научная статья по теме ИЗРАЗЦЫ ИЗ КУЛЬТУРНОГО СЛОЯ МОСКВЫ: ПЕРВЫЕ НАХОДКИ И ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗРАЗЦЫ ИЗ КУЛЬТУРНОГО СЛОЯ МОСКВЫ: ПЕРВЫЕ НАХОДКИ И ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

ИЗРАЗЦЫ ИЗ КУЛЬТУРНОГО СЛОЯ МОСКВЫ: ПЕРВЫЕ НАХОДКИ И ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

© 2015 г. С.И. Баранова

Московский государственный объединенный музей-заповедник (svetlanbaranova@yandex.ru)

В публикации прослежена история формирования коллекции изразцов, обнаруженных в культурном слое Москвы при строительных работах второй половины XIX - XX в., в том числе в Заяузье, где, согласно письменным источникам, было сосредоточено гончарное производство. Публикуются выдержки из архива историка керамического производства, инженера и художника А.В. Филиппова, относящиеся к работам 1938 г. в Гончарном переулке. В их ходе были обнаружены первые археологические свидетельства гончарной мастерской XVII в. Сделанное открытие послужило толчком для начала систематических раскопок в Гончарной слободе, обеспечивших стремительное продвижение в изучении русского и московского изразца.

Ключевые слова: изразцы, археология Москвы, Гончарная слобода, А.В. Филиппов.

Изразцы Москвы, главным образом в сохранившихся декорах зданий и печах, попали в поле зрения исследователей в середине XIX в. Однако огромная их масса в культурном слое долго оставалась невостребованной, а некоторые типы - практически неизвестными. Еще в 1894 г. это отметил Н.В. Султанов, записав, что "красные" изразцы "до сих пор еще почти не были обследованы в нашей археологической науке, и только раскопки последнего времени дали несколько образцов... и в большинстве являются более или менее случайными археологическими находками" (1894. С. 369). Действительно, находки изразцов в конце XIX в. носили случайный характер (изразец в Суздале на "воеводском дворце" нашел в 1851 г. граф А.С. Уваров; см. Султанов, 1894. С. 376). В Москве в 1872 г. красные изразцы "московского" периода обнаружил в Кремле архитектор Н.А. Шохин (1872. Дет. № 5; также см. Филиппов, 1938. Ил. 26; 27).

Во многом определяющей стала находка изразцов при работах на месте постройки памятника Императору Александру II в Московском Кремле. В 1895 г., "согласно воле в бозе почившего Государя Императора, в Музей (Исторический музей. - С.Б.) препровождены Высочайше учрежденным Комитетом по сооружению в Москве памятника Александру II 196 изразцов цветных без поливы и 12 красных изразцов, найденных на месте постройки памятника" (цит. по: Клюшкина, Сидорова, 1998. С. 352).

В 1894 г. часть неполивных изразцов была опубликована Н.В. Султановым (1894. С. 369-387)1, за

1 Также частично изразцы были опубликованы А.В. Филипповым (1938. Ил. 23; 28; 30; 43; 57; 59). Некоторые из них хранятся в собрании МГОМЗ. Как один из авторов проекта памятника Александру II архитектор Н.В. Султанов первым исследовал их.

изразцами закрепилось название "красные". Термин прижился, так как фиксировал не только цвет обожженной глины, но и определенную форму изразца, состав печного набора и даже тип "готической" печи.

В 1893 г. в Исторический музей были переданы изразцы, собранные при строительстве на углу Немецкой улицы и Кирочного переулка (Султанов, 1894. С. 372; Филиппов, 1938. Ил. 22; 51; 54)2, и красный изразец, обнаруженный в слое Красной площади при проведении канализационных работ (Султанов, 1894. С. 381; Филиппов, 1938. Илл. 32)3. Одна из самых ярких находок - широко известный изразец с композицией "зверь Апокалипсиса" -была обнаружена "на Покровском бульваре", видимо, около 1915 г.4 К сожалению, затерялись следы изразца, найденного в 1915 г. А.В. Орешниковым в Кремле во дворе бывшей Синодальной Конторы, который представлял исключительный интерес: "на темно-синем поле, в средине, находился щиток с надписью, от которой сохранились части букв одной строки и нижняя строка с четырьмя буквами; фон щитка - зеленоватый, буквы желтые, под щитком дата, вероятно изготовления изразца: . 716 (последней не сохранилось), соответствующая 1653-1661 гг. от Р. Хр.; цифра покрыта белой глазурью. Это первый случай находки кафля, вероятно московского, изделия с изображением такого раннего года" (Отчет. , 1917. С. 5). Исключительно важными стали находки красных изразцов

2 Хранятся в собрании МГОМЗ.

3 Хранится в собрании МГОМЗ.

4 Изразец был впервые опубликован в 1915 г. (Филиппов, 1915.

С. 8; 1938. Ил. 44). Хранится в собрании МГОМЗ.

ИЗРАЗЦЫ ИЗ КУЛЬТУРНОГО СЛОЯ МОСКВЫ: ПЕРВЫЕ НАХОДКИ И ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ 165

в с. Спас-Тушино, на месте лагеря Лжедмитрия II (Филиппов, 1938. Ил. 36; 37; 39; 47; 63)5.

Находки сформировали коллекцию, что позволило не только сохранить артефакты, но и придало им статус музейных, обеспечило внимание к отдельно взятому изразцу. Создаваемая в Историческом музее коллекция вызвала интерес у членов императорской семьи. И.Е. Забелин, описывая посещение музея великим князем 11 января 1889 г., отметил, что тот "особенно был доволен разнообразием собираемых изразцов". Когда в 1891 г., приехав в музей, "Великая княгиня расспросила о находках в Кремле, что замечательного", все тот же И.Е. Забелин "указал на богатство изразцов" (Дулькина, 2002. С. 18, 19).

Особенно активно изразцы стали поступать в музеи из культурного слоя Москвы во время работ, связанных со строительством первых очередей московского метро (Коробков, 1938), которые сопровождала бригада археологов Московского отделения Государственной академии материальной культуры им. Н.Я. Марра. При строительстве второй очереди метро (1935-1936 гг.) археологические работы были продолжены. Мощность культурных пластов на отрезках трассы оказалась разной. Культурный слой толщиной в несколько метров в Китай-городе и вдоль многолюдной в древности Тверской дороги дал богатейший археологический материал, в том числе изразцы. А.Л. Монгайт писал: "Московские находки могут дать много для истории этого производства" (1948. С. 68)6.

В 1940-1950-е годы исследования стали методичнее и охватили районы, в которых было сосредоточено гончарное производство, прежде всего Заяузье. На основе собранных материалов были написаны ставшие классическими крупные аналитические работы М.Г. Рабиновича, выходившие с конца 1940-х до начала 1970-х годов (1947; 1949а; б; 1971) и Р.Л. Розенфельдта (1968), и др.

Однако о первых шагах, предпринятых археологами в Гончарной слободе, стало известно лишь недавно. Упоминания о них отсутствуют в мемуарах М.Г. Рабиновича (2005). Они были связаны с деятельностью известного историка керамического производства, инженера и художника А.В. Филиппова (1882-1956). Приведем его запись. "2/1У-1938 г. архитектор И.И. Бреннер сообщил на керамическую установку академии архитектуры, что им найдено несколько старинных русских рельефных изразцов без глазури, с белым грунтом (ангобом) и глазурованных; что подобные, найденные там же изразцы, имеются у инж.-архитектора

5 Часть хранится в собрании МГОМЗ.

6 Часть изразцов хранится в собрании МГОМЗ.

В.И. Карпова, живущего на территории находок: 3-й Гончарный пер., д. 12, кв. 1; и что таких изразцов, целых и особенно фрагментов, можно найти еще и в большем количестве.

12/1У я познакомился с имеющимися у архит. Бреннера и инж.-архит. Карпова изразцами и совместно с Бреннером произвел разведку недавно вырытого котлована дома № 10-12 по 3-му Гончарному переулку для поисков изразцов. На глубине 2-3 м найдено несколько десятков различной величины фрагментов изразцов, в большинстве типичных для второй половины XVII и начала XVIII в. Большинство изразцов - красные безполивные, реже попадаются зеленые глазурованные по белому ангобу, а также многоцветные эмалевые. Преобладающее большинство изразцов не имеют в румпах следов глиняного или известкового раствора, т.е. не были употреблены, еще не применялись в стройке, отдельные - имеют следы копоти в румпе, т.е. были применены в печной облицовке...

Отсутствие на изразцах следов их строительного применения и незаконченность их производственной обработки указывают на их принадлежность древней изразцовой мастерской, которые существовали, по письменным источникам, в том районе, где находилась Гончарная слобода. До настоящего времени археологических вещественных следов ни одного завода Гончарной слободы не было найдено." (Архив А.В. Филиппова. Без шифра).

Раскопки велись силами и по инициативе керамической установки, которую возглавлял А.В. Филиппов, приглашавший все желающих сотрудников принять участие "в археологической разведке остатков керамического завода XVII в., раскрытого в Москве."7.

Об открытии в Гончарной слободе писали местные газеты (Древний завод Гончарной слободы, 1938; Розенкрац, 1938а; б). 11 апреля 1940 г. по результатам раскопок А.В. Филипповым в Группе по истории Москвы Института истории академии наук СССР был сделан доклад "Гончарная слобода в Москве как производственный центр архитектурной керамики XVII в.", сопровождавшийся демонстрацией найденных изразцов.

Благодаря этому в Гончарной слободе были начаты "наблюдения за земляными работами в устье Яузы, которые имели своей целью разведку местности для систематических раскопок, которые предполагалось поставить на Таганском холме" (Архив А.В. Филиппова. Без шифра). 3 ноября 1942 г. о полученных результатах сообщил в своем докладе

7 Раскопки проходили 15 июня 1938 г.

Рисунок. Работы в Гончарной слободе, сентябрь 1946 г. Слева направо: М.Г. Рабинович, А.В. Филиппов, П.И. Засур-цев. Фото из архива А.В. Филиппова. Публикуется впервые.

"Гончарная слобода XI-XVII вв.", зачитанном на археологической секции Ученого совета Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы, М.Г. Рабинович. В тезисах доклада упоминалось и об изразцах: "Наиболее интересны изразцы с изображением осады крепости, двуглавого орла, с растительным орнаментом. Найденный глиняный штамп для изразцов - инструмент московского гончара. Из зеленых муравленых изразцов интересен уникальный изразец с изображением стрельца" (Рабинович, 1947. С. 65)8.

В дальнейшем, при издании трудов, посвященных раскопкам в Гончарной слободе, которые начались сразу после войны, в 1946 г., М.Г. Рабинович часто упоминал мнения А.В. Филиппова по тому или иному вопросу (рисунок). В одной из работ было опубликовано заключение "по опытам, связанным с расшифровкой технологии производства

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком