научная статья по теме J. ZAJONC. PREMENY VLAKNA Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «J. ZAJONC. PREMENY VLAKNA»

человеке, которые бытовали в самом украинском социуме (с. 30)? В лучшем случае мы имеем дело с представлениями определенной прослойки интеллектуалов, которые транслируют эти представления социуму. Спорным представляется и стремление интерпретировать все содержание «Мира с Богом» как выражение авторской точки зрения самого Гизеля. Уже хотя бы потому, что Л. Довга сама исходит из посылки, что архимандрит, скорее всего, только подобрал источники для компиляции, окончательно отредактировал сочинение и снабдил его двумя предисловиями (с. 100). Об «авторском голосе» можно было бы говорить лишь в том случае, если бы Гизель собирал свой трактат из разных источников, а не только из трех трактатов польского доминиканца Мосчиского: тогда бы круг подобранных им текстов позволил делать предположения о его богословских, мировоззренческих или ценностных предпочтениях.

Хорошее монографическое исследование, как известно, должно не только служить источником фактического материала

и быть подручной энциклопедией, которую хотелось бы иметь в домашней библиотеке; не только давать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, но и должно заставлять читателя задуматься, ставя перед ним новые исследовательские задачи. И монография Л. Довги вполне соответствует всем этим критериям: она не предлагает ответа на вопрос, что же представляла собой украинская культура, проанализированная сквозь призму системы ценностей ее главных творцов второй половины XVII в., но показывает читателю, сколь многообразны могут быть подходы к исследованию этой культуры.

© 2014 г. М.А. Корзо

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bercoff G.B. Rus, Ukraina, Ruthenia, Wielkie Ksi^stwo Litewskie, Rzeczpospolita, Moskwa, Rosja, Europa Srodkowo-Wschodnia: o wielo-warstwowosci i polifunkcjonalizmie kulturo-wym // Contributi italiani al XIII congress interna-cionale degli slavisti. Pisa, 2003.

Славяноведение, № 4

J. ZAJONC. Premeny vlakna. Trnava, 2012. 235 s. Ю. ЗАЙОНЦ. Превращения волокна.

«Превращение волокна» - первое монографическое описание разных видов технологии изготовления текстиля (тканей и других плетеных изделий, имеющих функцию ткани), известных на территории современной Словакии. Это историко-эт-нографический синтез данных, описывающих различные способы и техники ручной переработки волокнистых и неволокнистых природных материалов, данных, которые содержатся в опубликованных работах разного рода (этнографических, исторических, археологических, лингвистических), непубликовавшихся источниках (например архивных данных Института этнологии САН, Центра народных художественных промыслов, диссертационных сочинений), а также в материалах полевых исследова-

ний 50-80-х годов XX в., равно как и в собственных полевых записях автора.

Книгу написал известный этнограф Юрай Зайонц, научный сотрудник Института этнологии САН. Одной из основных тем его научной и исследовательской деятельности является изучение текстильного производства на территории Словакии с акцентом на технологию производства и его культурно-историческое развитие. В рамках данной проблематики он опубликовал несколько десятков различных научных статей, как в Словакии, так и в зарубежных изданиях, а также монографии: [1-3]. Он также является автором или соавтором ряда статей для «Энциклопедии народной культуры Словакии» [4]. Результаты своих исследований, а также приобретенные практические навы-

ки Ю. Зайонц использует при работе над разысканиями в области археологии и реставрации текстиля; в преподавании в Институте художественного творчества в Братиславе. Ю. Зайонц является также одним из создателей и президентом общественной организации «Словацкое кружево», которая основана в 1996 г. с целью развития словацких традиций плетения на коклюшках.

«Превращения волокна» - это итог многолетнего научного интереса автора к данной теме, непрекращающегося сбора материала и практических навыков прядения и тканья, равно как и других техник обработки волокон.

В книге четыре главы, в которых последовательно рассматриваются: 1) сырье для текстильного производства (растительного и животного происхождения, из диких и домашних животных и растений - лен, конопля, овечья шерсть, шерсть других животных, шелк, хлопок), процессы обработки сырья; 2) процессы войлочения шерсти (рЫете) и валяния изделий из шерсти (ырЫтате); 3) инструменты, использующиеся для обработки сырья и получения текстиля - веретено ^Шепв), палочка для «толстого» прядения (druga), прялка (ргаыНса), коловрат ^оОга^), и техники скручивания волокон и неволокнистых материалов в нить: скатывание нитей между ладонями (sйl'anie), прядение (pradenie), «грубое, или толстое» прядение \drugame) шерсти и конопли и связанный с этими техниками инструментарий; 4) сучение (sйkanie) нитей в веревки с использованием инструментов или без них.

Впервые в одной монографии были собраны и поэтапно рассмотрены и названы все ручные техники обработки текстильных культур и изготовления текстиля войлокова-нием и скручиванием волокон, а также изготовление полотна из нитей. Описываются также техники валяния вязаных изделий, тесно связанные с войлокованием шерсти. подробно разбираются все технологические этапы обработки льна и конопли (бра-ние/рвание льна, сушка, отделение семян, мочение, выкладывание на росу, ломание, трение и очистка от костры, чесание), шерсти (чистка, стирка, разрыхление, трепание, мыканье, прядение, валяние), хлопка (чистка, чесание, прядение). Эти операции прослеживаются в домашнем, ремесленном и мануфактурном производстве. Развитие технологии и ее элементов (самих операций, необходимых для них инструментов и устройств и т.д.) представлено в контексте

культурно-исторических процессов и условий, в которых они приобретали специфические формы. Хотя в основе исследования лежат данные, относящиеся к нынешней территории Словакии, привлекался также материал других европейских стран, однако лишь в том случае, если словацкие материалы не были доступны.

Целью книги было идентифицировать техники переработки текстильных культур в полотно, нити и шнуры, а затем классифицировать полученные данные. Синтез полученных результатов дал автору возможность проследить развитие форм и текстильных техник и одновременно стал исходным пунктом поиска связей между прядением и сучением (некоторые выводы приведены в Заключении книги).

Особое внимание в монографии уделяется и соотношению терминологии, используемой в этнографии и археологии при исследовании текстильной культуры, с технической текстильной номенклатурой. В результате автором предложена система терминов, стремящаяся к сближению упомянутых областей, но прежде всего им определена сумма однозначно трактуемых терминов традиционной текстильной технологии. Приведены также и названия приспособлений и устройств, операций (действий), техник, использование которых было связано с разными ареалами и для разных хронологических периодов; эта терминология особенно важна для изучения генезиса каждого из исследуемых элементов. Предлагаемая терминология, использованная вместе с профессиональной, дает возможность использовать данную публикацию для объяснения понятий традиционного текстильного производства различных регионов Словакии.

Стараясь расширить представление о традиционном текстильном производстве, автор посвящает отдельные главы книги переработке неволокнистых культур (например рогоза, соломы, лыка, жил, кожи), которые начали использоваться людьми раньше, чем волокнистые. Отчасти занимается автор и тендерными вопросами производства, в частности его материал нарушает стереотип о прядении, ткачестве и других текстильных работах как исключительно женских занятиях.

Одной из важнейших составных частей монографии являются иллюстрации. Почти половина их - до сих пор не публиковавшиеся снимки из фондов Института этнологии САН в Братиславе и Центра народ-

ных художественных промыслов - Музея народных художественных промыслов в городе Ступава.

В Заключении автор подытоживает результаты своей работы и предлагает некоторые выводы. За последние восемь тысяч лет на территории Словакии текстиль изготовлялся преимущественно из волокон - льна и овечьей шерсти. Выращивать лен и разводить овец начали еще в неолите, конопля использовалась начиная с железного века. До эпохи неолита волокнистыми культурами для изготовления текстиля были, скорее всего, шерсть диких животных (которую находили после линьки), обрабатываемая валянием, и волокна крапивы, равно как и неволокнистые материалы (кора, лыко деревьев, листья и стебли трав, ремешки из кожи и под.). переработка неволокнистых материалов, таких, как стебли рогоза и тростника, солома, листья кукурузы, сохранилась на территории Словакии до XX в.

Из животных волокон использовались, помимо овечьей, также шерсть и щетина коров, коз, свиней, кроликов. С XVII в. начали разводить тутового шелкопряда и изготавливать шелк, а с XVIII в. более широкое распространение приобрел хлопок.

Технология переработки растительного сырья (льна и конопли) была относительно единой, благодаря одинаковым свойствам

обоих растений. А ручная обработка шерсти включала несколько видов. Свойства шерсти позволяли не только скручивать ее в нить, но и валять (сухим и мокрым способом), а также валять готовые (связанные или тканые) изделия - так получали войлок, валяный и неваляный текстиль.

Книга имеет резюме на английском языке и обширный вспомогательный научный аппарат, включающий Именной, Географический и Предметный указатели, Список иллюстраций и Список источников (277 названий).

Публикация будет полезна как этнографам, историкам ремесел, так и лингвистам и этнолингвистам, нуждающимся для полноценного описания семантики терминов и диалектизмов в знании технологического процесса изготовления ткани и способа использования инструментов.

© 2014 г. М.М. Валенцова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Zajonc J. Siet'ovanie a vysivka na sieti. Bratislava, 2000.

2. Zajonc J. Snovanie a tkanie platna. Bratislava, 2005.

3. Zajonc J. Tkanie ripsu a kepru. Bratislava, 2009.

4. Encyklopedia l'udovej kultury Slovenska. Bratislava, 1995. D. 1, 2.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком