научная статья по теме J. BUFFER. KATALOG CESKYCH DEMONOLOGICKYCH POVESTF Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «J. BUFFER. KATALOG CESKYCH DEMONOLOGICKYCH POVESTF»

ется однозначный вывод о том, что чехи отнюдь не преуспели в хищении золота, а 151 тонна золота на сумму 195 млн руб. была продана иностранным банкам самим А.В. Колчаком.

К чести авторов книги нужно сказать, что они постарались досконально разобраться в событиях того времени, правда опирались в основном на опубликованную литературу. Они приводят пять зафиксированных случаев пропажи золота, включая захват в Чите одного из эшелонов с золотом казаками атамана Г. Семенова. Но общее количество этих потерь незначительно по сравнению с разницей между захваченной в Казани частью российского золотого запаса и количеством возвращенного большевикам золота. Очень интересен и последний параграф главы о золотом запасе, где говорится о масштабной торгово-закупочной деятельности Банка чехословацких легионеров и вывозе из России огромного количества сырья и материалов. По мнению авторов, процветание Легиобанка в ЧСР было связано с удачной предпринимательской деятельностью, а не основывалось на части присвоенного золотого запаса.

Одним из главных достоинств книги является возвращение в историю забытых и полузабытых имен чешских предпринимателей, общественных деятелей, военных, немало сделавших для процветания России, ставшей для них вторым домом.

Рассказ об их жизни дан на широком историческом фоне.

Несмотря на очерковый характер, книга воспринимается как единое целое, написана очень хорошим литературным языком, добавляет много ценных деталей и подробностей в биографии героев и описание событий. Особенно интересны киевские сюжеты, так как авторы - в прошлом киевляне. Конечно, выбранный жанр повествования неизбежно привел к некоторым повторам. Возможно, авторов можно было бы упрекнуть и в том, что они далеко не полностью использовали накопившуюся литературу по теме. Правда, в настоящее время это редко делают и профессиональные историки, стараясь использовать найденные документы, но избегая серьезного изучения историографии вопроса.

Книга, по-моему, удалась, она легко читается и интересна не только узкому кругу историков, но и широкой публике в Чехии, России и на Украине. И в этом смысле ее научно-популярный характер только добавляет ей достоинств, книга являет собой один из лучших образцов этого жанра, так как основывается на документах и научной литературе, а изложение доступно для любого читателя. От души поздравляем авторов с этой работой и с нетерпением ждем от них новых статей и книг.

© 2015 г. Е.П. Серапионова

Славяноведение, № 4

J. LUFFER. Katalog ceskych demonologickychpovesti. Praha, 2014. 240 s. Я. ЛУФФЕР. Калатог чешских демонологических рассказов

В 2014 г. вышел в свет «Каталог чешских демонологических рассказов» Яна Луффера, фольклориста, заведующего библиотекой Института востоковедения АН ЧР и редактора журнала «Novy Orient» («Новый Восток»). Я. Луффер занимается прежде всего жанрами народной повести и сказки, он автор около 200 статей и рецензий, составитель и автор комментариев сборника японских рассказов и сказок под названием «Страшный храм в горах» («Strasidelny chram v horach», 2009).

Появление каждого нового фольклорного указателя - посвященного любой 108

национальной традиции и для любого жанра - событие значимое уже потому, что указатель помогает сориентироваться в открытом море народной прозы и быстро найти интересующий сюжет или мотив, понять его специфику и контекст, оценить его частотность и т.п.

«Каталог чешских демонологических рассказов» Я. Луффера - первый указатель подобного рода, выполненный на чешском материале. Книга предоставляет собой детальный обзор фонда чешских быличек и других нарративов на основе анализа нескольких тысяч текстов, что позволя-

ет охарактеризовать этот фонд в целом и сравнить его с инославянским материалом. Каждый выделенный автором тип нарратива снабжен отсылкой к источнику текста и к другим каталогам, включающим данный сюжет, поясняет контекст, в котором данный сюжет/мотив представлен, а также дает информацию о более широком культурном фоне их реализации - о коллективной психологии и народной словесности в целом.

К удачным решениям автора следует отнести включение в «Каталог» вводных глав по теории и истории составления указателей и каталогов фольклорных сюжетов. В первой главе «Народная повесть: характеристика жанра» анализируются две группы критериев - текстовых (содержание, форма, структура) и контекстных (вера, функция, распределение), на основе которых выделяется жанр демонологического рассказа. Глава «Каталоги народных сказок и повестей» состоит из трех разделов, первый из которых посвящен интернациональному каталогу сказок Аар-не-Томпсона и его переработки Утером, второй предлагает обзор важнейших иностранных каталогов повестей (Р.Т. Крис-тиансена, К.М. Бриггс, Л. Симонсуури, Б. аф Клинтберга, В. Хётгес, Б.А. Вудс, А. Бруфорда и др.), а третий - показывает развитие интереса в области создания каталогов в Чехии и Словакии, от алфавитного каталога В. Тилле (1929-1937) и тематического описания словацких сказок Й. Поливки (1923-1931) до каталогов, указателей и других работ в этом ключе Я. От-ченашека (2006), Д. Климовой (1963, 1966, 1971, 1972, 1980), Л. Поуровой (1963), Д. Даньковской (1983), В. Гашпариковой (1993, 2001, 2004) и работы самого автора (2003). Эта глава удачно соединяет описание предшествующего опыта по созданию фольклорных каталогов в разных странах и на разном по объему и специфике материале - и обсуждение проблематики и методологии составления указателей, включая своеобразные мини-рецензии на названные работы. Жаль только, ничего не сказано об указателе литовских мотивов народных сказаний Б. Кербелите [1] и о международном аналитическом каталоге фольклорно-мифологических мотивов Ю.Е. Березкина [2]. В этой же главе автор предлагает также свое решение трудных вопросов, связанных с составлением указателей, например, касающихся вариативности мифологического персонажа при одинаковом действии (функции) или обогащения сюжета дополнительными мотивами и т.п.

В третьей главе «Источники народных повестей и их собиратели» прокомментированы сборники и указатели, выбранные в качестве источников материала для данного каталога, а также объяснены принципы их отбора. Помимо изданных и рукописных собраний народных повестей автор уделяет также большое внимание записям диалектных текстов, в которых в большой мере отражен также фольклорный материал.

Основу публикации, естественно, составляет сам каталог типов чешских демонологических рассказов, основанный на анализе тысяч аутентичных фольклорных текстов. Система каталога имеет свою разработанную автором логику, используется система отсылок.

Каталог построен по тематическому принципу и включает 737 типов, разделенных на семь основных разделов, снабженных внутренними контекстовыми и внешними библиографическими ссылками на источники и другие каталоги. Сам автор пишет, что «в основе каталога - типологический принцип, в который были инкорпорированы некоторые структурно-семантические элементы» (с. 44), однако при объяснении числового обозначения типа повести, все же не отказывается от признания тематической классификации: «Каждый тип [...] обозначен трехзначным кодом: число в первой позиции определяет основную тематическую группу, буква на второй позиции обозначает подгруппу, а число на третьей позиции определяет порядковый номер в рамках подгруппы» (с. 44). Под термином тип повести, который используется для идентификации вариантов нарративов, Я. Луффер понимает «самостоятельную специфическую структуру действия, в которой варьирует ограниченная мотивирующая парадигма. Это значит, что важна не только последовательность мотивов или эпизодов, но также виды мотивов - они хотя и варьируют, но только в рамках определенного ограниченного значения, которым может быть, например, «место действия» или «магическое средство». Тип повести могут составлять несколько эпизодов, но также может быть сюжет, ограниченный одним мотивом» (с. 9-10). Для создания самостоятельного типа Я. Луффер считает достаточным наличие одного варианта повести, с чем нельзя не согласиться.

Семь тематических групп в предлагаемом Каталоге выстроены в порядке возрастания сверхъестественности - от элементов магии в жизни человека до встречи

с демоническими существами. Эти группы выглядят следующим образом:

1. Человек и магия с подразделами: A. Ведьмы и профессии, связанные с магией; B. Непосвященный использует магию; C. Магические действия и средства.

2. Человек и судьба с подразделами: A. Предзнаменования, знаки близкого несчастья или смерти; B. Пророчества и предопределенность судьбы; C. Демоны болезни и смерти; D. Перевоплощенная душа и оборотничество, мора, волколак, проклятие; E. Нарушение табу; F. Дьявол.

3. Человек после смерти с разделами: A. Ходячие покойники с известной причиной возврата с того света; B. Ходячие покойники с неизвестной причиной возращения; C. Освобождение или благословение ходячего покойника; D. Похороны умершего, неспокойная могила; E. Мнимый умерший; F. Посещение мира мертвых.

4. Сверхъестественные явления, духи, призраки и страхи с разделами:

A. Человек является свидетелем существования сверхъестественных явлений;

B. Сверхъестественные явления и контакты с человеком; C. «Блуждающие огоньки», «огненный муж»; D. Повторное проявление сверхъестественного на определенном месте; E. Место или объект с магической силой.

5. Природные демоны с подразделами: A. Лесные, полевые и горные духи; B. Водные духи; C. Горный дух пермо-ник; D. Домовой дух скршитек; E. Демонические и необыкновенные животные; F. Травы с особой силой (т.е. магические травы. - М.В.).

6. Клады с подразделами: A. Существование кладов и их происхождение; B. Хранители кладов; C. Добывание клада, условия получения информации о кладе, сверхъестественные проявления клада.

7. Пародийные повести с двумя подразделами: A. Пародийные повести о колдовстве; B. Пародийные повести о страхах и привидениях.

Внутри самих подразделов, обозначенных латинскими буквами, автором выделяются дополнительные рубрики, тематически объединяющие информацию со сквозной нумерацией (от

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком