научная статья по теме ИЗРАЗЦЫ В КУЛЬТУРНОМ СЛОЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА: ПЛАНИГРАФИЯ, СТАТИСТИКА, АТРИБУЦИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ИЗРАЗЦЫ В КУЛЬТУРНОМ СЛОЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА: ПЛАНИГРАФИЯ, СТАТИСТИКА, АТРИБУЦИЯ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 1, с. 68-77

ИЗРАЗЦЫ В КУЛЬТУРНОМ СЛОЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА: ПЛАНИГРАФИЯ, СТАТИСТИКА, АТРИБУЦИЯ

© 2013 г. О.Н. Глазунова

Институт археологии РАН, Москва (olga-glazunova2007@yandex.ru)

Ключевые слова: изразцовое производство, декоративное искусство, архитектурная облицовка, культурные связи, иконография орнамента, художественная терракота.

The article gives a general topographic and stratigraphic overview of the architectural ceramic tiles from the 17th c. that were found in New Jerusalem monastery in 2009-2011, and gives statistical data and attributions. The assemblage includes hundreds of intact specimens. The tiles were manufactured in the monastery by Russian and Central European craftsmen. Special tiles were made for the Resurrection cathedral, where they were used for the inner and outer walls, the iconostases and the didactic and memorial inscriptions. Dozens of complete tile assemblages for stoves have also been found. They date to the middle of the 17th -the beginning of the 19th cc., thus indicating a widespread development of the tile manufacture. Many of the tile types have not been encountered previously (among them the fragment of the ceramic icon of Christ Pantocrator).

Пожалуй, нет книги или статьи про Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - от классических трудов архимандрита Леонида (Кавелина) (1867; 1876) и до современных изданий (Новый Иерусалим, 2010), в которых не был бы затронут уникальный многоцветный керамический декор ансамбля. Особенно верно это для обобщающих исследований по русским изразцам начиная с работы И.Е. Забелина (1853) и заканчивая работами С.И. Барановой (2006; 2011). Восстановление монастыря после Великой Отечественной войны усилило этот интерес, который сохраняется до сих пор (Зеленская, 2002а). Однако в перечисленных изданиях речь всегда идет о декоре, уцелевшем и зафиксированном in situ на фасадах и в интерьере собора. Находки, сделанные при археологических раскопках в монастыре, до сих пор не привлекали особого внимания, тем более не изучались изразцы печей Нового Иерусалима.

Материал, полученный в ходе работ 2009-2011 гг. Ново-Иерусалимской археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством Л.А. Беляева, требует анализа, в статье приводятся только самые общие сведения: предварительные общие подсчеты, распределение по слоям и сооружениям. Обычно к планиграфии изразцов не прибегают, поскольку обнаружить большое количество комплексов можно только при системном вскрытии широкой площадью жилой застройки, а для памятников XVII в. такие случаи единичны (возможный

пример - изразцовые печи деревянного дворца в Коломенском, обнаруженные в ходе раскопок 1930 и 2000-х годов, планиметрическая раскладка которых, по сообщению Л.А. Беляева, сейчас готовится к публикации).

Но в культурном слое Воскресенского монастыря изразцов так много, что они вполне сопоставимы с самым массовым материалом. В 2009-2011 гг. с изученной площади (около 3755 м2) учтено 75 494 фр. керамики и 53 250 изразцов (30 948 - архитектурных и 22 302 - печных).

Подразделение изразцов на архитектурные и печные - условно и не только потому, что печь -тоже род архитектурного сооружения. Просто фасады и печи в России XVII в. украшали, кроме особых случаев, одними и теми же изразцами (Хво-ростова, Шейченко, 2010. С. 180-200), но Новый Иерусалим - особый случай. Здесь для декорации больших объемов (архитектурных элементов фасадов, интерьеров, иконостасов) обжигали крупные изразцы с необычными по форме и очень большими трубчатыми румпами, причем один раппорт часто составляли из нескольких элементов, изощренным образом соединяя их, вставляя друг в друга и т.д. Для печей применяли традиционные наборы изразцов обычных размеров, причем в больших архитектурных формах их, как правило, изначально не использовали (другое дело - при ремонтах и

Рис. 1. Профиль южного борта раскопа 17. Выделен известковый слой, содержащий обломки архитектурных изразцов.

заменах). Так что в Новом Иерусалиме отдельные экземпляры можно довольно уверенно относить к тому или иному классу. Эти группы находок будут рассмотрены по отдельности.

Архитектурные изразцы распределены в слое неравномерно: сосредоточены в южной части; в северной, отгороженной от собора линией братских корпусов и "дворцом Татьяны Михайловны", и между западной частью ограды и двухэтажным зданием музея их почти нет (единичные обломки в слое балласта). Стратиграфическое деление не менее значимо: слой строительства (особенно проливки извести поверх песчаной выравнивающей подсыпки вдоль стен) включает мало обломков архитектурных изразцов - они попали сюда как отходы ранних строительных работ (рис. 1). Зато ремонтные прослойки, залегающие выше, содержат гораздо больше архитектурных изразцов. Отдельные, но схожие по составу прослойки, включают обломки архитектурных изразцов, кирпича, черепицы, известь и маркируют все этапы развития монастыря и его собора. Далее изразцы концентрируются в подсыпках склонов монастырского холма. Наконец, огромную долю (особенно целых форм) архитектурных изразцов дали два крупных комплекса, связанных с изразцовой отделкой интерьера собора.

Первый комплекс (раскоп 6, яма 4) - заполнение верхней части круглой "колокольной ямы", расположенной между Воскресенским собором и линией южной ограды (30 м севернее Сионской башни). Засыпка ямы включала крупные обломки архитектурных изразцов, причем один слой состоял только

из них (рис. 2). Изразцовые румпы забиты известковым раствором, следовательно, изразцы побывали в кладке. При камеральной обработке большую часть обломков лицевых частей удалось подобрать и склеить до полных форм, а иногда и полных композиций, состоящих из нескольких изразцов. Ясно, что в заполнение ямы остатки архитектурного декора собора попали единовременно (после обрушения шатра в 1720-х годах?).

Комплекс включает 234 ед. (предварительный подсчет), образующих 57 архитектурных форм. Одни представлены единицами (композиция тимпана для большого окна), другие - десятками (кронштейны, архитектурный фриз центрального барабана собора), как правило же, каждая форма представлена несколькими экземплярами (наличники окон, повторяющиеся детали пояса алтарной части собора - фриза "Павлинье око", цветочный пояс барабана подземной церкви и др.). Большинство форм имеет аналоги только во внешнем декоре Воскресенского собора, но некоторые использовались и снаружи, и во внутреннем убранстве. Чисто интерьерных изразцов почти нет (так, нет ни одного обломка керамических иконостасов или надписи). Важно, что комплекс содержит исключительно части первоначального убранства собора XVII в., ранее не подвергавшиеся переделкам (оказалось, например, что рисунок реставрационных изразцов большого барабана заметно отличается от рисунка изразцов, найденных в яме).

Большой интерес представляет сооружение 6 (раскоп 4, расположенный между Гефсиманской

и Сионской башнями, на южном берегу бывшего монастырского пруда, в 4 м от южной стены), непосредственно относившееся ко времени патриарха Никона. Следов этого наземного деревянного строения почти не сохранилось, зато залегавший неглубоко под дерном кирпичный развал предельно насыщен обломками архитектурных и печных изразцов, заготовками к ним, разнотипными поливными плитками пола (134 фр.), стопками поливной и неполивной посуды, керамическими лампадками, курильницами, керамическими грузилами. Вещи лежали компактными группами, по категориям, так что удалось выбрать отдельно развал плиток пола, отдельно набор керамических кружек и т.п.

Помимо готовых, качественных и, зачастую, целых изделий здесь собраны: 1) еще неотбрако-ванные, но явно некондиционные экземпляры (с трещинами, в том числе расходящимися, в которые залилась полива, с дефектами поливы и т.д.); 2) опытные образцы со следами проб, в частности, с проведенными по контуру рисунка бороздками (способ разделения цветных полив, известный в Европе для керамики; в Новом Иерусалиме применялся для букв изразцовых надписей)1; 3) изразцы, использовавшиеся для добора композиций, т.е. фрагменты со следами пропилов и отпиленные части; 4) отформованные и прошедшие первый обжиг заготовки изразцов (47 ед.), иногда уже покрытые ангобом, но без поливы. Все найденные в соору-

1 Выделять экспериментальные серии непросто, все, что делалось в монастыре, было в какой-то степени инновацией, и сюда мы относим те экземпляры, которые явно признаны неудачными.

жении 6 изразцы - с чистыми румпами, без следов строительных растворов.

Архитектурные изразцы комплекса (3404 фр., 249 полных экз. - подсчет предварительный) включают 61 форму, некоторые из них представлены множеством одинаковых экземпляров: 24 малых "замковых камня" архивольтов, полный комплект заготовок-розеток без поливы (возможно, для фриза барабана подземной церкви), но встречаются и ранее неизвестные. Крупный (47 х 44 см) изразцовый подзор с изображением голубя, сидящего на гирлянде из фруктов, сходен с подзором фриза Павлинье око (размер композиции из трех изразцов - 52.2 х 60.6 см), но несколько меньше его и выполнен в одном монолитном изразце (рис. 3). Аналогичные гирлянды с фруктами характерны для архитектурных изразцов Нового Иерусалима; сюжет с птицей на фруктовой гирлянде заполняет клеймо из четырех изразцов московского производства в Иосифо-Волоцком монастыре и на колокольне ц. Козмы и Дамиана в Садовниках (1689 г.; см. Баранова, 2011. С. 278), но изображение голубя неизвестно.

Технологически комплекс однороден: основа всех архитектурных изразцов Нового Иерусалима - крас-ножгущаяся глина с примесью крупного песка, дресвы и шамота, обычно покрытая под поливу белым ангобом; на оборотной стороне часто видны следы грубой ткани. Единственное исключение - небольшой фрагмент изразца без ангоба из очень светлой, почти белой глины, с непривычной золотисто-коричневой поливой - видимо, часть волнистых волос и перьев крыльев ангела (рис. 4). Их прочерченные волны разительно отличаются по проработке от изображений небесных сил в изразцах Нового Иерусалима, где волосы даны высок

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком