научная статья по теме ИЗ ПОКОЛЕНИЯ "ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ" История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗ ПОКОЛЕНИЯ "ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ"»

Юбилеи

Из поколения «шестидесятников»

Биографические документы,

фотографии, материалы о творческой работе передал в ГАРФ историк-архивист, искусствовед, художник Л.Ф. Дьяконицын. Его детство прошло в сполохах войны, юность - в политических «заморозках» и «оттепелях». «Родился я 21 мая 1931 г. в Вологде. Воспитывался отцом и улицей, но больше книгами. Книжный мир казался иногда даже более надежным и настоящим, чем реальный, где я рос полусиротой без матери. Мальчишкой прирабатывал перерисовкой солдатских фотографий, окон ТАСС, плакатов», - отмечает Лев Федорович в одной из автобиографических заметок. Любовь к истории, изобразительному искусству пробудил в нем старший брат Вячеслав, обладавший многими дарованиями: писал на мешковине картины, играл на скрипке, делал авиамодели, собирал

радиоприемники. По окончании школы в 1941 г. он ушел на фронт и погиб в боях под Ельцом. Оставленные им кисти, книги явились самым дорогим для Льва Дьяконицына наследством.

Окончив в 1949 г. среднюю школу в белорусском городке Молодечно, он отправился в Москву с мечтой об учебе во ВГИКе. «У входа толпились бородатые студенты-фронтовики с рулонами холстов. Задетый пренебрежительным отношением к себе, перебросил документы в Историко-архивный институт и поступил туда, -вспоминает Лев Федорович. - Обстановка там была романтичной... Здесь парил подлинный дух истории, студентов рано допускали в центральные архивы. Я однажды лично разбирал бумаги царского придворного архивариуса барона А.А. Будберга, держал в руках автографы Николая II, старца Григория Распутина, фотографии царской семьи и многое другое. Учился на одном курсе и дружил с

Сергеем Каштановым, Егором Яковлевым, Анатолием Богомоловым. В институте преподавали известные историки, кипели споры, действовало много научных кружков. Выходил даже свой рукописный журнал "Юность". Очень памятны для меня лекции профессоров И.Л. Маяковского, Н. В. Устюгова и молодых тогда преподавателей С.О. Шмидта, В.Т. Пашуто, Е. И. Каменцевой, семинарские занятия И. Ф. Колесникова по палеографии». Добрую память хранит он и о директоре института Анне Сергеевне Рословой, руководившей его работой над дипломным сочинением и кандидатской диссертацией по истории революционного движения на Севере, и о работе в стенгазете «Историк-архивист»,

рукописном журнале «Юность», на страницах которого публиковались исторические заметки, рассказы, стихи, рисунки студентов.

После окончания института в 1954-1956 гг. Лев Дьяконицын работал начальником Центрального государственного архива Таджикской ССР, в 1956-1962 гг. -заместителем начальника Госархива Вологодской области, затем заместителем начальника архивного отдела

облисполкома, публиковал

многочисленные статьи по истории края в местной печати. Одновременно учился заочно в МГУ им. М.В. Ломоносова на отделении факультета искусствоведения. Его дипломная работа о творчестве художника Н.П. Дмитриевского (18901938) в 1962 г. была издана отдельной книгой, тогда же автор поступил в очную аспирантуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Окончив ее, в 19651968 гг. стал заместителем директора Пермской картинной галереи, участвовал в организации выставок, составлял их

каталоги, публиковал статьи по вопросам изобразительного искусства. Более 25 лет (1968-1994 гг.) преподавал философию и эстетику в педагогических вузах Перми и Ярославля, Московском физико-техническом институте, два года читал курс философии в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. С 1976 г. начал систематически заниматься живописью.

Среди пополнивших ГАРФ документов - материалы об участии Л.Ф. Дьяконицына в выставках: персональных в Вологде и Москве, международных в Испании и Франции, в Центральном доме журналиста, Государственной Третьяковской галерее, культурном центре «На Остоженке», во Дворце культуры АЗЛК, выставочных залах Вятки, Краснодара, Санкт-

Петербурга и других городов России. Здесь также буклеты выставок, вырезки его публикаций из журналов и газет, документы об общественной деятельности в творческих союзах, фотоснимки с известными деятелями культуры, благодарственные письма художнику за активную пропаганду российского изобразительного искусства.

Мастерская Л. Ф. Дьяконицына находится в старинном здании на Гоголевском бульваре и является своеобразным творческим и культурным клубом, где встречаются коллеги по ремеслу, музыканты, шахматисты, журналисты, историки-архивисты.

Накануне своего 75-летия Лев Федорович полон творческих сил и энергии.

Н.С.Зелов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком