научная статья по теме ИЗМЕНЕНИЯ АМПЛИТУДЫ ВОЛНЫ Р300 ПОД BЛИЯНИЕМ “АГРЕССИВНОЙ” КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИСХОДНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ Биология

Текст научной статьи на тему «ИЗМЕНЕНИЯ АМПЛИТУДЫ ВОЛНЫ Р300 ПОД BЛИЯНИЕМ “АГРЕССИВНОЙ” КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИСХОДНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ»

ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2007, том 57, № 4, с. 419-425

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

УДК 612.821

ИЗМЕНЕНИЯ АМПЛИТУДЫ ВОЛНЫ Р300 ПОД ВЛИЯНИЕМ "АГРЕССИВНОЙ" КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИСХОДНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ

© 2007 г. В. Г. Григорян, Л. С. Степанян, А. Ю. Степанян, А. Р. Агабабян

Кафедра физиологии человека и животных Ереванского государственного университета, Армения,

e-mail: sau20@freenet.am, sau20@rambler.ru Поступила в редакцию 29.03.2006 г.

Принята в печать 12.03.2007 г.

Исследовали динамические изменения амплитуды компонента Р300 зрительных вызванных потенциалов различных областей коры как показатель уровня активности корковых структур, ответственных за процесс реализации игры агрессивного содержания с учетом уровня исходной агрессивности и конфликтности испытуемых-подростков. Показано, что динамические изменения тревожности и агрессивности, происходящие под воздействием "агрессивной" компьютерной игры, зависят от исходного уровня агрессивности и конфликтности испытуемых. У подростков с высоким исходным уровнем агрессивности и конфликтности наблюдается увеличение амплитуды волны P300 во фронтальной и орбитофронтальной областях обоих полушарий, тогда как у подростков с низким исходным уровнем этих показателей во фронтальной области обоих полушарий амплитуда волны P300 уменьшается, при отсутствии достоверных изменений в орбитофронтальной области. Полученные данные являются свидетельством контролирующей роли фронтальных областей правого и левого полушарий в регуляции отрицательных эмоций.

Ключевые слова: уровень агрессивности, конфликтность, тревожность, подростки, компьютерные игры, вызванные потенциалы, кора мозга, фронтальная область, орбитофрон-тальная область.

Changes in the P300 Amplitude under the Influence of "Aggressive" Computer Game in Adolescents with Different Levels of Initial Aggression and Conflicting Behavior

V. G. Grigoryan, L. S. Stepanyan, A. Yu. Stepanyan, A. R. Agababyan

Department of Human and Animal Physiology, Yerevan State University, Yerevan, Armenia, e-mail: sau20@freenet.am, sau20@rambler.ru

Dynamic changes in the amplitude of component P300 of the evoked potentials in different cortical areas were studied as an index of activity of cortical structures responsible for actualization of a computer game with aggressive content with regard for the level of initial aggression and conflict in behavior of adolescent subjects. Dynamic changes in anxiety and aggression evoked by playing an "aggressive" computer game were shown to be dependent on the initial level of aggression and conflict. An increase in P300 in the frontal and orbitofrontal areas of both hemispheres was observed in adolescents with initially high level of aggression and conflict. In adolescents with initially low aggression and conflict, P300 decreased bilaterally in the frontal areas and did not change significantly in the orbitofrontal areas. These findings testify to the bilateral frontal top-down control over negative emotions.

Key words: aggression, conflict, anxiety, adolescents, teenagers, computer games, event-related potentials, cortex, frontal area, orbitofrontal area.

419

3*

Природа человеческой агрессии, тесно взаимосвязанной с конфликтностью, сложна по своему проявлению и обусловлена как социальными причинами, так и биологическими. Несмотря на широкий интерес к проблемам агрессии и конфликтности в современных психологических, социальных и психофизиологических исследованиях адекватные модели экспериментального изучения их нейробиологи-ческих коррелятов отсутствуют.

Общеизвестно, что проявления агрессии делят на два основных типа: мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций, и инструментальная - как средство. И та и другая формы агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Исследование открытой мотивационной агрессивности дает возможность с большой степенью вероятности прогнозировать уровень деструктивных тенденций личности.

До последнего времени поиски каких-либо нейробиологических коррелятов агрессивного поведения проводились на людях, уже проявивших те или иные формы насилия и агрессии. Однако эти исследования имеют много ограничений, в первую очередь этических. В последнее время, в связи с социальными переменами в Армении, отмечается рост агрессивных проявлений и конфликтности, который особенно проявляется у подростков. Это обусловлено характерными для подросткового возраста бурной гормональной перестройкой организма, переходом от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, сменой привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, что делает подростка особенно уязвимым и податливым к влиянию окружающей среды [2]. Одним из подходов к проблеме подростковой агрессивности является исследование ее нейробиологических основ. Актуальность подобных исследований не вызывает сомнений, так как может помочь в выяснении причин формирования и развития девиантного поведения, а также послужить основой для разработки методов ее коррекции и профилактики.

Известно, что возникновение и развитие агрессивности человека основывается на определенных изменениях в центральной нервной системе, в частности в лимбической системе и коре головного мозга [12, 13, 18, 20].

Известно также, что регуляция эмоций, конфликтного, агрессивного и импульсивного поведения находится под контролем фронтальных областей мозга, обеспечивающих осознанные поведенческие реакции и оценку ситуаций, к которым они могут привести [19].

В настоящее время проблема особенностей мозгового обеспечения агрессивного и конфликтного поведения находится в стадии изучения. Малочисленны также исследования по влиянию "агрессивных" компьютерных игр на психоэмоциональную сферу подростков. Мы предположили, что использование компьютерных игр агрессивного содержания может служить моделью для изучения нейрофизиологических механизмов развития агрессии и конфликтности и позволит ответить также на вопрос об их негативном влиянии на психоэмоциональную сферу любого подростка, вне зависимости от его личностных качеств.

В этом аспекте особую важность приобретает выявление мозговых механизмов формирования девиантного поведения, в частности уровня активности во фронтальных областях, связанных с регуляцией эмоциональной сферы. Одним из адекватных способов для определения этих сдвигов является метод регистрации вызванных потенциалов (ВП). Известно, что одним из наиболее постоянных компонентов ВП коры мозга на эмоционально-значимые стимулы, отражающим различные психические функции, является поздняя положительная волна с латентным периодом около 300 мс (Р300). В литературе существуют данные о том, что изменение амплитуды компонента Р300 корковых ВП наряду с отражением процессов принятия решения, осознания релевантности и информативности стимула может быть также обусловлено и эмоциональными факторами как на неосознаваемом, так и на осознаваемом уровне [4, 6, 11, 16, 17, 23].

Целью настоящей работы явились оценка динамических изменений уровня тревожности у испытуемых с различной степенью агрессивности и конфликтности, а также определение уровня активации фронтальных областей коры для выявления тех изменений, к которым приводит реализация игры агрессивного содержания. Были поставлены следующие задачи: тестирование подростков на определение исходного уровня мотивационной агрессивности и конфликтности; определение уровня тревожности; проведение сравнительной оценки амплитуды Р300 ВП фронтальных и орбито-

фронтальных областей обоих полушарий до и к концу выполнения задания.

МЕТОДИКА

В исследованиях принимали участие 90 практически здоровых подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Все испытуемые участвовали в экспериментах добровольно.

Для выявления уровня мотивационной агрессивности использовался набор тестов: опросник Басса-Дарки, опросник для диагностики психических состояний по Айзенку, проективные методики - "Несуществующее животное", "Тест руки Вагнера", а для выявления уровня конфликтности - тест Э.А. Уткина (тестирование проводилось вне эксперимента). Тест Люшера, оценивающий уровень тревожности испытуемых, в отличие от перечисленных выше проводился как вне игры, так и сразу по окончании эксперимента для оценки динамических изменений эмоционального статуса, по которым судили об изменениях уровня агрессивности [1, 3]. Для моделирования агрессогенного фактора испытуемым была предложена компьютерная игра "OPERATION TRONDEIM" класса "стрелялок" - "3D Action-Shouter", которая относится к ролевым компьютерным играм, подклассу "игры с видом из глаз своего компьютерного героя". Этот тип игр характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Играющий, полностью концентрируя внимание на игре, переносит себя в виртуальный мир и действия своего героя считает своими. Основная их особенность такова: чтобы успешно достичь цели играющий должен убить всех врагов, встречающихся на своем пути, используя при этом различные виды оружия. Принцип игры заключался в следующем: "Если ты не убьешь всех противников первым, то убъ-ют тебя", что и делало невозможным прохождение игрока на следующий игровой уровень, если он реагировал недостаточно агрессивно, и провоцировало проявление агрессивных тенденций; оценка степени агрессогенности каждого уровня основывалась на количестве убитых "противников" в ходе игры. Процесс убийства в игре оформлен максимально приближенно к реальности. Время игры ограничивалось 1 ч, чтобы исключить процесс утомления. Все испытуемые играли в эту игру впервые, что исключало наличие навыка.

С целью экспериментального изучения активности мозговых структур регистрировали

вызванные потенциалы на зрительный стимул, не связанный с осуществляемой основной деятельностью. Зрительный стимул был использован в качестве общепринятой "парадигмы пробного стимула", когда зрительное возбуждение используется как индик

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком