Великого Будды) в Нара, часть своих личных вещей. На протяжении нескольких лет она пять раз преподносила дары Великому Будде. Дары императрицы решено было хранить в сёсоин - кладовой для хранения особо ценных предметов. Подобные кладовые существовали на территории всех буддийских монастырей, но со временем по разным причинам все они разрушились и постепенно перестали существовать. Сохранился только сёсоин монастыря Тодайдзи и стал именем собственным (Сёсоин) для сокровищницы, которая значительно пополнилась в последующие годы, особенно в период Хэйан (794-1185), утварью и предметами, используемыми во время религиозных ритуалов, привезенными из других монастырей. В коллекцию Сёсоин вошли музыкальные инструменты, оружие, одежда, театральные маски, рукописи и раритеты из Китая, Индии, Персии, попавшие в Японию по Великому Шелковому пути.

После реставрации Мэйдзи (1867) в свете проведения государственных реформ коллекция была передана в ведение правительства, а после Второй мировой войны в ведение Управления императорского двора. В настоящее время вся коллекция недоступна для общественности, но один раз в году осенью в музеях Нара экспонируется часть входящих в нее предметов. Других случаев, когда коллекции стали бы отправной точкой для создания музеев, в Японии нет. Можно предположить, что сёсоины других монастырей не сохранились именно потому, что в них в отличие от сёсоин Тодайдзи не хранились в столь же большом количестве такие же ценные предметы и их содержанию не уделялось особое внимание. Иными словами, коллекционирование, - широко распространенный на Западе вид деятельности, - было японцам не известно. Для выяснения причин этого обстоятельства необходимо остановиться на некоторых особенностях миропонимания японцев. Однако до этого следует подчеркнуть, что на Западе, имеющем давнюю "музейную историю", первыми музеями были те, в которых экспонировались произведения искусства. Просветительские музеи появились позднее - в период, когда стали совершаться грандиозные научные открытия, возрос общий уровень грамотности и интерес к наукам проявлялся независимо от социального происхождения.

В Японии все было наоборот: сперва появились просветительские музеи, выполнявшие образовательные функции, и почти полвека спустя - художественные.

После реставрации Мэйдзи, когда во всех областях жизни японцев проводились реформы по западному образцу, один из первых исследователей природных богатств Японии барон Танака Ёсио (1838-1916*) - биолог, зоолог и натуралист - вместе с первым в Японии ученым-ботаником Ито Кэйсукэ (1803-1901) настоятельно требовали у правительства содействия в создании музеев, которые помогли бы расширить знания населения в области естествознания. Их усилия увенчались успехом, и в Японии началось строительство здания, в котором можно было бы хранить систематизированные реликты древних эпох.

Однако в 1871 г., еще до окончания строительства стараниями энтузиастов из Министерства образования, вполне осознававших необходимость приобщения широких масс к наукам, еще недавно называемым "голландскими", в Токио в районе Юсима была устроена первая в Японии выставка, на которой были представлены минералы, окаменелости животных и растений, а также изделия местных ремесел. Выставка пользовалась настолько большой популярностью, и положительные результаты ее посещения были настолько очевидны, что при правительстве был создан специальный отдел, который должен был заниматься вопросами создания постоянного музея под контролем государства. Так, в 1873 г. появился Токийский государственный музей. И один за другим стали в Японии открываться музеи: в 1877 г. - музей под названием

"Просветительский" (букв, музей для образования Кёику хакубуцукан) в парке Уэно, известный сегодня как Японский национальный музей науки, с дисплеями, посвященными физике, химии, зоологии, ботанике и народным промыслам; в 1897 г. - Национальный музей сельского хозяйства и торговли; в 1902 г. - Музей почтовой связи; в 1897 г. - музей под названием "Торгово-выставочный зал"; в 1905 г. - "Выставочный зал патентов" и др.

Художественные музеи в Японии появились в последнюю очередь. Но не следует думать, что образцы японского изобразительного и декоративно прикладного искусства остались без внимания. Управление императорского двора в 1886 г. приступило к рассмотрению вопроса о создании центрального музея, в котором были бы собраны именно произведения искусства. В 1889 г. были основаны Императорский музей Нара и Императорский музей Киото, переименованные в 1952 г. в Национальный музей Нара и Национальный музей Киото.

Для посетителей Национальный музея Нара был открыт в 1895 г., а Национальный музей Киото - в 1897 г. В Национальном музее Нара широко представлены предметы буддийского искусства - скульптуры, алтари, живопись, в том числе живопись ман-дала, ритуальная утварь. В 1914 г. при музее был открыт отдел, который заведовал сокровищницей Сёсоин, о которой говорилось выше.

Национальный музей Киото первоначально задумывался как музей, в котором будут собраны предметы, достойные называться произведениями искусства, хранящиеся в многочисленных храмах и святилищах города. Позднее коллекция пополнилась предметами, полученными в дар от Императорского двора. Сегодня она поражает обилием шедевров, созданных в Японии в основном до периода Мэйдзи. Интересно отметить, что оба музея, хотя и относятся к категории "художественных" - бидзюцукан, как говорят сегодня в Японии о художественных музеях, на японском языке в своем названии содержат слово хакубуцукан, обычно применяемое к музеям просветительского характера.

Даже созданный в 1917 г. первый частный художественный музей, в котором экспонировались предметы из домашней коллекции дома Окура - ширмы, маски театра Но, старинные книги, картины, керамика и скульптуры, - буквально назывался "Дом, в котором собраны предметы старины" (Окура сюкокан).

Барон Окура Кихасиро (1837-1928) - одна из тех фигур в новой истории Японии, на которой следует остановиться, даже рискуя несколько отойти от темы. Он известен в Японии как крупный предприниматель периода Мэйдзи, создатель финансового гиганта Окура дзайбацу, учредитель Коммерческого колледжа (Окура сёгё гакко), преобразованного в 1949 г. в Токийский экономический университет (Токио Кэйзай дайгаку). Окура приехал в Токио из префектуры Ниигата за несколько лет до событий, положивших начало реставрации Мэйдзи, в течение трех лет работал по найму, в 1857 г. открыл собственный бакалейный магазин, который держал в течение восьми лет; когда же обстановка стала накаляться и близился час свержения сёгуната Токугава, принял участие в торговле оружием. В эпоху Мэйдзи он стал одним из самых богатых и влиятельных людей Японии, щедро инвестировал строительство различных объектов, в том числе отеля Империал (1890 г. окончание строительства) - рос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком