научная статья по теме «ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА... » (АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЕСТЬ РЕЧИ - ЗНАЧЕНЬЕ...») Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему ««ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА... » (АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЕСТЬ РЕЧИ - ЗНАЧЕНЬЕ...»)»

ш

АНАЛИЗ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

И. А. ГУЛОВА

Москва

«Из пламя и света...»

(Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Есть речи - значенье...»)

Для определения содержательной составляющей стихотворения эксплицируется логика его развертывания и специфика взаимодействия основной темы и мотива.

Ключевые слова: художественное мышление; творческий акт; субъективность; оппозитивность; адресованность; интерпретация; идиостиль; смысловой блок.

]П) этом году исполняется 200 лет со 13 дня рождения М. Ю. Лермонтова, поэта, прозаика и драматурга1, произведения которого признаны вершинами русской изящной словесности и до сих пор влияют на развитие отечественного литературного процесса.

Они органично входят в тезаурус носителя русского языка, причем не только увеличивают объем словаря, но, что важнее, повышают его качество. В эпоху колоссальных информационных потоков и одновременно огромного информационного шума юбилей писателя служит хорошим поводом задуматься об отборе источников информации, в том числе художественной, для формирования адекватного восприятия мира.

Как кажется, одним из критериев ценности художественного текста может служить его интерпретационный потенци-

ал как показатель информационного объема произведения. В этом смысле творения М. Ю. Лермонтова, зафиксировавшие широту, логичность и критичность авторского мышления, его установку на независимость и самоанализ являются эталоном: ни один из лермонтовских текстов не позволяет вывести из него лишь азбучную истину2.

Обратимся к стихотворению «Есть речи - значенье...» (1840) - одной из текстовых доминант идиостиля М. Ю. Лермонтова зрелого периода его творчества. Этот ставший хрестоматийным текст до сих пор привлекает внимание исследователей и поклонников таланта поэта сочетанием удивительно гармоничной формы и сложной содержательной составляющей. С. В. Ломинадзе неслучайно охарактеризовал стихотворение как «одно из самых загадочных созданий Лермонтова, магнети-

1 «Перед нами совершенно новое автономное явление, автономное в этимологическом смысле слова, т. е. имеющее свой собственный, лермонтовский закон» [Пумпянский 2000: 348].

Гулова Инга Алексеевна, кандидат филол. наук, доцент МГЛУ. E-mail: gulova@yandex.ru

2 Особенность идиостиля Лермонтова П. М. Би-цилли видел в том, что его «поэзия... насыщена элементом, почитаемым принадлежностью прозы, - интеллектуализмом. Это позиция человека, которому мало чувствовать, созерцать, переживать, который желает понимать, объяснять, определять.» [Бицилли 2013: 847].

чески притягивающее к себе, понуждающее задумываться над ним снова и снова» [Ломинадзе 1985: 77].

Содержание этого стихотворения обычно связывают с реализацией трех тем: «невыразимого», противопоставленности в поэтическом слове означаемого и означающего и темы поэтического вдохновения [Кормилов 2000: 141]3. Попытаемся и мы понять, какую информацию можно почерпнуть из текста, если анализировать логику его развертывания, учитывать характер распределения языковых единиц и исходить из особенностей их взаимодействия.

Есть речи - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово;

Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу4.

Стихотворение написано двустопным амфибрахием с перекрестной рифмой. Его короткие строки обеспечивают целостность и легкость восприятия и в то же время повышают смысловой вес отдельного слова, делают каждую строку рематической, увеличивают динамику движения мысли.

Текст объединяет два относительно имманентных смысловых блока. Граница между ними обозначена переходом от по-зиционно выделенного утверждения Есть к отрицанию Не встретит.

Первый смысловой блок развивает

3 Как кажется, доминирующей является вторая точка зрения. Именно она представлена в «Лермонтовской энциклопедии».

4 Цит. по: [Лермонтов 1988].

тему речей, которую дополняет и конкретизирует мотив ответа. Они реализуются двумя первыми строфами, которые объединены лексико-тематическим и местоименным повтором, доминированием именных частей речи и активным использованием лексики, отражающей внутреннее состояние человека. Такая языковая палитра дает достаточно полное представление о лирическом субъекте при отсутствии его формально-грамматической явленности.

Лексический состав и грамматическое оформление первой строки (ключевое слово речи в форме множественного числа и нулевая форма Есть связки быть в значении настоящего постоянного) представляют предмет рассмотрения как объективно существующий и, более того, выделяют его как универсальный. В то же время противительное Но, делящее строфу на две оппозитивные части, указывает на особый характер речей.

С точки зрения рациональной составляющей восприятия они не обладают информационной ценностью, к тому же метафорическое темный и пейоративное ничтожный употреблены в краткой форме, которая усиливает категоричность и без того однозначной оценки.

С точки зрения эмоциональной составляющей восприятия речи оказываются, наоборот, необыкновенно действенными. Гиперболизированное представление об их ценности создается усиленным утверждением, актуализированным звукописью: без волненья Внимать невозможно. Единственный глагол первого смыслового блока, реализующий мотив ответа, является стилистически окрашенным, высоким. Семантика Внимать двуаспек-тна: указывает на важность информации и на авторитетность ее источника.

Таким образом, на этом этапе развертывания текста субъект речи выступает и как ее адресат, а сами речи предстают как результат - монологический текст, ориентированный на эмоциональное воздействие.

Вторая строфа связана с предыдущей причинно-следственными отношениями и служит для обоснования действенности речей. Ее двучастность задается синтакси-

34

ческой самостоятельностью двустиший, которые объединяются на основе развития и усиления. Тема речей разворачивается здесь от целого к части - их звуки.

Специфика строфы создается доминированием эмоции, для передачи которой используется лексика предельной семантики. В этом смысле Как полны можно считать мотивированным плеоназмом; ге-нитивная метафора безумство желанья содержит элемент гиперболы. Кроме того, оформление синтаксической конструкции как восклицательной повышает общую экспрессивность изложения.

Строки 7-8 обосновывают ценность эмоциональной информации. Они ориентированы на прошедшее перфектное время и конкретизируют предикат. За ответом на вопрос, чем полны. звуки, следует ответ на вопрос, почему они настолько полны. Размышления лирического субъекта конкретизируются, и соответственно изменяется коммуникативная ситуация. Сейчас она предполагает двух участников, которые ранее обменивались эмоциональной информацией, передававшейся паравербально и невербально. Анафора и синтаксический параллелизм генитивных метафор слезы разлуки... трепет свиданья усиливают обобщение, реализующее две темы: любовную как тему «живых чувств» и восходящую к ней тему эмоциональной памяти5.

Переход ко второму смысловому блоку четко обозначен. Отказ от местоимений и выдвижение глагольных частей речи воспринимаются как минус-прием, использование выразительных возможностей двусоставных предложений, активизация инверсии - все сигнализирует об изменении коммуникативной ситуации, принципов представления субъекта и объекта и средств этого представления. Иная модальность (будущее время в значении настоящего постоянного) характеризует лирического субъекта как носителя определенного опыта, уверенного в своем знании.

Во втором смысловом блоке тема речей развивается мотивом ответа, т. е. в фокусе внимания оказываются их адре-

5 Ср.: «Есть звуки - значенье ничтожно».

сованность и действенность. Эти аспекты даны через противопоставление6 третьей строфы двум следующим.

Специфику третьей строфы определяют инверсия и соответствующее ей позиционное размещение элементов высказывания в зависимости от их смысловой ценности. Инверсия предиката Не встретит ответа подчеркивает избирательное действие речей и недоступность их кода коллективному восприятию. Инверсированное определение Средь шума мирского указывает на иную коммуникативную ситуацию: она сейчас мыслится как полисубъектная.

В заключительной строке находит развитие вертикальный тематический ряд речи > звуки, который пополняется инверсированным синекдохическим компонентом слово. Оно вступает в контекстуальные антонимические отношения с шум как звуками другого происхождения7, как другой, обычный, легко декодируемый, тип, противопоставленный речам.

Закономерно, что здесь же обосновывается специфика речей. Она предопределена их происхождением: строки Из пла-мя8 и света Рожденное слово передают мощнейший цветосветовой эффект, который обычно связывают с представлениями о творческом озарении и творческом акте9. Так, слово-образ пламя традицион-

6 «Мышление М. Ю. Лермонтова строится на основе антитез, противоположностей, дающих возможность полноты охвата явления "в пределе его"» [Штайн, Петренко 2014: 127].

1 В идиостиле поэта слово-образ шум связывается с большим количеством субъектов и приобретает отрицательную оценочность: Один среди людского шума. («Один среди людского шума...»); Иль шуму светского волненья Бороться с сердцем молодым? («Дереву»); ...шум толпы людской спугнет мечту мою... («Как часто, пестрою толпою окружен»).

8 Об этой, ставшей классической, поэтической вольности см.: [Висковатов 2004: 307].

9 Ср.: И утомленный и немой, Он забывал огонь чудесный. («Поэт»); Дай жаром вдохновений Согреться миг один. («К гению»); Хранится пламень неземной Со дней младенчества во мне. («Отрывок»); Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. («Молитва»); Быть может, мыслию небесной И силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный. («Я не унижусь пред тобою»); Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет. («Я жить хочу! Хочу печали»).

3

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком