научная статья по теме ИЗУЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ПО ХХ ВЕК Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ИЗУЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ПО ХХ ВЕК»

Козаченко Ю.В., кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник Государственного научного центра «Институт иммунологии» Федерального медико-биологического агентства

ИЗУЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ПО ХХ ВЕК

Бронхиальная астма, одно из наиболее распространённых аллергических заболеваний, известна с давних времён. В процессе изменения общественно-экономических и мировоззренческих этапов развития Российского государства происходила эволюция представлений о бронхиальной астме и лечебной тактике при этой патологии.

Ключевые слова: бронхиальная астма, исторические периоды развития России.

THE STUDY OF BRONCHIAL ASTHMA IN RUSSIA FROM ANCIENT TIMES TO

THE 20TH CENTURY

Asthma is one of the most common allergic diseases which have been known since ancient times. An evolution of bronchial asthma and treatment strategy was undergoing in the process of changing economic, social and ideological stages of development in Russia.

Keywords: Bronchial asthma, historical periods of development of asthma in Russia.

Бронхиальная астма - одно из наиболее распространённых аллергических заболеваний -известна с давних времён. Ещё у древних славян употреблялся термин «вдушь», что предположительно обозначало бронхиальную астму. Об этом заболевании в прошлые века известно было очень мало, поскольку оно встречалось весьма редко и в лечении астматиков применялись средства народной медицины, в основном различные травы. Только с 19 века, в связи с увеличением частоты данной патологии, в России были предприняты попытки научного осмысления этого заболевания [1].

По данным П.А.Фадеева (2010), впервые данная патология была описана Гомером в 8 веке до нашей эры. Гомер, описывая приступы бронхоспазма, рекомендовал для их предупреждения носить янтарь, а в 5 веке до нашей эры «отец медицины» древнегреческий врач Гиппократ, вводит в медицинский обиход термин «астма», что переводится как «удушье» [2].

Славянские племена, упоминаемые в хрониках античных авторов с 1 века нашей эры, то есть задолго до возникновения Древнерусского государства, занимали весьма обширную территорию. Уже тогда греческим и римским учёным, как писал П.Н.Третьяков (1975), было известно, что в восточной части Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем живут племена «венедов». Так древних славян называли их западные соседи германцы. По мнению археологов, венеды являлись исконными обитателями Восточной Европы и были прямыми потомками племён, живших в этих местах ещё в каменном и бронзовом веках [1,3].Мировоззрение древних славян было чисто анимистичиским. Они верили, что вся окружающая природа населена Сверхъестественными, Сверхчувственными силами - Духами, управляющими всем окружающим пространством, в том числе и человеком, его жизнедеятельностью, мышлением. Природа болезней представлялась славянам в виде антропоморфных и зооморфных Духов, главными из которых, как указывал В.В.Артёмов (2011),были Лихорадки. Лихорадка (Трясавица) - Дух, вселявшийся в человека и вызывавший болезнь. Кроме того, древние славяне верили, что многие болезни, происходящие от неизвестных причин, связаны с проникновением в человека особых Сверхъестественных Сил, которых называли Чертями [4].

Древнеславянским знахарям уже была известна бронхиальная астма, поскольку древнерусское название этого заболевания - «вдушь» - чисто славянского происхождения. Поскольку древние славяне считали, что все болезни возникают под действием Высших Сил, то этот взгляд на природу болезней привёл к широкому распространению заговоров. Вера в силу волшебного слова была очень велика. Считалось, что с помощью заговора болезнь может оставить страждущего. Так, И.П.Сахаров (1836), приводит один из этих заговоров явно связанный с симптомами бронхиальной атсмы: «Когда у человека глотку заложит, что и дыхнуть нельзя, то возьми воды, разведи с мёдом, заговори воду и выпить тому человеку дай»

[1,4].

Таким образом, первый этап отечественной истории - древнеславянские родоплеменные отношения 1-8 веков, когда о бронхиальной астме имеются только косвенные упоминания, прошёл под практически полным доминированием магического анимистического мышления, хотя в этот период нельзя исключить и материалистических представлений у определённого круга лиц. Естественно, что при полном отсутствии науки, ни о каком научном изучении бронхиальной астмы у древних славян речи идти не могло.

Следующиё период российской истории, связанный с формированием древнерусского раннефеодального государства в 9 веке, и продолжавшийся по 16 столетие включительно, ничем принципиально от древнеславянского периода в плане мировоззрения не отличался. Магические представления полностью господствовали в сознании людей. В частности, как отмечал Б.Н.Путилов (2008), в древнерусском обществе верили, что болезни насылаются Сверхъестественными Силами - Бесами. Помимо заговоров, при различных болезнях, в том числе и при бронхиальной астме, применялись различные натуропатические средства. Так, Ю.Борта (2007) пишет, что при бронхиальной астме в 16 веке больному с целью лечения давали в пищу сырое кошачье мясо. Это говорит о большой роли знахарства в медицине Древней Руси [5, 6, 7, 8, 9,11] .

17-й век на Руси в основных мировоззренческих чертах подобен описанным выше историческим периодам. Наука на Руси в это время как таковая отсутствовала, взгляд на мир был сугубо анимистическим, хотя грамотность населения по сравнению с древнерусским этапом возросла, на Руси появились первые больницы. В связи с развитием книгопечатания стали издаваться учебные пособия по медицине. К учебникам составлялись указатели, объясняющие малопонятные для того времени термины, например - «астма» - удушье, «апостема» -нарыв. Это является свидетельством того, что отечественным медикам приходилось сталкиваться с бронхиальной астмой, но как и в предыдущие исторические периоды для лечения астматиков применялись в основном методы натуропатии. Например, Ю. Борта (2007) писала, что отечественные медики лечили больных бронхиальной астмой диетой, состоящей из варёной моркови, которую пациенты должны были употреблять в течение двух недель. В настоящее время установлено, что морковь содержит вещества, способствующие отхожде-нию мокроты, а это облегчает состояние астматика [11].

18-й век в России - это время окончания средневековья и начала новой эпохи. Успехи Российского государства в первой половине 18 века связаны были, как писал Л.А.Никифоров (1975), с уникальной личностью Петра Первого, поднявшего, по словам А.С.Пушкина, Россию «на дыбы». При нём была изменена система государственного управления, вырастали новые города, развивалась промышленность и кораблестроение. Молодёжь отправлялась на обучение за границу, в передовые по тем временам государства: Англию, Голландию. В Россию приглашались ведущие специалисты: мастера, инженеры, медики. Пётр Первый заботился о развитии культуры и просвещения. Были открыты многие учебные заведения, развивалось книгопечатание. В развитие науки большой вклад был сделан великим учёным-энциклопедистом М .В.Ломоносовым. В 1725 г. была основана Академия наук [12, 13, 14].

С приходом к власти Екатерины Второй для России началась эпоха просвещённого абсолютизма, продолжилось интенсивное развитие мануфактурного производства. Однако в это

же время достигло своего апогея крепостничество, что послужило причиной первой крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва [15].

Несмотря на социальные потрясения в отечественной науке наметился подъём. 18 век принципиально отличается от древнеславянского времени, Древней Руси и 17 столетия. Главное отличие - это постепенное распространение материалистических представлений, когда стали предприниматься попытки объяснения окружающих явлений не действием Сверхъестественных Сил, а естественными механизмами, заложенными в мироздание. Несмотря на распространение передовых материалистических идей в 18 веке, каких либо связных представлений о природе бронхиальной астмы, механизмах её развития, в молодой, едва возникшей отечественной медицинской науке не возникло, что было связано, по видимому, с редкими случаями заболевания данной патологией. Лечение астматиков в России 18 века состояло преимущественно, как указывал П.А.Фадеев (2010), в назначении таким больным кровопусканий, прикладывания пиявок и шпанских мушек [2], то есть по сравнению с прошлыми эпохами и в 18 веке ничего оригинального в отношении астматиков в России создано не было, хотя по данным Е.П.Чудиновой (2012), приступы бронхиальной астмы отечественными медиками того периода иногда купировались употреблением внутрь настоя эфедры. Заливались кипятком предварительно измельчённые цветки и стебли этого растения. Вначале вдыхался пар, а когда настой остывал, жидкость употреблялась внутрь. Когда не было эфедры, в виде питья употреблялся свежезаваренный настой мяты [16].

19 век в России - это период, когда был осуществлён постепенный переход от феодального к капиталистическому пути развития, значительно ускоривший научно-технический прогресс. Тормозило развитию капитализма крепостничество, оно мешало созданию источника свободной рабочей силы [17].

Отечественная война 1812 года сопровождалась мощным патриотическим подъёмом. В защите государства активное участие принимали все слои общества, включая преподавателей университетов и рядовых медиков [17, 18]. Однако после победы в этой войне в стране стала развиваться реакция, особенно после восстания на Сенатской площади в 1825 году. Борьба против самодержавия продолжалась [18, 19].

После отмены крепостного права в 1861 году в России стали усиленно развиваться промышленность и сельское хозяйство, а в плане изучение бронхиальной астмы 19 век стал насыщаться научными исследованиями этой патологии, так как в связи с увеличением её частоты российские медики обратили на неё своё внимание.

Классическое описание симптомов бронхиальной астмы дал видный отечественный медик Г.И.Сокольский в 1838 году. Учёный писал, что астматическое удушье обычно возникает в вечерне-ночное время. «Человек, страдающий ас

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком