О научном журнале«Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка»
Научный журнал, посвящен истории и развитию литературных жанров, современным литературным концепциям, истории и новостям филологической науки.
Архив научных статейиз журнала «Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка»
-
«БРЮСОВ НАПИШЕТ СТАТЬЮ...: ДЕБЮТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И ДИСКУССИЯ О “РУССКОМ СТИЛЕ”»
КОРНИЕНКО С.Ю. — 2015 г.
В статье анализируется вымышленный эпизод в эссе М. Цветаевой “Живое о живом”, в котором М. Волошин предлагает ей опубликовать свои “стихи о России” под именем Петухова и тем самым мистифицировать, обмануть литературные круги. Предпринимается попытка реконструировать внутрисимволистскую дискуссию о “русском стиле” как столкновение имперского (В. Брюсов) и национального (Блок, Белый) дискурсов. Автор демонстрирует, что конфликт с “поэтическим империализмом” в писательской позиции Цветаевой обусловил неконвенциональность ее поэтики с точки зрения литературных авторитетов 1910-1930-х годов.
-
АКАДЕМИК РАН АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЗАЛИЗНЯК (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
БОБРИК М.А. — 2015 г.
-
АКАДЕМИК РАН ЮРИЙ ДЕРЕНИКОВИЧ АПРЕСЯН (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
ИОМДИН Б.Л. — 2015 г.
-
БАЙРОН И ЛЕРМОНТОВ: РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА
ЗЫКОВА П. — 2015 г.
В статье прослеживается, как сходные романтические установки творчества по-разному реализуются в творчестве Байрона и Лермонтова в связи с принадлежностью их к разным вероисповедным традициям: англиканству и православию, рассматриваются различия в их понимании свободы, любви, творчества, демонического начала.
-
БАХТИН М. М. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 Т. М.: РУССКИЕ СЛОВАРИ; ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР, 1996-2012
ОСОВСКИЙ О.Е. — 2015 г.
-
В.Н. ЗАХАРОВ. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. М.: "ИНДРИК", 2012, 263 С. В.Н. ЗАХАРОВ. ИМЯ АВТОРА - ДОСТОЕВСКИЙ. М.: " ИНДРИК", 2013. 455 С
КИБАЛЬНИК С.А. — 2015 г.
-
ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РУССКОГО ГЛАГОЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЦЕПТИВНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИЛОСЛАВСКИЙ И.Г. — 2015 г.
В статье утверждается, что видовая принадлежность русских глаголов отражает однозначно лишь устройство их парадигм и их сочетаемостные свойства. При этом семантическая характеристика “однократность” и “результативность”, непременно представленная у глаголов совершенного вида, никогда не представлена у глаголов несовершенного вида, а все остальные характеристики глагольного действия могут быть представлены у глаголов обоих видов. Ставя задачу обеспечения рецептивных и продуктивных речевых действий, автор утверждает примат семантических характеристик, правила сложения которых внутри слова, в предложении и в высказывании далеко не всегда следуют правилу 1 + 1 = 2, но допускают 1 + 1 = 1 и 1 + 1 = 3. При этом видовая принадлежность глагола имеет весьма ограниченную ценность как для рецепции, так и для продукции.
-
ВОКРУГ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ К ЮБИЛЕЙНОМУ (6-МУ) ИЗДАНИЮ ПСС Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО (ШТРИХИ К ИСТОРИИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ БИОГРАФИИ)
БОГДАНОВА О.А. — 2015 г.
В работе воссоздана ситуация, сложившаяся вокруг написания вступительной статьи для 1-го тома Юбилейного (6-го) полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 14 т. (1904-1906 гг.). Ни Д.С. Мережковский, ни С.И. Смирнова (Сазонова), ни С.Н. Булгаков не смогли удовлетворить обозначившегося стремления издательницы А.Г. Достоевской получить адекватный биографический очерк жизни и деятельности великого писателя. Тем не менее полемический контекст вокруг вступительной статьи к названному изданию стимулировал саму постановку вопроса о необходимости научной биографии Достоевского в критике Волжского (А.С. Глинки) и А.Г. Фомина.
-
ВОСТОЧНОЕ СЛОВО И ЗАПАДНЫЙ СИМВОЛ: МЕТАПОЭТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ В “ЗАПАДНО-ВОСТОЧНОМ ДИВАНЕ” ГЕТЕ
ЛАГУТИНА И.Н. — 2015 г.
В статье интерпретируются некоторые мотивы и образы “Западно-восточного дивана” Гете, которые составляют самостоятельный метапоэтический сюжет. С точки зрения автора статьи, единство книги организуется посредством сюжетного мотива “устного”, “высказанного” слова-мифа, лежащего в основе как природной “живой” формы (Gestalt), так и формы поэзии. На границе культур Гете создает художественное пространство, где снимается противопоставление восточного, ускользающего от точного определения поэтического слова, построенного на аллюзиях и ассоциациях, и западной пластической формы символа.
-
ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ПРОФЕССОРА А. И. КИРПИЧНИКОВА (К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
КОНДРАТЕНКО А.И. — 2015 г.
Статья посвящена жизни, личности, научной и педагогической деятельности известного российского филолога. Публикация приурочена к 170-летию со дня рождения ученого.
-
ИНОЯЗЫЧНЫЕ ВКРАПЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ СВОДНОГО СЛОВАРЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА)
КУЛЕВА А.С., ШЕСТАКОВА Л.Л. — 2015 г.
Статья посвящена иноязычным вкраплениям как особой разновидности единиц в текстах поэтов Серебряного века. Анализ, проведенный на основе материалов многотомного “Словаря языка русской поэзии XX века”, позволил выявить состав иноязычных вкраплений, их преимущественные структурные типы, основные функции, а также распределение по авторским идиостилям и формы эстетизации вкраплений в русской поэзии названного периода.
-
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США: В 6 Т. М.: НАСЛЕДИЕ, 1997-2013
СТУЛОВ Ю.В. — 2015 г.
-
К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ “ЗОЛОТОЙ ЛЕГЕНДЫ” ИАКОВА ВОРАГИНСКОГО
ТОПОРОВА А.В. — 2015 г.
В статье рассматривается проблема жанра одного из самых популярных в Средние века сборника житий - “Золотой легенды” Иакова Ворагинского. Традиционно это сочинение причисляли к жанру так называемых легендариев. В недавнее время известный французский медиевист Ж. Ле Гофф назвал “Золотую легенду” суммой сакрального времени. Автор статьи вступает с ним в полемику, предлагая определение жанра как суммы святости (агиографической суммы) и объясняя причины небывалого успеха этого сочинения именно его жанровой спецификой. В статье анализируются также - исходя из последних исследований в области византийской агиографии - причины непонимания и заниженной оценки “Золотой легенды” в Новое время.
-
КОНФЕРЕНЦИЯ В ИЯ РАН “ЯЗЫК И ЯЗЫКИ ПОЭЗИИ. К 80-ЛЕТИЮ ГЕННАДИЯ АЙГИ”
АЗАРОВА Н.М., БОЧАВЕР С.Ю. — 2015 г.
-
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ (ТЕЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ). МОСКВА: ИМЛИ РАН, 2014. 495 С
ЛЕОНОВА Е.А. — 2015 г.
-
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕНИЯ” (ОДИННАДЦАТЫЕ ШМЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ)
ЖИДКОВА Е.Г. — 2015 г.
-
МОЛИТВА СВ. ГРИГОРИЯ И МОЛИТВА ИСПОВЕДАНИЯ ГРЕХОВ -ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЧЕШСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СОХРАНИВШИЕСЯ В ЯРОСЛАВСКОМ СБОРНИКЕ XIII ВЕКА
ВЕПРЖЕК М. — 2015 г.
Молитва св. Григория и Молитва исповедания грехов из Ярославского сборника свидетельствуют о существовании живых чешско-русских культурных связей в XI веке. В недавнее время автором данной статьи были опубликованы их латинские образцы - Oratio sancti Gregorii (papae) и Confessio (sancti Patricii). Детальный анализ показывает, что они были переведены с латыни в западнославянском ареале (в Чехии в XI веке).
-
МОНОГРАФИЯ Ч. А. ЮНГА "СОЛНЦЕ" И СЮЖЕТ РОМАНА А. ПЛАТОНОВА "ЧЕВЕНГУР"
БАРШТ К.А. — 2015 г.
Монография американского астронома Чарльза Огастеса Юнга (Young Charles Augustus; 1834- 1908) "Солнце" была впервые опубликована на русском языке в 1914 г., затем тиражом 3000 экз. в 1923 г., в книжной серии "Природа и культура". Темой романа А.П. Платонова "Чевенгур" является построение особой модели "коммунизма", полностью основанного на солнечной энергии; предлагаемая статья выдвигает гипотезу о книге Ч.А. Юнга как одном из источников аллюзивного плана в романе Платонова.
-
НАЧАЛЬНЫЕ ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИИ (ПЕРЕБОИ) В РУССКИХ ДВУСЛОЖНЫХ РАЗМЕРАХ (ТИПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ)
КОРЧАГИН К.М. — 2015 г.
В статье характеризуется одно из “маргинальных” ритмических явлений, употребляемых в русском силлабо-тоническом стихе - так называемые “перебои”, или “переакцентуации” в начальной позиции стихотворной строки. Это явление рассматривается на фоне параллельных явлений в других национальных традициях силлабо-тонического стиха (английской, немецкой) и в каждом из двух видов двусложных размеров (в ямбе и хорее) на материале русской поэзии XVIII-XX веков. Также в работе проанализирован один из немногих “устойчивых” типов стиха с перебоями, встречающийся в русских имитациях украинской “коломыйковой” силлабики.
-
О КОНЦЕПТАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА
НЕДЗВЕЦКИЙ В.А. — 2015 г.
В статье рассматриваются важнейшие концепты художественного творчества Тургенева, их семантика и взаимосвязь. Автор полагает, что они могут служить адекватным исследовательским ключом к творчеству писателя