научная статья по теме ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО»

щ

СТАТЬИ

Славяноведение, № 4

© 2015 г. Г.П. МЕЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Комениология (интердисциплинарное изучение наследия великого чешского философа, педагога, политического и религиозного деятеля XVII в. Я.А. Коменского), имеющая давние традиции, испытала новый подъем на рубеже XX-XXI вв. Это связано с переоценкой ценностей после «бархатной революции», когда в наследии Коменского по праву на первое место вышла религиозная философия. Развитие комениологии в наши дни в Чехии, Польше и России, подробно анализируемое в статье, представляется значительным, плодотворным и в некоторых аспектах инновационным. Творчество Коменского теперь принято рассматривать в контексте эпохи Барокко как одну из ее вершин.

The Comeniology, or Comenius Studies is an interdisciplinary study of the legacy of the great Czech philosopher, pedagogue, political and religious figure of the seventeenth century Jan Amos Comenius. It has a long tradition, but has experienced a renaissance at the turn of the twentieth and twenty-first centuries. This has to do with the reconsideration of values after the Velvet Revolution, when, with its full right, his religious philosophy came out on top. The article analyses in details the development of Comeniology in the present day Czech Republic, Poland and Russia, shows its most significant, creative and in many respects innovative results. The work of Comenius is now treated in the context of the Age of Baroque as one of its highest peaks.

Ключевые слова: комениология, история, современность, педагогика, философия, религия, Польша, Россия, барокко.

Keywords: Comeniology (Comenius Studies), history, present day, pedagogy, philosophy, religion, Poland, Russia, Baroque.

Комениология - комплексное, интердисциплинарное изучение наследия Яна Амоса Коменского (1592-1670), которого без преувеличения можно причислить к универсальным гениям человечества, в начале XXI в. получила новые импульсы развития и новые векторы. Этому в значительной мере способствовало широко отмечавшееся во всем мире в 1992 г. 400-летие со дня рождения великого чешского философа и педагога. Ряд международных конференций, начатых в перестроечной Москве в 1990 г. [1], завершился кульминацией - международным конгрессом в Праге в 1992 г., имевшим характерное название «Наследие Коменского и образование человека для XXI века» [2]. Конгресс подвел итоги развития мировой комениологии и наметил дальнейшие пути изучения и актуализации многогранного наследия Я.А. Коменского.

Для нового осмысления творчества Коменского также большое значение имело издание на рубеже XX-XXI вв. трехтомника комениологических работ выдающегося чешского философа Я. Паточки, ученика и последователя Э. Гуссерля и одного из идеологов чешского диссидентского движения

Мельников Георгий Павлович - канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН.

1960-1970-х годов [3]. Его интерпретация творчества Коменского, основанная на феноменологии, значительно корректировала устоявшиеся представления о Коменском как прежде всего педагоге, «учителе народов», чья дидактика легла в основу современной педагогики. Паточка обратил внимание на Коменского -философа и религиозного мыслителя, на тесную связь в его учении христианства и школьного дела, религиозности и проектов преобразования человечества. Коменский у Паточки - прежде всего мыслитель, чьи идеи стали вновь актуальными в конце XX в., но в то же время - он человек своей эпохи, которую мировая наука называет эпохой Барокко. Таким образом Паточка наметил два ракурса современной комениологии: анализ наследия и общественной деятельности Коменского в широком историко-культурном контексте и актуализация тех сторон его наследия, которые оказываются весьма востребованными в современном мире.

Следующий мощный импульс для современного более объективного и всестороннего прочтения Коменского был дан грандиозной международной конференцией «Ян Амос Коменский. Значение его наследия для культуры образования», состоявшейся в Праге в 2007 г. и приуроченной к 350-летию публикации одного из главных трудов Коменского «Opera didactica omnia», заложившего основы педагогики Нового времени. Широта тематики конференции [4] подтверждала чрезвычайную значимость идей Коменского для современного мира, вступившего в эру глобализации, одним из пророков которой был Коменский - автор монументального сочинения «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», опубликованного только в середине XX в. благодаря русско-украинскому ученому, эмигранту Д.И. Чижевскому. К конференции было приурочено специальное издание альбома, посвященного «Всеобщей дидактике» Коменского с предисловием известной исследовательницы старшего поколения Д. Чапковой [5].

После «бархатной революции» в Чехословакии, как и в других бывших странах социализма, началась переоценка ценностей, пересмотр своей истории, что было во многом также связано с процессом евроинтеграции. Результаты отразились во всех общих трудах и учебниках по истории Чехии. Самым важным аспектом такого пересмотра стало то, что гуситское движение перестало занимать доминирующую позицию в чешской истории, уступив первенствующее положение тем феноменам прошлого, которые делали Чехию и ее представителей неотъемлемой частью Европы, даже более того - выдвигали страну и ее культуру на одно из первых мест в Европе. Поэтому главными позитивными деятелями, оказавшими влияние на развитие европейской истории и культуры, теперь стали Карл IV и Я.А. Коменский.

За последние годы существенную эволюцию претерпели ведущие комениоло-гические институции и периодические научные издания в Чешской Республике. Общее направление инновационного развития можно определить как расширение исследования историко-культурного контекста эпохи Коменского, что вносит существенные коррективы в интерпретацию и оценки его наследия и деятельности. Отрешаясь от устаревших и узких клише предыдущего времени, современная научная интерпретация Коменского стремится к исторической объективности, полиаспектности оценок, учету многогранности развития и адекватному пониманию специфики эпохи Барокко.

В научно-организационном и просветительском плане большую работу проводит Государственный педагогический музей Я.А. Коменского в Праге, который под руководством директора М. Панковой актуализировал свою деятельность. Новая экспозиция музея показывает интегральную связь чешской педагогики и школьного дела с общеевропейским развитием, акцентирует вклад Коменского и влияние его идей на школьное образование вплоть до наших дней. Музей систематически проводит выставки, организует конференции и другие акции, что делает его важным комениологическим, педагогическим и общекультурным центром. 4

Проект, разработанный Панковой под названием «К свободе через искусство» и основанный на педагогических идеях Коменского, изложенных в его сочинении «Пампедия», в 2006-2010 гг. был реализован как международный, выставочная часть проекта демонстрировалась в ряде европейских стран [6-7]. Музей ежегодно награждает почетной медалью Я.А. Коменского ученых, педагогов, политиков и пропагандистов наследия Коменского во всем мире. В 2014 г. медалей были удостоены в числе прочих три представителя России: историк науки, организатор комениологичеких конференций в Санкт-Петербурге С.М. Марчукова, учитель чешского языка московской школы № 554 А.В. Деньщикова (ранее работавшая в Институте славяноведения РАН) и автор этих строк Г.П. Мельников - ученый из того же института и декан факультета культурологии Государственной академии славянской культуры в Москве. Подчеркивалось, что их деятельность и научные работы способствуют новому, более научно корректному и одновременно широкому пониманию наследия великого чеха.

Крупнейшим научным комениологическим центром в Чехии является Институт философии АН ЧР, в котором существуют отделы по изданию полного собрания сочинений Я.А. Коменского (руководитель М. Штайнер) и изучению его наследия в контексте эпохи (руководитель В. Урбанек). Указанное издание сочинений - «Johannis Amos Comenii Opera omnia - Dílo Jana Amose Komenského», публикуемое издательством «Academia» с 1969 г., является долгосрочным проектом, который должен вобрать в себя все многочисленные сочинения Коменского. Проект, который еще далек от своего завершения, осуществляется на языке оригинала; текстологическая и комментаторская работа проводится скрупулезно, что делает издание образцом научной публикации старых текстов и придает работе чешских ученых международный авторитет. В Чехии также постоянно выходят новые книжные издания, содержащие переводы латиноязычных сочинений Ко-менского, адресованные широкому читателю, что делает их автора фигурой постоянного внимания и интереса чешского социума.

Ежегодник «Acta Comeniana», издаваемый с 1910 г. (в последнее время выходящий сдвоенными номерами раз в два года), в котором на западноевропейских языках публикуются работы ученых со всего мира, имеет подзаголовок «Международный журнал комениологических исследований и интеллектуальной истории раннего Нового времени», что значительно расширяет его диапазон и позволяет рассматривать наследие Коменского в контексте его эпохи. Главным редактором издания многие годы была известная исследовательница польских связей Коменского М. Бечкова, с 2009 г. (с № 22-23) этот пост занимает В. Урбанек, ранее исполнявший функцию редактора журнала. Благодаря его усилиям издание, недавно поставленное в жесткие условия, делавшие проблематичным его дальнейшее существование несмотря на международное реноме, сохраняет свой высокий научный уровень. С середины 1990-х годов это издание уделяет особое внимание взаимным контактам интеллектуальных элит XVII в., что делает его не только ведущим мировым комениологическим изданием, но и одним из главных журналов, посвященных новейшей интерпретации интеллектуального развития Европы в раннее Новое время. Важное место в журнале отводится рецензиям и библиографии. История журнала подробно освещена в статье В. Урбанека [8].

Другой ведущий журнал - «Stud

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком