научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • “РУССКИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ” А.П. ГЕОРГИЕВСКОГО: ОПЫТ ЛИНГВОЭТНОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

    ХИСАМУТДИНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2015 г.

    Статья посвящена этнографическим исследованиям на Дальнем Востоке А.П. Георгиевского (1888-1955), приехавшего во Владивосток во время Гражданской войны в числе беженцев. Результатом изучения им дальневосточного региона стал комплексный труд “Русские на Дальнем Востоке”, изданный в семи выпусках во Владивостоке в 1926-1932 гг. В этой работе, отразившей широкие научные интересы ученого (лингвистика, этнография, архивистика, история), впервые был предпринят опыт лингвоэтнографического анализа славянского населения, который по сей день остается наиболее полным обобщающим исследованием в этой области.

  • SHOWTIME ДЛЯ КАННИБАЛОВ

    БУГАЕВА ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА — 2014 г.

    Статья посвящена кинематографическим версиям каннибализма - от первых экранных каннибалов в немом кино и до постапокалиптического каннибала современности. Заданные на заре кинематографии интерпретации темы: метафорический каннибализм (“Алчность”), вынужденный каннибализм (“Золотая лихорадка”), колониальный каннибализм (“К западу от Занзибара”) и каннибализм отсроченный, каннибализм как таковой (“Суини Тодд”) - во многом определили дальнейшее экранное существование каннибалов. В статье рассматриваются парадигмы каннибализма в кинематографе, а также разнообразные превращения каннибала, который в современном кино становится интернациональным и универсальным.

  • А.Е. КРЫМСКИЙ КАК ЭТНОГРАФ ЛИВАНА

    ЛАГУНОВА О.С. — 2014 г.

    Статья посвящена этнографическим материалам, которые содержатся в письмах из Ливана ученого А.Е. Крымского и включают в себя данные, раскрывающие особенности культуры и быта арабов-христиан. Корреспонденция ученого рассказывает о традиционном фольклоре, питании, жилище, одежде, средствах гигиены ливанцев, об их менталитете, воззрениях на семью, воспитание детей, об отношении к женщине, о межконфессиональных разногласиях с мусульманами. Особенное внимание уделяется малоисследованным в современной науке данным о народных праздниках, свадьбах и похоронах у православных арабов Ливана.

  • АРКАИМ И СТОУНХЕНДЖ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

    ШНИРЕЛЬМАН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    В статье рассматриваются два археологических памятника мирового значения - Стоунхендж в Англии и Аркаим в России, ставшие в наши годы местами интенсивной религиозной деятельности. Прослеживается процесс превращения археологического памятника в “место силы”, анализируются особенности такого места, причины его привлекательности, формирующиеся вокруг него мифы и поверья, состав посещающих его паломников и деятельность духовных учителей. Обсуждаются верования отдельных возникших здесь религиозных учений и их связь как с эзотерикой, так и с национализмом.

  • БАНДИТСКОЕ БАРОККО": ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА, АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БОЛГАРИИ

    ХОЛЛЕРАН МАКС — 2014 г.

    Эта статья посвящена архитектурному стилю, появившемуся в Болгарии и получившему в среде специалистов название "бандитское барокко". Рождение этого стиля связывается с общим упадком авторитета интеллектуальных элит и, в частности, архитекторов и специалистов по городскому планированию и утратой ими статуса арбитров "хорошего вкуса". В названии стиля выражена общественная обеспокоенность ростом влияния криминальных структур и недовольство ходом урбанизации в Болгарии после 1989 г. Отношение болгарского общества к "бандитскому барокко" представляет один из аспектов его обеспокоенности своей неспособностью достичь западноевропейских стандартов политического и экономического развития.

  • БЕДУИНЫ ЮЖНОГО СИНАЯ. ДАННЫЕ ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ

    ЗУБОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, КОБЫЛЯНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ДАВИДОВИЧ, ХАЛДЕЕВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА, ХАРЛАМОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2014 г.

    В статье приводится краткий обзор историко-этнографической и генетико-демографической информации по бедуинам Южного Синая. Рассматриваются результаты анализа зубной системы в племенах южносинайских бедуинов. Полученные данные сравниваются методами средних таксономических расстояний (СТР) и многомерного шкалирования с показателями ряда южноевропеоидных групп, а также с данными популяций восточного одонтологического ствола и групп метисного европеоидномонголоидного происхождения. Главной характеристикой одонтологических вариантов бедуинских племен Южного Синая, идентифицируемых на основе южного грацильного типа, является сочетание морфологической грацильности с восточными и намечающимися экваториальными (африканскими) компонентами.

  • БЕЗДЕНЕЖНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ В СРЕДЕ АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИ НАСТРОЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АНАРХИСТОВ

    ЛИТВИНА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 2014 г.

    Практики безденежного потребления непосредственно связаны с идеей антикапиталистического протеста, которая приобретает все большую популярность среди тех, кто включен в субкультурную/солидарную среду анархоориентированного активизма. В статье будут рассмотрены различные техники сопротивления капиталистической экономической модели, практикуемые анархистами. Доступные исключительно для участников солидарности, эти практики формируют ограниченное культурное пространство, внутри которого значимость денег нивелируется, а основную ценность приобретает социальный капитал.

  • БИОИНДУСТРИЯ И ЭТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АВСТРИЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

    ХОЛЛЕР ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА — 2014 г.

    В XXI веке в общество и в науку проникли такие неологизмы, как биоиндустрия, экологическое сознание и этическое потребление. В данной работе представлена ситуация, сложившаяся вокруг этих понятий в Австрии и России. На основе интервью с потребителями и производителями экологических продуктов, а также с помощью анализа литературы мы попытались выявить влияние биоиндустрии на крупные корпорации, сознание потребителей, фермерские хозяйства и крестьянский образ жизни.A range of neologisms, such as bioindustry, ecological awareness, and ethical consumption, have made their way into society and scholarship in the 21 st century. The article attempts to examine the contexts surrounding these notions in Austria and Russia. Drawing both on the interviews with consumers and producers of ecological products and on other available sources, the author traces the impact of bioindustry on large corporations, consumer awareness, farming, and the peasant way of life.

  • В.Ф. МИЛЛЕР И ЕГО ОСЕТИНОВЕДЧЕСКИЕ ШТУДИИ

    ЦАЛЛАГОВА ЗАРИФА БОРИСОВНА — 2014 г.

    В статье рассматривается вклад в осетиноведение крупнейшего русского ученого Всеволода Федоровича Миллера, в сфере научных интересов которого были самые разные пласты осетинской традиционной культуры: фольклор, этнография, этногенез и этническая история, духовное сознание. В 2013 году исполняется 165 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти В.Ф. Миллера, одного из первых редакторов журнала "Этнографическое обозрение".

  • ВВЕДЕНИЕ (ПЕР. С АНГЛ. С.В. СОКОЛОВСКОГО)

    , ФИНКЕ ПЕТЕР, ШЛЕЕ ГЮНТЕР — 2014 г.

  • ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДОЕДЫ И ГРУБЫЕ АНТРОПОФАГИ: СССР, ДО И ПОСЛЕ (К ИСТОРИИ ОДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ)

    ВЬЮГИН ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ — 2014 г.

    Статья посвящена “риторике каннибализма” - одной из широко распространенных дискурсивных практик, которая характерна для разных культур. Цель предлагаемой статьи состоит в том, чтобы показать, как эксплуатировали каннибалистическую топику и метафорику русские писатели, публицисты, кинематографисты и политики в ХХ-ХХI вв., а также выделить наиболее важные вехи, когда эти способы кардинально менялись.

  • ВОЕННОЕ ДЕЛО ЛАМУТОВ В XVII-XVIII ВВ

    НЕФЁДКИН АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ — 2014 г.

    Статья рассматривает различные аспекты военного дела оленных ламутов-эвенов XVII-XVIII вв. (вооружение, комплектование, система командования, численность отрядов), делая акцент на стрелках - наездниках на оленях, которых предлагается именовать “оленницей”. Описывается возможная тактика этих наездников на поле боя и их роль в ходе боевых действий, а также обсуждается гипотеза происхождения данной тактики вследствие контактов с конными тунгусами.

  • ВСЕ ЕЩЕ ПОСТСОЦИАЛИЗМ? ПРОСТРАНСТВО, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, НЕРАВЕНСТВА

    ГУРОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, ХАБЕК ЙОАХИМ — 2014 г.

  • ВЭНЬ ХУА КАК КОНЦЕПТ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    ЗАКУРДАЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    Настоящая статья посвящена изучению понятия “вэньхуа” (“культура”). В исследовании сделан акцент на историческом периоде, в котором данная лексическая единица выступала в качестве словосочетания и имела значение “гражданская политика”. Автор попытался объяснить содержание этого словосочетания и определить степень его национальной специфичности.

  • ДЕСЯТЬ КАРАКАЛПАКСКИХ САУКЕЛЕ

    БОГОСЛОВСКАЯ ИРИНА ВАДИМОВНА — 2014 г.

    Каракалпакские женские свадебные головные уборы саукеле являются примером высокого уровня работы народных мастеров - ювелиров и вышивальщиц, а также свидетельством самобытных духовных и ремесленных традиций каракалпаков, раскрывающим особенности ритуально-обрядовой практики. В статье впервые проводится сравнительная характеристика этих артефактов, выявляются их параллели и различия. До недавнего времени было известно о семи существующих уникальных образцах саукеле. Все они хранятся в музейных коллекциях. Новость о том, что в одном из частных собраний имеются еще три, послужила поводом для написания данной статьи.

  • ДЗЕРЖИНКА: СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРУЖНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ РАЙОНЕ НОВОСИБИРСКА

    ХАБЕК ЙОАХИМ ОТТО — 2014 г.

    "Дзержинка" - неформальное название Дзержинского р-на г. Новосибирска. Дзер-жинка обладает внушительной архитектурой так называемого социалистического реализма и представляет собой сложное смешение индустриальных и жилых зон. В статье дается описание внешнего облика городского пространства и приводятся примеры того, как в биографиях жителей района воплощаются различные эстетические проекты, связанные с намерениями самореализации. За серой наружностью Дзержинки можно разглядеть большое разнообразие индивидуальных и совместных устремлений и планов, диапазон которых простирается от простого выживания до художественного самосовершенствования.

  • ДИНАМИКА ГОРОДСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЛОКАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ

    РАЗУМОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА — 2014 г.

    Статья посвящена проблеме соотношения глобальных и локальных социокультурных факторов, определяющих структуру и семантику современного городского погребального обряда. Вариативность погребения связана с историко-культурной, демографической спецификой регионов и городов различного типа. Особенности ритуальных сценариев опосредованы типом смерти, прижизненным статусом и социальными связями умершего и, как следствие, составом и характером взаимодействия участников погребения. Эмпирическую базу составили конкретные социально-антропологические исследования, которые проводились в 2011-2013 гг. в Апатитах и Кировске - городах Мурманской обл. Подробно рассматриваются два случая погребения в ситуациях коллективной гибели людей.

  • ДЛИННОВОЛОСЫЕ КАЛМАКИ

    ДРЁМОВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ — 2014 г.

    В разноплановых западноевропейских, азиатских и русских исторических источниках имеются сообщения о калмаках, живших к востоку от Волги и Яика в XIV-XVI вв. Упоминания о калмаках чрезвычайно лаконичны, но их изучение свидетельствует, что в степях восточного Дешт-и-Кыпчака обитали кочевники калмаки задолго до миграции на запад из Монголии и Джунгарии ойрат-калмыков. В источниках калмаки устойчиво характеризуются как язычники с длинными волосами. Сравнение описания внешности и шевелюры калмыков и татар, монгольских и тюркских народов Средневековья позволяет предположить, что калмаки, жившие на территории Золотой Орды, являлись потомками монголов, мигрировавших в казахские и поволжские степи в период монгольского завоевания.

  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ГИГАНТОВ": НАРРАТИВНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

    ЕЧЕВСКАЯ ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА — 2014 г.

    В статье 1 рассматриваются истории жизни жителей промышленного города - бывших работников градообразующих предприятий - десятилетие спустя после кризиса 1990-х гг. Анализируются формы встраивания опыта работы на кризисных предприятиях в жизненные истории людей, роль опыта в восприятии города, его структуры и возможностей, которые он предоставляет сегодня. На материалах эмпирического исследования с привлечением категории "нарративная идентичность" показано, как люди, находившиеся на момент кризиса предприятий в сходных условиях жизни, по-разному преодолевают кризис и по-разному осмысливают этот опыт, который представляет собой важный компонент их идентичности, с позиций сегодняшней перспективы.

  • ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ УДАЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    ХАМФРИ К. — 2014 г.

    В сегодняшней России понятие термина "удаленность" (remoteness) подвергается модификациям. Множество мест, которые недавно еще были развивающимися, динамическими, в последние десятилетия потеряли свой статус, были частично или совсем заброшены и стали "удаленными". Значение удаленности существенно изменилось как для людей, воспринимающих удаленные места издалека, так и для самих жителей данных мест. Автор показывает на основе примеров, как изменилась историческая значимость некоторых мест и как сосуществуют различные интерпретации их символических значений.