научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • ИНДИЙЦЫ ДАР-ЭС-САЛАМА

    ДРОНОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА — 2014 г.

    В статье описаны результаты пяти полевых выездов в Танзанию в 2010-2012 гг. с целью проведения антропологического исследования среди представителей индийской диаспоры. Индийская диаспора представляет собой замкнутую самодостаточную систему, хотя и неоднородную по внутреннему содержанию. В своем самосознании выходцы из Индии четко идентифицируют себя как отдельное сообщество, проживающее по соседству с местным африканским населением. Полученные данные отчетливо свидетельствуют о сохранении и воспроизводстве традиционной культуры представителями индийской диаспоры.

  • К ВОПРОСУ О МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖАХ РУССКИХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ (XIX - НАЧАЛО XXI ВЕКА)

    ТИТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА — 2014 г.

    В статье рассматривается важнейшая составляющая духовной культуры южнорусского населения - мифологические представления. Из них выбран один аспект - мифологические персонажи, бытовавшие в поверьях населения Центрального Черноземья в XIX - начале ХХ в., и изменение представлений о них к XXI в., а также имеющиеся мифологемы и эвфемизмы, применяемые для обозначения того или иного персонажа. В работе предпринимается попытка выделить локальные вариации таких поверий, представленные на разных территориях региона.

  • К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ В КНР

    КОЧУКОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА — 2014 г.

    В статье рассматривается Национальный проект этнической классификации (Проект миньцзу шибе), который осуществлялся в КНР в 1950-е годы. Основной причиной его осуществления было принятое правительством решение провести в 1954 г. первую сессию народных представителей (ВСНП), на которой по крайней мере по одному представительскому месту гарантировалось всем национальностям независимо от их численности. Перепись 1953 г. зафиксировала более четырех сотен этнических наименований. Руководство КНР столкнулись с перспективой съезда, переполненного представителями национальных меньшинств. Поэтому было принято решение сгруппировать некоторые из них, закрепить за ними название и тем самым сформировать список официально признанных в КНР миньцзу (наций). Изначально в основу классификации было положено определение нации, данное И.В. Сталиным. В дальнейшем оно было модифицировано китайскими этнологами в соответствии с китайской действительностью.

  • К ПРОБЛЕМЕ ФОРМ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ СРЕДЕ VI-XI ВВ.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    ТИШИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ — 2014 г.

    В статье прослеживается эволюция взглядов ученых на отношения эксплуатации у кочевников на примере древних тюрков VI-XI вв. В этнографической литературе теперь уже считается доказанной невозможность бытования в кочевнических обществах развитых форм эксплуатации. В основе эксплуатации у кочевников лежит механизм, основанный на четкой субординации между сегментами социальной организации. Однако природа этого механизма тоже может интерпретироваться по-разному.

  • К ТИПОЛОГИИ СЮЖЕТОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ СКАЗОК О ЗМЕЯХ №№ 672 И 673 ПО СИСТЕМЕ ААРНЕ - ТОМПСОНА

    БЕР-ГЛИНКА АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ — 2014 г.

    В статье систематизируются все опубликованные на сегодняшний день варианты сюжета сказок о змеях, относящихся к типам 672, 673 (с вариациями) по сюжетному указателю Аарне - Томпсона, многие из которых не вошли ни в указатель Аарне - Томпсона, ни в более новый указатель Утера. На основе логического анализа сюжетов автор предлагает более детальную и удобную классификацию сюжетов указанных типов, а также публикует сказки, сюжеты которых близки к типам 672 и 673 по указателю Аарне - Томпсона.

  • КАЗАХСТАНИЗАЦИЯ" КАЗАХСТАНА: ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА (ПЕР. С АНГЛ. С.В. СОКОЛОВСКОГО)

    , ХИМЕНЕС-ТОВАР СОЛЕДАД — 2014 г.

    В течение двух десятилетий после распада Советского Союза в Казахстане произошло множество перемен, приведших в формированию особого националистического дискурса с элементами мультикультуралистской риторики вокруг казахского ядра. В статье на примерах двух коллективных идентичностей - оралман и дунган - рассматривается языковая политика, связанная с такого рода националистическим дискурсом.

  • КАННИБАЛИЗМ: ИСТОРИЯ, КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

    БОГДАНОВ КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ — 2014 г.

  • КЕНОТАФЫ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБЪЕКТИВАЦИИ ПАМЯТИ О ПОГИБШИХ

    МАТЛИН МИХАИЛ ГЕРШОНОВИЧ, САФРОНОВ ЕВГЕНИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ — 2014 г.

    Целью данной статьи является расширение круга источников, уточнение типологии кенотафов, выявление в них конфессиональной и региональной специфики, некоторых особенностей представлений и поминальных практик, а также анализ факторов, обусловивших качественно новый этап в развитии данной традиции именно в середине 90-х годов ХХ в. Статья основана на полевом материале, собранном авторами во время трех экспедиций в июле и августе 2013 г.

  • КИПУ ИЗ ЧУПАЧУ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ИМПЕРИИ ИНКОВ

    КУПРИЕНКО СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, ТАЛАХ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ — 2014 г.

    Статья посвящена анализу трудовых повинностей и организации труда в экономике инков, а также их взаимосвязи с социальной структурой империи, на основе данных кипу из Чупачу. Прослежена связь доходной части “финансов” империи с календарной системой инков и численностью населения, и проанализированы принципы государственной фискальной политики.

  • КОГДА СОЛНЦЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ЧЕЛОВЕКУ: ПРАЗДНОВАНИЕ НАВРУЗА В ТАДЖИКИСТАНЕ (ПЕР. С АНГЛ. Л.Д. ЭЙДЕЛЬКИНДА)

    БЫЧИК МАЛГОЖАТА — 2014 г.

    Навруз - иранский праздник Нового года, ежегодно отмечаемый в весеннее равноденствие. Эта древняя традиция широко распространена в большинстве стран Центральной Азии. В некоторых районах празднование Навруза сложным образом переплетается с местными календарными праздниками. Основной целью статьи является исследование празднования Навруза в контексте процессов становления и взаимодействия локальной и национальной идентичностей в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана.

  • КОЛЯДОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГО-ЗАПАДНОГО ИСТОРИКОЭТНОГРАФИЧЕСКОГО РЕГИОНА УКРАИНЫ)

    КОНОПКА ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ — 2014 г.

    Статья посвящена одному из важнейших элементов традиционной украинской культуры - календарной обрядности. Опираясь на полевые этнографические материалы, автор описывает и анализирует обычай исполнения колядок во время жатвы, который еще не достаточно исследован в научной литературе.

  • КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА И НОВЫЕ РОЛИ ЛОКАЛЬНЫХ РИТУАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

    СОКОЛОВА АННА ДМИТРИЕВНА — 2014 г.

    В статье рассматриваются трансформации, произошедшие в последние десятилетия в сельском похоронном обряде в связи с появлением новых групп акторов, которым необходимо выстроить отношения не только с родственниками покойных, но и с традиционными ритуальными специалистами. Для средней полосы России традиционным ритуальным специалистом в ситуации отсутствия священников и ритуальных служб на протяжении ХХ в. были так называемые бабушки-читалки, которые осуществляли подготовку тела к погребению. Бурный рост организаций, предоставляющих ритуальные услуги, поставил вопрос о необходимости разделения сфер влияния между этим новым посредником в организации похорон и традиционными акторами: народными ритуальными специалистами (читалками) и православными священнослужителями. На первый взгляд, сферы их деятельности не должны пересекаться и вступать в какой-либо конфликт. В действительности это не совсем так.

  • КОММОДИФИКАЦИЯ РИТУАЛА ПОГРЕБЕНИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

    МОИСЕЕВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА — 2014 г.

    В данной статье рассматривается, как происходила передача рынку такой сферы частной жизни как организация похорон для умершего члена сообщества, какие конфликты при этом возникали и как, в конце концов, ритуал организации достойных похорон стал рыночным благом. На материалах Европы, США и России будут рассмотрены два институциональных типа организации похоронной сферы - муниципальный и коммерческий, на примере которых можно проследить, как проходила коммодифика-ция ритуала погребения.

  • КОНСТРУКЦИЯ КОСЫ, СЕНОКОШЕНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ УКРАИНЦЕВ КАРПАТ (КОН. XIX - НАЧ. XXI В.)

    БОЙКО ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    В процессе анализа конструктивных особенностей карпатской косы и связанных с ней технологических операций показано, что любое культурное явление представляет собой результат приспособления к определенным природным условиям, а также системе расселения и природопользования. Установлено, что в аналогичных природных условиях Карпат в разных ландшафтах или этнографических группах могут возникать разные адаптационные модели.The author examines the structural features of the Carpathian scythe and specificities of its technological use in order to argue that any cultural phenomenon may be seen as an outcome of adaptation to certain environmental conditions, settlement pattern, and land use. He concludes that, even within the same general environmental conditions of the Carpathians, there may emerge different adaptation models in different landscape zones and among different ethnic groups

  • МАХАБХАРАТА" В СВЕТЕ "ИЛИАДЫ". РЕЦ. НА КН.: ВАСИЛЬКОВ Я.В. МИФ, РИТУАЛ И ИСТОРИЯ В "МАХАБХАРАТЕ". СПБ., 2010

    КЛЕЙН Л.С. — 2014 г.

  • МЕЖДУ "САРТОМ" И "КАЛМАКОМ": ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

    АЛЫМБАЕВА АИДА ААЛИЕВНА — 2014 г.

    В давние времена люди из разных кыргызских племен (уруу) 2 и разных частей кыргызской земли оказались в Китае. Они женились там на калмакских 3 женщинах, переняли их язык. У них родились дети, а у тех - свои дети. Те кыргызы были торговцами, поэтому они стали называться сартами. Так как матери были калмакскими женщинами, и язык стал калмакским, они стали называться сарт-калмаками. Потом они начали искать друг друга, чтобы жить вместе. Перед возвращением назад [на территорию Кыргы-зии -А.А.], они принесли в жертву коня, окунули пальцы в его кровь, и поклялись быть всегда вместе. Поэтому они не растворились здесь после возвращения, не ушли назад к своим племенам (ПМА 1: информант Х.). Согласно рассказам отцов, те кыргызы, казахи, узбеки, уйгуры, кто жил среди кал-маков, назывались сартами в те времена. Они женились на калмакских женщинах, рожали детей. Их дети тоже женились на калмакских женщинах. Они обустроились там. Так прошло три-четыре поколения. Так, вследствие того, что сарты женились на калмакских женщинах, возникло племя сарт-калмак (Тёлёбаев и др. 2006: 324) 4.

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРАНИЦЫ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ: СЛУЧАЙ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ (ПЕР. С АНГЛ. С.С. АЛЫМОВА)

    САНЧАК МЕЛЬТЕМ — 2014 г.

    Статья посвящена жизни на границе Киргизстана и Узбекистана в южной части Ферганской долины. Возникновение новых государств и границ создало немало препятствий для местного населения, но также предоставило новые возможности заработка.

  • МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ БЕСЛАНСКОЙ ТРАГЕДИИ

    ЮДКИНА АННА БОРИСОВНА — 2014 г.

    В последние два десятилетия формы мемориализации травматической смерти всё больше затрагивают публичную сферу; они так же широко освещаются в мировых СМИ, как и сами трагедии. Эти формы увековечения памяти становятся частью общих коммеморативных практик, связанных с неожиданной и трагической гибелью. Понимая, что трагедия всегда может затронуть их самих, после подобных событий люди по всему миру выражают поддержку и солидарность погибшим и пострадавшим, а также их родственникам.

  • МЕСТА СИЛЫ: КОНСТРУИРОВАНИЕ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. ВВЕДЕНИЕ К ДИСКУССИИ

    ШНИРЕЛЬМАН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    Сегодня изобретаются не только новые религии, но и священные места возникают там, где ранее не было никакой религиозной деятельности. Пришло время проанализировать, почему, как, где именно и кем они конструируются. В статье обсуждаются все эти вопросы, причем особое внимание уделяется археологическим памятникам, которые стали важными центрами религиозной активности.

  • МНОЖЕСТВЕННЫE ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА. ПРИМЕР ТУВИНЦЕВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (ПЕР. С НЕМ. М. ПЕТРОВОЙ)

    ОЛЬШЛЕГЕЛЬ АНЕТТ К. — 2014 г.

    Мы используем множественные интерпретации мира ежедневно и в большинстве случаев неосознанно. Различные модели мировоззрения являются продуктом творческой деятельности человека и сосуществуют как параллельные реальности, дополняя и одновременно противореча друг другу. На примере тувинцев Южной Сибири данная работа 2 показывает, как локальные акторы, действуя в различных ситуациях, а также объясняя последние, гибко применяют две из существующего множества моделей, каким правилам они при этом следуют и какими мотивами руководствуются.