научный журнал по языкознанию Русская речь ISSN: 0131-6117

Архив научных статейиз журнала «Русская речь»

  • «СЛЫШИМОЕ» И «ВИДИМОЕ» В ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ

    МАРДИЕВА Л.А. — 2014 г.

    В статье анализируется вербальное отображение рече-жестового поведения героев журналистских произведений. Описания невербального поведения, введенные в речь персонажей, создают осязаемость сцен, формируют у читателей ощущение непосредственной включенности в моделируемые автором статьи речевые ситуации и способствуют активизации процессов чувственного переживания «слышимого» и «видимого».

  • «СПОКОЙНЫЙ УЖАС» АННЫ БАРКОВОЙ

    СЕБЕЖКО Е.С. — 2014 г.

    В статье на материале стихов А. Барковой 50-70-х годов исследуется специфика речевого мастерства поэта, обосновывается общность экзистенциального мышления Барковой и Кафки, проявляющаяся в сходстве их образно-символических систем.

  • «ТОСКА НЕЯСНАЯ О ЧЕМ-ТО НЕЗЕМНОМ...» (О ПОЭЗИИ Н.М. МИНСКОГО)

    ГРАУДИНА Л.К. — 2014 г.

    В статье рассматривается поэтическое творчество Н.М. Минского, показано, какое влияние оказала на него романтическая традиция, с одной стороны, и новые течения в литературе, в частности символизм, - с другой, как он претворял в жизнь свою идеалистическую теорию «мэонизма», с помощью каких приемов возникала поэтика намеков, тайн и поисков «высшей правды», «цели неземной».

  • «Я ИЩУ СВОБОДЫ И ПОКОЯ!» (ОБРАЗ ЖЕЛАННОГО БЫТИЯ В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА)

    КОШЕМЧУК Т.А. — 2014 г.

    В статье анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу.», венчающее ряд его ранних стихотворений и отражающее основные мотивы его лирики: одиночества, обреченности на страдание, душевной усталости, свободы и покоя и др. Здесь возникает образ желанного спокойного бытия, явственно звучит боль души человека в прекрасном Божьем мире как тоска по Небесному Отечеству Интерпретация стихотворения дается в полемическом сопоставлении с версиями ученых, акцентирующих в нем раздвоенность сознания и бунтарское начало.

  • А. Т. ХРОЛЕНКО. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ

    КЛИМАС И.С. — 2014 г.

  • А.Д. СЕДЕЛЬНИКОВ - ЗАБЫТЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

    ЖИГАЛОВ А.Ю. — 2014 г.

    Статья содержит описание и анализ концепции А.Д. Седельникова (об одном фрагменте «Повести временных лет») - забытого советского медиевиста, публиковавшегося в Чехословакии между двумя мировыми войнами, репрессированного в середине 30-х годов прошлого века по «Делу славистов» вместе с В.Н. Перетцом, Н.Л. Туницким, В.Ф. Ржигой и другими исследователями древней русской литературы.

  • АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ ВОСТОКОВ (1781-1864) - ОСНОВАТЕЛЬ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ

    ВОЛОШИНА О.А. — 2014 г.

  • АФОРИЗМЫ ДОСТОЕВСКОГО

    РУЖИЦКИЙ И.В. — 2014 г.

    В статье рассматриваются афоризмы Ф.М. Достоевского как отражение его языковой личности. Выделяются свойства и функции афоризмов, предлагается их классификация, основанная на наблюдениях над функционированием наиболее значимых для идиостиля писателя лексем.

  • БЕЗ ЧЕГО ПИВО НЕ СВАРИТСЯ

    ЗОРИНА Л.Ю. — 2014 г.

    В статье рассматриваются вологодские этикетные формулы, произносимые в ситуации приготовления домашнего пива. Описание специфичных в этнокультурном отношении диалектных благопожеланий иллюстрируется данными Словаря вологодских говоров и материалами личных полевых наблюдений автора.

  • БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.А.ФЕТА

    КОСИЦЫНА Н.О. — 2014 г.

    В творческом наследии А.А. Фета немаловажное значение имеют сюжеты, образы, крылатые слова, заимствованные из Священного Писания. В статье показаны наиболее известные из них, отмеченные в произведениях великого русского поэта.

  • В ПАМЯТЬ Н.А. ЯРОШЕНКО

    НЕСТЕРОВ МИХАИЛ — 2014 г.

  • ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ И ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ: ПАРАЛЛЕЛИ СЛОВОТВОРЧЕСТВА

    НИКУЛЬЦЕВА В.В. — 2014 г.

    Автором произведен сравнительный анализ приемов, характерных для словотворчества В. Хлебникова и В. Маяковского. Рассмотрены идентичные словообразовательные способы и модели, к использованию которых обращаются поэты-футуристы.

  • ВОДЯНАЯ КОРОВА В СЕВЕРНОРУССКОЙ МИФОЛОГИИ

    КРИНИЧНАЯ Н.А. — 2014 г.

    В статье рассматриваются космологические представления, связанные с образом мифической водяной коровы. Этот субъектно-объектный персонаж, появляясь из глубин первозданных вод, одновременно и творит, и персонифицирует землю. Вместе с тем водяная корова осмысляется как средоточие жизненных сил и изобилия. Магической пастьбой регулярно воспроизводится сотворение/обновление земли. Мифологическая коллизия приобретает в системе фольклорного сюжета обытовленный характер.

  • ВРЕМЯ И ИСТОРИЯ В ПОВЕСТИ В. ГРОССМАНА «ВСЁ ТЕЧЕТ.»

    ФРОЛОВА О.Е. — 2014 г.

    В статье рассматриваются внутренние смысловые связи между ключевыми словами повести В. Гроссмана «Все течет.». Это слова время, история, свобода. Заголовок как сильная позиция текста задает вектор восприятия содержания. Цитата из Гераклита о линейном движении времени, в котором ничто не возвращается, поддержана повторами слов время и история. В повести семантика истории связана с отбором и свободой, без которой невозможно движение общества вперед.

  • ВСПОМИНАЯ ВАЛЕРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ИВАНОВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

    ПЫХОВ В.А. — 2014 г.

  • Г.И. ШИПУЛИНА. СЛОВАРЬ ЯЗЫКА ЕСЕНИНА

    ХАШИМОВ Р.И. — 2014 г.

  • ГЛИНА И ГОНЧАР В ПОЭЗИИ СЕМЕНА ЛИПКИНА

    ЯКИМОВ П.А. — 2014 г.

    В статье рассматриваются значения лексем гончар и глина в стихотворениях известного поэта XX века Семена Липкина.

  • ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЧЕХОВСКОМ ПЕЙЗАЖЕ

    ПАРФЁНОВ А.И. — 2014 г.

    В статье содержится анализ некоторых аспектов семантико-стилистической преемственности между гоголевским и чеховским пейзажами на материале цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и рассказов А.П. Чехова «В овраге» и «Студент». Особое внимание уделено способам создания субъективного пейзажа.

  • ГРАДАЦИЯ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

    МОЛЧАНОВА С.В. — 2014 г.

    В статье рассматривается градация как средство создания характеров Самозванца и Марины Мнишек, усиления психологизма сцены «Ночь. Сад. Фонтан» в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

  • ГРУСТЬ И ПЕЧАЛЬ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

    ШМЕЛЕВ А.Д. — 2014 г.

    В статье рассматриваются смысловые особенности слов грусть и печаль, их грамматические свойства, различия в употреблении. Автором использованы результаты совместной работы с М. Калюгой, а также иллюстративный материал из «Национального корпуса русского языка».