научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • РЕЦ. НА: ПУШКАРЕВА Н.Л. ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И МОСКОВИИ: НЕВЕСТА, ЖЕНА, ЛЮБОВНИЦА. М.: “ЛОМОНОСОВ”, 2011. 216 С

    АГЕЕВА ОЛЬГА ГЕНИЕВНА — 2015 г.

  • РЕЦ. НА: ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ БАЛТИИ / ОТВ. РЕД. В.В. ПОЛЕЩУК, В.В. СТЕПАНОВ. М., 2013

    ГУЛИНА ОЛЬГА РИФМИРОВНА — 2015 г.

  • РЕЦ. НА: Ю.Ю. КАРПОВ, Е.Л. КАПУСТИНА. ГОРЦЫ ПОСЛЕ ГОР. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДАГЕСТАНЕ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.: ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. СПБ., 2011

    АНЧАБАДЗЕ ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ — 2015 г.

  • РОЛЬ ТАШКЕНТСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ИЗУЧЕНИИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

    ДОНИЁРОВ АЛИШЕР ХУДАЙБЕРДИЕВИЧ, СУЛАЙМАНОВ АМАЛИДДИН НУРБАЕВИЧ — 2015 г.

    Статья представляет собой одну из первых попыток анализа деятельности представителей Ташкентской школы физической антропологии по изучению этногенеза и этнической истории народов Средней Азии. Показана роль ученых школы в решении ряда вопросов, касающихся расовой и этногенетической принадлежности народов Средней Азии.

  • РУССКИЕ “ОСТРОВА” В РУССКОМ ОКРУЖЕНИИ: МОДЕЛИ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕРМСКОГО ПРИКАМЬЯ

    ЧЕРНЫХ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — 2015 г.

    В статье на основе различных источников рассматриваются особенности формирования на территории Пермского Прикамья русских этнокультурных “островов” как одного из вариантов локальных традиций. Выявляются этнокультурные, конфессиональные, географические, социальные, этнические, административные границы и другие факторы, приводящие к обособлению и формированию “островных” традиций. На конкретных примерах рассматривается несколько моделей русских этнокультурных “островов” в русском окружении: в случае заводских поселений, конфессиональной, социальной и географической изоляции.

  • СЛАВЯНСКИЕ ОСТРОВНЫЕ АРЕАЛЫ В АВСТРИИ И РУМЫНИИ

    ПЛОТНИКОВА АННА АРКАДЬЕВНА — 2015 г.

    Славянские фольклорные традиции, находящиеся в ситуации языковой, этноконфессиональной и этнокультурной изоляции, имеют типологически сходные черты, что позволяет рассмотреть села градищанских хорватов в Австрии и старообрядцев Добруджи в Румынии в единой плоскости. Статья основана на данных экспедиционных материалов, собиравшихся по этнолингвистическим программам, ориентированным на диалектную терминологическую лексику из сферы народной обрядности и фольклора. Несмотря на интенсивные процессы адаптации народных традиций хорватов в Австрии и русских в Румынии к окружающим их неславянским культурным условиям, в обоих случаях сохраняется устойчивая связь со “своей” народной культурой, что прежде всего основано на продолжении языковой традиции.

  • СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЙНАЯ СРЕДА: СИТУАЦИЯ МНОГОМИРИЯ

    САЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА — 2015 г.

    В статье рассматривается повседневная жизненная среда мегаполиса, интерпретируемая как массмедийное коммуникативное пространство, атмосфера которого в начале XXI века оказалась во многом обусловлена работой множества экранных устройств - от огромных экранов на улицах, площадях, в торгово-досуговых центрах до мобильных телефонов. Автор предлагает систематизацию типов коммуникации человека с экранной техникой, выделяя ряд устойчивых моделей: средово-ландшафтная коммуникация, культурно-регламентационная коммуникация, альтернативно-дублирующая коммуникация, интимная коммуникация и др. Многообразие коммуникативных моделей ведет к радикальным трансформациям социальной реальности, которая определяется взаимопроникновением публичного и приватного, а также формированием новых повседневных ритуалов и поведенческих кодов.

  • СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛЕМЕНИ БАНЖАРА ИЗ ЮЖНОЙ ИНДИИ

    БИККУ РАТХОД, ИВАНОВ АЛЕКСЕЙ ВАДИМОВИЧ — 2015 г.

    Статья является результатом совместной работы индийского и российского антропологов. В ее основу легли три полевых исследования, проведенных нами как индивидуально, так и совместно; за это время был собран значительный материал, относящийся к различным сторонам жизни людей, принадлежащих к обширной этнической общности банжара. В этой статье попробуем собрать вместе все имеющее отношение к организации этого общества.

  • ТИПОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

    ИВАНОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА — 2015 г.

    В статье на основе полевых материалов (в частности, полученных в результате исследований в Кировской обл. и Республике Азербайджан) рассматриваются особенности взаимодействия этнических и конфессиональных культур, выявляются типовые модели межкультурной интерференции.

  • ТРАДИЦИОННОЕ РЫБОЛОВСТВО У ТУЗЕМЦЕВ АЛЯСКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

    ГРИНЁВ АНДРЕЙ ВАЛЬТЕРОВИЧ — 2015 г.

    Статья посвящена анализу уровня развития рыболовства - важнейшей отрасли хозяйства значительной части коренного населения Аляски. Она содержит описание рыболовных орудий труда, методов добычи, переработки и сохранения рыбы, а также способов ее употребления в пищу. Статья базируется на данных ранних русских источников: рапортах мореходов, журналах первопроходцев, записках служащих Российско-Американской компании, материалах участников кругосветных экспедиций и т.д. Работа содержит также краткий очерк изменений, произошедших в туземном рыболовстве после прихода на Аляску русских, которые основали там свои колонии, известные как “Русская Америка”.

  • ТРАДИЦИОННЫЕ НАЗЕМНЫЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

    СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА — 2015 г.

    Статья освещает один из аспектов всегда актуальной в этнографии и, в частности, в сибирской этнографии темы традиционного погребального обряда. На основе собственного полевого материала, собранного в пяти экспедициях к селькупам в национальные районы Ямало-ненецкого автономного округа, автор выявляет семь традиционных селькупских типов наземных могильных сооружений. Для каждого типа наземных могильных сооружений дается семантическое описание, обозначаются географический ареал и принадлежность той или иной локальной группе селькупов.

  • ТРАДИЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ САМООРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КАЗАХОВ

    ЛАРИНА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА, НАУМОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА — 2015 г.

    В статье рассматриваются современные советы старейшин (аксакалов) у российских казахов, которые стали воссоздаваться с середины 1990-х гг. Они впитали в себя как исторический опыт традиционного самоуправления народа, так и практики советских общественных организаций. Авторы анализируют состав современных советов аксакалов, сферы их деятельности, механизмы действия и взаимоотношения с властью. Статья основана на полевом материале, собранном в местах расселения российских казахов.

  • УСТНАЯ КУЛЬТУРА В МЕДИАПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СЕЛА

    ЧУМАКОВА ВАРВАРА ПАВЛОВНА — 2015 г.

    В статье рассматривается взаимосвязь современных электронных медиа (спутникового телевидения и мобильной телефонии) и устной культуры села. Советский эксперимент, в рамках которого медиасреда сельских жителей подверглась значительной трансформации, не уничтожил устной культуры. Снижение значения печатной культуры на фоне роста влияния телевидения и мобильной телефонии приводят к ослаблению связи между селом и государством, с одной стороны, и к усилению интеграции семьи, с другой.

  • ФАМИЛЬНОЕ МОЛЕНИЕ АГ-НЫХ В БЗЫБСКОЙ АБХАЗИИ

    АГАБАБЯН АРУСЯК ГРИШАЕВНА — 2015 г.

    Моление Аг-ных, по своему характеру фамильное, остается одним из наиболее интересных примеров религиозной жизни современных абхазов. Ритуальный комплекс сохраняет перечень акциональных и вещественных элементов, утраченных или отсутствующих в иных культовых практиках сходного типа. Сравнительный анализ на основе исследований предшественников и личных полевых данных позволяет выдвинуть идею о наличии исторической преемственности фиксируемого культа от практики поклонения Ахыну, распространенной некогда в Причерноморском регионе.

  • ЧУВАШСКАЯ ДИАСПОРА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩИН В КАЗАХСТАНЕ, БЕЛОРУССИИ И ЭСТОНИИ)

    ЯГАФОВА КАТЕРИНА АНДРЕЕВНА — 2015 г.

    В статье рассмотрен процесс формирования чувашской диаспоры в странах ближнего зарубежья (Республика Беларусь, Казахстан, Эстония) и особенности ее этнокультурного развития, внутри- и межкультурного взаимодействия, проявлений этнической идентичности в иноэтничном окружении.

  • ШУТ, ПЕТРУШКА, ДУРАК... (ИПОСТАСИ ТРИКСТЕРА В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ)

    ШОМОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА — 2015 г.

    Архетип трикстера занимает одно из ключевых мест не только в истории культуры, но и в политико-коммуникативных системах современности. Он находит зримое воплощение и в неформальной политической коммуникации, и в институционализированных коммуникативных моделях. В статье рассматриваются основные формы проявления данного архетипа в имиджах российских политических лидеров, его возможные модификации, а также роль современных медиа в тиражировании данного образа.

  • ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ И ПОЛИТИКА ПОЗИТИВНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В БРАЗИЛИИ (ПЕР. С ФР. Е.И. ФИЛИППОВОЙ)

    , ЛЕМОС ИГРЕЖА РЕБЕККА — 2015 г.

    В статье рассматриваются этнические и расовые категории бразильских переписей населения: как они определяются, утверждаются и как осуществляется сбор соответствующей информации. Речь идет также о дискуссиях по поводу этих категорий, в особенности в контексте внедрения политики позитивной дискриминации. Мы продемонстрируем сложность определения этнических и расовых категорий, принимая во внимание их использование для выработки политики, ориентированной на определенные группы населения, - как, например, политика расовых квот, установленных сегодня во многих государственных университетах Бразилии.

  • ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КЫРГЫЗСТАНСКИХ И АФГАНСКИХ КИРГИЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

    КОКАЙСЛ ПЕТР — 2015 г.

    Статья описывает перемены в киргизской культуре после распада СССР. Проводится сопоставление между образом жизни киргизов в Кыргызстане в качестве представителей этнического большинства и в других странах, где киргизы составляют меньшинство - в Афганистане, Китае и Таджикистане. В первую очередь, автор стремится установить, являются ли те или иные культурные элементы одинаково значимыми для киргизов в Кыргызстане и для живущих на территории других стран. Полевые исследования проводились главным образом в Кыргызстане и Афганистане; также в работу вошли данные, полученные от китайских и таджикских киргизов.

  • ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КАЗАНИ

    МАКАРОВА ГУЗЕЛЬ ИЛЬЯСОВНА — 2015 г.

    Многообразие этнокультурных идентичностей жителей крупных городов вызвано действием ряда факторов. Среди них особое значение имеет то обстоятельство, приехали ли они из сельской местности либо выросли в городе. Именно на этом различии и фокусируется внимание в данной статье. Материалы интервью в семьях жителей Казани, относящих себя к татарам и русским, выявили существенные отличия в интенсивности и содержании процессов ассоциирования ими себя со “своей” этнической группой, в языковых практиках, в знании и соблюдении традиционных обрядов и праздников, в том, как проявляются этнические идентичности в культурных предпочтениях и очерчивании этнокультурных границ выделенных групп. Одновременно тексты интервью позволили выявить те установки, ценности, культурные характеристики, которые являются общими для большинства казанцев: как русских, так и татар.

  • ‘СЕМЕРО БРАТЬЕВ”, “НЕБЕСНАЯ ПОВОЗКА” И ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

    БЕРЕЗКИН ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ — 2015 г.

    Древнейшие космонимы для обозначения Большой Медведицы основаны на отождествлении каждой из главных звезд с одним персонажем (“Семь братьев” и т.п.). В конце позднего палеолита (возможно, уже со времени ледникового максимума) этот вариант распространился по евразийскому поясу к югу от ледника и арктических пустынь, откуда не позже 12-14 тыс. лет назад был принесен на Великие Равнины Северной Америки через Берингию и коридор Маккензи. Историческая связь между евразийской и североамериканской зонами распространения “семи братьев” доказывается одинаковой трактовкой Алькора и сочетанием данного образа с мотивом “богатыри с различными способностями”, характерным как для Монголии - Южной Сибири, так и для Великих Равнин. В эпоху бронзы древние названия Большой Медведицы в Европе и Передней Азии были в значительной мере вытеснены истолкованием созвездия как повозки. В Центральную (дархаты) и Восточную (данные Сыма Цяня) Азию “небесную повозку” в древности должны были принести степные индоевропейцы (тохары?). Требует объяснения отсутствие соответствующего космонима у древних и современных народов, говорящих на индоиранских языках. По-видимому, образ небесной повозки не распространился на юге Восточной Европы, так что индоиранцы отделились от индоевропейского массива, не познакомившись с ним. Этот космоним либо возник в Центральной Европе, либо попал туда из Передней Азии через Балканы, но не через Кавказ.