научная статья по теме ИЗ ЖИЗНИ НИКОЛО-КАРЕЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ИЗ ЖИЗНИ НИКОЛО-КАРЕЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ»

Из жизни Николо-Карельскою монастыря

© Е.Г. ГАНЬКОВА

Общеизвестно, что монастыри являлись в прошлом средоточием культуры, а по документам, хранящимся там, можно изучать историю государства. Николо-Карельский монастырь является тому примером.

С.Ф. Огородников в своем "Очерке истории городка Архангельска в торгово-промышленном отношении" с уверенностью называет 1410 год датой основания монастыря, но большинство исследователей ориентируются на 1419 год, дату первого летописного упоминания о монастыре, связанного с набегом скандинавов. Кстати, кто они были, доподлинно не известно. Очевидно одно: согласившись с мнением, что "для появления обустроенной монашеской обители, особенно в суровых условиях Крайнего Севера, необходимо как минимум 20-30 лет",

основание монастыря можно отнести примерно к концу XIV - началу XV века (Климов А.И., Лизунов П.В. Небесные покровители города. Архангельск, 1998).

Весьма скудны сведения об основателе монастыря - преподобном Евфимии. Известно, что он был "просветителем корел", «жил среди "корельских детей" на Летнем берегу и "просвещал" их, то есть обращал в христианство» (Шмигельский Л. Перекличка времен // Северодвинск: Испытание на прочность. Северодвинск, 1998). Предание утверждает, что именно он принес в монастырь древнюю святыню - икону Николы Морского, а после скандинавского разорения в 1419 году вместе с монахами восстанавливал монастырь. Ни место, откуда пришел Евфимий на Карельский берег, ни тем более дата его рождения неизвестны, а дата кончины называется исследователями примерно 1435 год.

Тесно связана история монастыря с именем знаменитой новгородской посадницы Марфы Борецкой, о чем говорится в многочисленных исторических документах, а также в работах современных исследователей.

В настоящее время уцелевшие документы Николо-Карельского монастыря находятся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, но огромная их часть погибла во время сильных пожаров 1419, 1620, 1798 годов, тогда же пострадали монастырские постройки и имущество. В Государственном архиве Архангельской области (ГААО) в настоящее время находится свыше 3880 рукописей монастыря, многие из которых, к сожалению, ни разу не были востребованы.

В поле нашего зрения попал памятник деловой письменности монастыря конца XVI-начала XVII века "Приходо-расходная книга казначея старца Пимена казенным деньгам". Она датирована 1601 годом. Документ написан скорописью и отлично сохранился. Рукопись дает широкое представление о хозяйственном состоянии монастыря в конце XVI-начале XVII века, то есть в период его экономического расцвета. Писец скрупулезно отмечает сделанные траты на продукты, одежду: хмель, солод, холст, сукно белое и черное, веревки, шубы, полушубки, овчины, рогожи, жернова, кожи, бумагу; мед, патоку, капусту, лук, чеснок, треску, палтус, конопляное семя, масло. И это далеко не весь перечень покупок. Кроме того, из записей видно, что деньги идут на молебен, на свечи, на церковное облачение, предоставляются в многочисленные монастырские деревни "на деревенский обиход". Как свидетельствует "Сотная грамота из двинских писцовых книг... 1587-1588 годов", Николо-Карельскому монастырю в конце XVI века принадлежало более 20 деревень (Климов, Лизунов. Указ. соч.). В тексте памятника находим названия некоторых из этих деревень: "В то(т) же д(е)нь да(л) ва(с)яну миронову в к(р)аснну ку(р)ю на дере-ве(н)скои обихо(д) ру(б)ль".

Важную статью монастырских расходов составляют денежные расчеты с работавшими на монастырь крестьянами, которые не могли свободно покидать свои земли, но и барщины не было, а все взаимоотношения монахов с крестьянами строились исключительно на денежных расчетах: "Дано пастуха(м) лошадины(м) на(и)му от па(с)бы. ру(б)ль"; ".. .наняты были казаки на страду в со(л)зу сена коси(ти)".

Особое внимание нужно уделить развитию в Николо-Корельском монастыре в конце ХУ1-начале XVII века рыболовного промысла. Так, в грамоте 1607 года, адресованной монастырю, говорится, что "игумен с братьею кормятся сами своими труды рыбною ловлею" (Булатов В.Н. Русский Север. Архангельск, 1999). Николо-Карельский монастырь в начале XVII века обладал своими судами, что подтверждает рукопись Пимена, где говорится о покупке лодки и двух карбасов: "Два ка(р)баса новы(х). 20 а(л)тын 60 гри(в)ною ... да у ста(р)ца логина ло(т)ку. 6 а(л)тын.". Карбасы - большие лодки - использовались для связей с берегом, при завозе якорей, для моржового и рыбного промыслов. Они были либо самостоятельными судами, либо буксировались кочами и лодьями (Шмигельский. Указ. соч.). Л. Шмигель-ский приводит и другие свидетельства того, что рыбный промысел монастыря был весьма развит на рубеже веков: "В 1572 году. богомольцы передали в. монастырь лодью-корелянку [лучшую для того времени по качеству лодку. - Е.Г.] со всей снастью, с двумя большими якорями и шеймами [якорными канатами. - Е.Г.]. В 1600 году. Степанов дал монастырю вкладом лодью-корелянку со снастью и с карбасом" (Там же).

К сожалению, в тексте рукописи нет упоминания о солеварном промысле, развивавшемся в Николо-Карельском монастыре в то время. Возможно, причиной этому послужил тот факт, что солеварение и продажа беломорской соли достигли своего наивысшего расцвета позднее, во второй половине XVII века, когда грамотой царя Алексея Михайловича (1642 год) был разрешен беспошлинный провоз шести пудов соли в одном дощанике и появились не только соляные варницы, но и заводы в Сюзьме (Булатов. Указ. соч.).

Стоит подробнее остановиться на размерах самого монастыря в означенный период: строения были лишь деревянные и только в 1664 году построена первая каменная церковь Успения пресвятой Богородицы. В 1587-1588 годы в Николо-Карельском монастыре было двадцать келий, в них жили "игумен Варлам да строитель Кирьяк, да братьи 52 человека старцов" (Климов, Лизунов. Указ. соч.). В.Н. Булатов пишет, что "по описи 1601 года в обители проживали 51 монах и 23 человека слуг и трудников и детенышев в монастыре и по промыслам и по деревням" (Булатов. Указ. соч.). Впрочем, ситуация в течение нескольких веков была стабильной - монастырь оставался малонаселенным. И неудивительно: в северных условиях не было богатых па-

шен, а были, как пишет В.Н. Булатов, "мхи да болота", да и вообще "место было убогое" (Там же).

Николо-Карельский монастырь в XVI-XVII веках получал, как и прежде, жалованные грамоты: в 1578 году - грамоту Ивана Грозного, запретившую брать людей из вотчин монастыря на военную службу, а в 1607 году царь Василий Иванович Шуйский жалованной грамотой игумену Калистрату подтвердил все льготы и привилегии (Предисловие к описи № 1 фонда № 191. ГААО). В целом, архив Николо-Карельского монастыря славен своими жалованными грамотами, среди которых одних только царских и великокняжеских более полутора сотен (Там же).

На протяжении всего XVI века монахи Николо-Карельского монастыря вели торговлю с иностранцами, в основном с англичанами. Особую известность среди них монастырь получил после 24 августа 1553 года, когда недалеко от Карельского устья Северной Двины бросил якорь корабль Ричарда Ченслера (Булатов. Указ. соч.). В конце XVI - начале XVII века торговля с английскими купцами продолжилась. Они покупали у монастыря рыбу, соль, муку, хлеб, овес, шкурки бобров, а в Россию привозили бумагу, сукно, олово, вина, пряности.

В 1568 году Николо-Карельский монастырь посетил Томас Рин-дольф, а в 1578 году по соседству с Никольским, на Кудожемском устье Северной Двины, обосновались торговые конкуренты англичан -голландцы. Монахи установили и с ними самые тесные отношения (Шаляпин С. Никольский причал // Летописец Севера. Архангельск, 1990).

Известность пристани святого Николая среди англичан стала причиной того, что она была упомянута наряду с пристанью святого Михаила (Архангельском) в грамоте английской королевы Елизаветы 29 мая 1589 года (Булатов. Указ. соч.).

Начало XVII века ознаменовано для Николо-Карельского монастыря двумя печальными историческими событиями: в 1613 году монастырь был разорен литовскими людьми и черкасами, а в 1620 году имущество монастыря сильно пострадало от пожара (Предисловие к описи № 1 фонда № 191. ГААО). Но эти события не дали повода для закрытия монастыря. Он восстановился и укрепил свои экономические и культурные связи.

Северодвинск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком