научная статья по теме ИЗРАИЛЬ ГЛАЗАМИ "РУССКИХ"; КУЛЬТУРА И ИДЕНТИЧНОСТЬ. ПОСВЯЩ. ПАМЯТИ Б. КИММЕРЛИНГА. ОТВ. РЕД. Е. НОСЕНКО. М.; НАТАЛИС, 2008. 480 С Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИЗРАИЛЬ ГЛАЗАМИ "РУССКИХ"; КУЛЬТУРА И ИДЕНТИЧНОСТЬ. ПОСВЯЩ. ПАМЯТИ Б. КИММЕРЛИНГА. ОТВ. РЕД. Е. НОСЕНКО. М.; НАТАЛИС, 2008. 480 С»

ВОСТОК (ОЫЕК8)2СЮ9 < 4

189

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВКП(б), Коминтерн и Корея. 1918-1941 гг. М.: РОССПЭН, 2СС7.

Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование. М.: Военное издательство, 1993.

Ким Ир Сен. Мемуары. В водовороте века. Т. 8. Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1998.

Конституция и основные законодательные акты Корейской Народно-Демократической Республики. М.: Издательство иностранной литературы, 1952.

Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. М.: Первое Марта, 2ССС.

Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Пятый год. Дополнение за сентябрь — декабрь 1950 года. Нью-Йорк, [б.г.].

Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945—1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981.

Современная Корея. Справочное издание. М.: Наука, 1971.

ИЗРАИЛЬ ГЛАЗАМИ "РУССКИХ": КУЛЬТУРА И ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Посвящ. памяти Б. Киммерлинга. Отв. ред. Е. Носенко.

М.: НАТАЛИС, 2008. 480 с.

© 2009 А. В. КРЫЛОВ

Несмотря на броское и более подходящее для журналистского жанра название, рецензируемый сборник является серьезным научным изданием. В нем усилиями ведущих отечественных и зарубежных специалистов анализируются достаточно сложные социокультурные и этноконфес-сиональные проблемы Государства Израиль, прослеживаются интересные процессы формирования израильской нации, а также противоречивые тенденции взаимодействия между различными сегментами израильского общества.

Сборник представляет собой замечательный пример принципиально нового подхода к социокультурным проблемам Израиля, при котором у читателя появляется возможность не только расширить, но и существенно углубить свое понимание страны, с которой Россию очень многое связывает и сближает. Новая книга об Израиле - уникальная подборка статей, которые надо читать не выборочно, а последовательно, переходя от одной статьи к другой. Именно такое знакомство с разными по типу исследования и стилю изложения работами позволит в итоге получить целостное представление о том, о чем, собственно, и думали составители сборника, - о создании реалистичного "портрета", отражающего всю полноту и многообразие современного израильского общества.

Другая особенность сборника состоит в том, что его авторов - известных в научной среде историков, социологов, антропологов, филологов, литературоведов, культурологов из России, Израиля и США - объединяет родной для них русский язык; для многих из них проблемы адаптации на израильской "русской улице", как отмечается в предисловии (автор - Е. Носенко), были пропущены сквозь призму личного опыта.

За введением следует статья известного в кругах российских специалистов по Израилю и проблемам Ближнего Востока израильского социолога и политолога А. Эпштейна (Открытый университет Израиля) "Барух Киммерлинг и его интеллектуальные искания". Фундаментальные исследования арабо-израильских отношений, этнических и религиозных противоречий в израильском обществе выдающегося израильского социолога, проф. Еврейского университета в Иерусалиме Б. Киммерлинга (1939-2СС7) снискали признание не только в Израиле, но и за рубежом. В своих работах Б. Киммерлинг настаивал на том, что жизнеспособность Израиля во многом зависит от того, будет ли нарастать отчужденность и напряженность между теми социокультурными группами (ашкеназы-старожилы, сефарды-традиционалисты, ультраортодоксы, религиозные сионисты, новые иммигранты из СССР-СНГ, израильские арабы и др.), которые составляют израильское общество, или они придут к пониманию, что толерантные взаимоотно-

шения - наилучший путь к формированию стабильного сосуществования. За свои призывы к израильским и палестинским интеллектуалам сформулировать новые идеи и новые формы диалога Б. Киммерлинг часто подвергался критике и обвинениям в безответственности, в том числе и со стороны некоторых коллег по университету. "И в этом отсутствии какого-либо... диалога между различными сегментами разрозненного общества состояла трагедия не только его, но и всего современного Израиля", - заканчивает А. Эпштейн свое эссе (с. 30).

Первый раздел сборника - "Модели культурной идентичности: языки, общины, религии" -открывает статья известного в России и в Израиле специалиста в области преподавания и изучения иврита, а также литературы на иврите А. Крюкова (Центр российской культуры и науки, Тель-Авив) "Социолингвистический феномен иврита общественно-политической сферы в Израиле в 60-90-х гг. XX в.". За последние два десятилетия в России значительно возрос интерес к изучению классического и разговорного иврита. Как представляется, автор впервые на русском языке поднимает вопрос о взаимодействии в современном Израиле общества, языка и политики, доказывает на примере обширного конкретного материала, что результаты этого процесса через речь политических деятелей и СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения. Как известно, со дня основания Израиля именно языковая политика была важнейшим средством консолидации израильской нации и создания общенациональной культуры. В работе приводятся интересные высказывания, часто используемые в разговорном иврите штампы, клише, популярные фразы и прочие выражения, относящиеся к категории "израэлиз-мов", которые, по мнению автора, сознательно использовались и используются сейчас в государственной языковой политике в качестве инструмента целенаправленного воздействия на массовое сознание израильтян.

Статья М. Еленевской (Хайфский университет) "Юмор и насилие: смеховая культура иммигрантов из стран бывшего СССР в Израиле" является продолжением серии ее работ по изучению современного фольклора новых иммигрантов из республик бывшего СССР. Автор фокусирует внимание на так называемом черном юморе, который занял довольно значительное место в русскоязычных СМИ Израиля. Особенностью иммигрантского черного юмора является его сосредоточенность на теме противостояния Израиля с арабским миром, прежде всего с палестинцами. Примечательно, что исследование политического юмора русскоязычных иммигрантов объективно приводит автора к тем же выводам, которые делают политологи и социологи. Во-первых, новые иммигранты из СССР-СНГ в Израиле в основной своей массе придерживаются правых политических взглядов; во-вторых, они с пессимизмом смотрят на мирное урегулирование израильско-палестинского конфликта в ближайшей перспективе.

Актуальные для Израиля вопросы демографии в контексте объективно ослабевающей еврейской иммиграции и неуклонно нарастающей тенденции к реэмиграции в статье "Сохраняя еврейское большинство: о перспективах выработки в Израиле национальной доктрины по предотвращению эмиграции и работе с соотечественниками за рубежом" рассматривают А. Эпштейн, С. Михаэли (Министерство абсорбции Израиля) и Н. Хеймец (Министерство образования Израиля). В настоящее время, в условиях палестино-израильского противостояния и усиления кризисных явлений в экономике, местные власти испытывают большие трудности в проведении политики привлечения новых иммигрантов и их абсорбции в Израиле: иммиграционный бум конца 1980-х - начала 1990-х гг. уже во второй половине 1990-х гг. резко пошел на спад. В 2007 г., отмечают авторы, в страну из стран СНГ и Балтии (а это основной источник иммиграции) переселились лишь 6445 человек, т.е. на 15% меньше, чем в 2006 г. При этом численность реэмигрантов осталась на прежнем уровне. Обращает на себя внимание также приводимая в статье информация о том, что численность израильтян, постоянно живущих за пределами Израиля, превышает количество евреев во всех странах диаспоры, кроме США1. К приведенной статистике добавлю, что только в Россию из Израиля вернулись почти 50 тыс. евреев. Опросы общественного мнения, проведенные в 2006 г., после войны в Ливане, показали, что 32% израильтян задумываются о смене страны проживания.

1 Сейчас в мире насчитывается около 13.5 млн человек, которые идентифицируются как евреи. Больше всего евреев проживают в Израиле и США - соответственно 5.7 млн и 5.6 млн человек. На территории бывших республик СССР осталось не многим более 400 тыс. евреев, свыше половины из них - в Российской Федерации.

Сейчас происходят два одновременных процесса: укоренение в странах рассеяния еврейского населения естественного процесса ассимиляции; усиление интереса диаспоры к культурно-историческому наследию еврейского народа, не приводящего, однако, к смене страны проживания. Учитывая важность и стратегическое значение демографического фактора для самого существования Израиля как государства, а также негативные последствия реэмиграции на фоне постоянного сокращения численности иммигрантов, авторы статьи подвергают резкой критике просчеты государственных чиновников, ответственных за иммиграционную политику, и требуют внести эффективные изменения, направленные на увеличение иммиграционного потока в Израиль.

В статье "Массовая иммиграция в Израиль 1948-1953 гг.: первые трудности" Н. Семенченко (Институт востоковедения РАН) анализирует опыт иммиграционной политики Израиля в первое пятилетие его существования. Иммиграционная волна 1948-1953 гг. была самой массовой по сравнению с предыдущими. Трудности размещения и абсорбции новых иммигрантов заключались не только в тяжелой обстановке конфронтации с соседними арабскими странами, но и в том, что более половины евреев, переселившихся в Израиль, были выходцами из мусульманских стран Азии и Северной Африки. Их низкий культурно-образовательный и социально-экономический уровень создавал непреодолимые препятствия на пути формирования гомогенного общества. Статья дает полное представление о странах исхода, численности, профессиональных навыках и других социодемографических характеристиках иммиграционной волны 1948-1953 гг. Автор также рассматривет все плюсы и минусы государственной политики абсорбции новых иммигрантов, основанной на концепции "плавильного котла". В определенной степени эта модель в короткие сроки обеспечивала отход от "багажа", который привозили с собой репатрианты из галута (ивр. - "изгнание"), а так

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком