научная статья по теме ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ И КАЛЕНДАРИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРСКИЙ ПЕРИОД) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ И КАЛЕНДАРИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРСКИЙ ПЕРИОД)»

Из истории естествознания

Г. Е. КУРТИК

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ И КАЛЕНДАРИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРСКИЙ ПЕРИОД) *

В статье рассмотрены единицы измерения времени и календари, принятые в Древней Месопотамии в конце IV - первой половине II тыс. до н. э. На основе клинописных источников анализируются представления, связанные с определением основных временных единиц - дня, месяца и года - в их историческом развитии. Последовательно рассмотрены календари, получившие распространение в Месопотамии в указанный период: ранний семитский, гражданский лунно-солнечный, административный и так называемый схематический.

Ключевые слова: шумерская астрономия, история календаря, лунно-солнечный календарь, единицы измерения времени, день, месяц, год.

Потребность измерять время и фиксировать события во времени изначально присуща человеку. Особую роль в формировании представлений о времени играли небесные светила. С их наблюдением с глубокой древности было связано измерение времени. Один из самых ранних примеров этого мы находим в истории Древней Месопотамии.

В настоящей статье мы рассмотрим временные единицы, использовавшиеся для счета времени, а также календари, принятые в Древней Месопотамии в конце IV - первой половине II тыс. до н. э. Анализ представлений, связанных с измерением времени, позволяет пролить свет на астрономические воззрения жителей Древней Месопотамии в соответствующий период.

Временные единицы: день, месяц, год

В III тыс. до н. э., в так называемый шумерский период х, в Месопотамии в административном управлении, хозяйственной и культурной жизни приме-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-03-00143.

1 В истории Древней Месопотамии конца IV-II тыс. до н. э. выделяют следующие основные хронологические периоды:

- архаический Урук, период Джемдет-Наср, архаический Ур, или протописьменный период (конец IV - начало III тыс. до н. э.);

- I раннединастический период, сокращенно РД I (ок. 2750-2615);

- II раннединастический период, РД II (ок. 2615-2500), Фара и Абу-Салабих;

- III раннединастический период, РД III (ок. 2500-2315);

- династия Аккада, саргоновский, или староаккадский, период (2316-2176);

- завоевание страны кутиями (ок. 2200-2109);

- III династия Ура, или новошумерский период (ок. 2112-1997);

- I династия Иссина (2017-1794);

- династия Ларсы (2025-1783);

© Г. Е. Куртик. ВИЕТ. 2013. № 4. С. 22-40.

нялись три временные единицы: день, месяц и год. Они упоминаются уже в самых ранних известных текстах из архаического Урука, датируемых концом IV тыс. до н. э. 2 Астрономические наблюдения небесных светил - Луны и Солнца - играли важную роль в их определении.

Рассмотрим последовательно каждую из указанных трех временных единиц.

День определялся как промежуток между двумя последовательными заходами Солнца. Знак U4 (акк. ümu), буквально «день», известен со времени архаического Урука IV-III 3 и позднее использовался как логограмма во многих текстах. Он мог обозначать светлую часть суток или только утро, но наиболее часто - сутки (день + ночь). Самая ранняя пиктографическая форма U4 представляла, по-видимому, изображение восхода Солнца на востоке между двух гор 4. Темная часть суток имела также свое особое название GI6, «ночь». Форма знака GI6 в текстах из архаического Урука (заштрихованный полукруг, обращенный краями вниз) позволяет предположить, что в Месопотамии в этот период небо мыслилось куполообразным. Особый знак SIG (символическое изображение захода Солнца 5) применялся в значении «вечер». В текстах из Урука встречаем противопоставление U4/SIG «утро/вечер» 6.

Другие обозначения утра и вечера в текстах III тыс. до н. э. и в старовавилонский период: шум. u4-zal, «рассвет, на рассвете»; шум. a2-gu2-zi-ga, акк. sertu, «рассвет, утренняя заря»; шум. usan (записывалось также как usan2, в старовавилонский период an-usan, u2-san-an и др.), акк. simetan, «вечер, вечером»; шум. u4-te-na (вар.: u4-te-en, u4-te-en-na), «вечер, вечером».

В старовавилонский период появился также специальный термин для обозначения полдня: шум. an-bar7, an-bar7-gana2, акк. kararü; muslälu «полдень, середина дня, полуденный зной» 7.

- I Вавилонская династия (= династия Хаммурапи), или старовавилонский период (18941595),

- касситский период (ок. 1742-1155?).

Шумерский период охватывал промежуток около тысячи лет (приблизительно III тыс. до н. э.), на протяжении которого в Южной Месопотамии доминировал шумерский язык.

Хронологические данные приведены по: Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 179-183.

2 Englund, R. K. Administrative Timekeeping in Ancient Mesopotamia II Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1988. Vol. 31. P. 121-185.

3 Римские цифры IV и III после названия города обозначают номера слоев, выделенных археологами при раскопках Урука; приблизительно это XXXII и XXXI вв. до н. э. соответственно.

4 Диск Солнца, появляющийся из дуги большего диаметра, обращенной краями вверх, см.: Englund. Administrative Timekeeping. P. 136-137. Восход солнечного божества между двух гор изображался позднее на некоторых староаккадских печатях, см.: Куртик Г. Е. Астральная символика в Древней Месопотамии III тыс. до н. э. II ВИЕТ. 1998. № 2. С. 24-25, а также рис. 25, 45-46 в той же статье.

5 В пиктографическом варианте знак SIG - это U4, обращенный в противоположную сторону.

6 Englund. Administrative Timekeeping. P. 166-167; Englund, R. K. Texts from the Late Uruk Period II Mesopotamien: Späturuk-Zeit und Früdinastische Zeit. Freiburg, 1998. S. 126.

7 The Electronic Pennsylvania Sumerian Dictionary (сокр. ePSD): http://psd.museum.upenn.edu/ epsd/index.html.

Знак U4 в его самом раннем пиктографическом варианте стал основой для конструирования знаков, обозначавших «день», «месяц» и «год». Изображение знака U4 было повернуто на 90° против часовой стрелки и соединено с числами, которые располагались определенным образом. Как показал А. А. Вайман, числа, стоящие справа от U4, обозначали дни; числа, вписанные в U4, обозначали месяцы; горизонтальные черточки слева перед U4 обозначали годы 8. Определенные таким образом выражения «1 день», «1 месяц» и «1 год» 9 стали в дальнейшем основой для клинописных знаков соответственно u4, «день»; iti, «месяц» и mu, «год».

В Месопотамии III тыс. до н. э. использовались также более мелкие подразделения суток. В Уруке IV-III - 1/4 суток, в Фаре - 1/6 суток, в эпоху III династии Ура - 1/2 ,1/3 , 1/60 части рабочего дня 10.

Деление светлой и темной частей суток на три равные части (сутки, таким образом, подразделялись на шесть частей), принятое в Фаре, предваряет, возможно, введение так называемых «страж», известных по более поздним текстам. «Стражи» (шум. e-nun, акк. massartu) как подразделения ночи впервые встречаются в старовавилонский период 11. В астрологических текстах использовались следующие названия: en-nun an-usan = bararitu, «вечерняя стража»; en-nun murub4-ba = qablitu, «средняя стража»; en-nun u4-zal-li/la = sat urri, «утренняя стража». В 600-летний промежуток от эпохи Фары до времени I Вавилонской династии, однако, текстовые свидетельства о «стражах» отсутствуют.

Месяц. Лунный месяц как календарная единица играл важную роль в Месопотамии. Огромное значение имели наблюдения фаз Луны - первого появления лунного месяца вечером после захода Солнца после дней невидимости (так называемой неомении), полнолуния, дней невидимости Луны. Изображения лунного месяца, связанные, возможно, с неоменией, встречались уже в начале III тыс. до н. э.; позднее они стали постоянным элементом изображений на печатях 12. Календарная роль лунного месяца возросла, по-видимому, к середине III тыс. до н. э. В этот период на печатях появились изображения религиозных празднеств, происходящих под или рядом с изображением месяца 13.

8 См.: Вайман А. А. Протошумерские системы мер и счета / Труды XIII Международного конгресса по истории науки. М., 1974. С. 10-11; Englund. Administrative Timekeeping... P. 136 и сл.; Englund. Texts from the Late Uruk Period. S. 126.

9 В обозначениях Энглунда это знаки: U4 + Nj, U4 x N8, N57 + U4 соответственно, см.: Englund. Administrative Timekeeping. P. 183-184.

10 Englund. Administrative Timekeeping. P. 183; Englund. Texts from the Late Uruk Period. S. 121-127.

11 В старовавилонский период представление о «стражах» засвидетельствовано в следующих источниках: 1) письмах; 2) мифе об Атрахасисе (Table I, 70, 72); 3) астрологических текстах - в предсказаниях по лунным затмениям, где протасис имел следующий вид: «.если затмение произошло в вечернюю (вар.: среднюю или утреннюю) стражу.», см.: The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Chicago, 1977. Vol. 10 («M»). Part 1. P. 338 (сокр. CAD M/1); Englund. Administrative Timekeeping. P. 167, note 40; Rochberg-Halton, F. Aspects of Babylonian Celestial Divination: The Lunar Eclipse Tablets of Enuma Anu Enlil. Horn, 1988. P. 20, 44.

12 Куртик. Астральная символика. С. 22.

13 См.: Collon, D. Mond. B. In der Bildkunst // Reallexikon der Assyriologie. 1995. Bd. 5. Lief. 5-6. S. 357; Куртик Г. Е. Лунное божество Нанна в шумерской астрономии // Историко-астро-номические исследования. 2009. Вып. 34. С. 128.

Пиктографические обозначения 1Т1 (акк. аг^ы), букв. «месяц», присутствуют уже в самых ранних текстах из архаического Урука ГУ-Ш и как логограмма - во многих административных, ритуальных и других текстах более позднего времени 14.

Первый день месяца отсчитывался от неомении, поэтому наблюдениям неомений придавалось особое значение. До нас дошли сообщения новоассирийского времени, в которых речь идет о такого рода наблюдениях 15. В одном из них наблюдатель не просто фиксирует присутствие на небе месяца, но отмечает его положение относительно горизонта, связывая его с началом месячного лунного цикла 16. Неизвестно, соответствуют ли эти описания практике III тыс. до н. э. Неизвестно также, как поступали наблюдатели, если им не удавалось по каким-либо причинам (например, вследствие плохих погодных условий) наблюдать неомению 17. Есть основания пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком