Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»
-
ВСТРЕЧА С Г.В. ФЛОРОВСКИМ
КУВАКИН ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.
-
ГЕОРГИЙ ФЕДОТОВ О ХАРАКТЕРЕ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И О ЕВРОПЕЙСКОМ КРИЗИСЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В
ЛЮКС ЛЕОНИД — 2015 г.
Георгий Федотов был, наряду с авторами сборника “Вехи” (1909) и некоторыми другими представителями русского религиозно-философского возрождения рубежа XIX-XX вв., одним из самых глубоких интерпретаторов начавшейся в 1917 г. русской катастрофы и углублявшегося европейского кризиса первой половины XX в. Однако между Федотовым и авторами “Вех” было принципиальное различие. Если авторы Вех решительным образом влияли на внутренний российский дискурс начиная с конца XIX столетия, то голос Федотова был услышан его соотечественниками лишь через четверть века - в 1926 г.
-
ГЕРБЕРТ РИД: ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА
КЕДРОВА МАРИНА ОЛЕГОВНА — 2015 г.
Статья посвящена выдающемуся английскому философу, поэту, писателю и художественному критику Герберту Риду (1893-1968). Автор пытается реконструировать философию культуры Рида прежде всего с помощью анализа его понимания искусства, а также анализа его социально-философских воззрений.
-
ГИТМАН - CHRISTIAN GRUNY KUNST DES UBERGANGS: PHILOSOPHISCHE KONSTELLATIONEN ZUR MUSIK. WEILERSWIST: “VELBRUCK WISSENSCHAFT”, 2014. 483 S. КРИСТИАН ГРЮНИ. ИСКУССТВО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПЕРЕХОДОВ: КОНСТЕЛЛЯЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ВОКРУГ МУЗЫКИ
ЯКОБИДЗЕ А.С. — 2015 г.
-
ДВА ЛИТЕРАТУРНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ
МИХАЙЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИСЛАВОВИЧ — 2015 г.
-
ДЕФОРМАЦИЯ ХРОНОТОПА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО УСКОРЕНИЯ
ЕМЕЛИН ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ, ТХОСТОВ АЛЕКСАНДР ШАМИЛЕВИЧ — 2015 г.
В работе обсуждается влияние социокультурного ускорения на процессы идентификации. Высказывается гипотеза о том, что скорость социокультурных и технологических изменений является не однополюсной шкалой, а континуумом с областью адаптации в средней зоне. На одном полюсе находится зона “застоя”, а на другом - ощущение неустойчивости, хаотичности, непонятности, опасности меняющего мира. Это влечет за собой изменение механизма и структуры самоидентичности в условиях быстрых перемен, поскольку нарушаются условия устойчивой идентификации: наличие минимального времени для освоения модели идентификации и относительная устойчивость самой модели. Описываются три варианта разрыва, не позволяющего реализоваться обычной передаче опыта и сохранению единой непрерывной ткани культуры и цивилизации: “вертикальный разрыв” между поколениями, “горизонтальный разрыв”, связанный с неравномерностью ускорения на территориально различных участках, и “структурныйразрыв", когда скорость отставания имеет тенденцию к непрерывному накоплению, делающему возникшие разрывы необратимыми.
-
ДИСКУРС ФИЛОСОФИИ
КРОТКОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — 2015 г.
В статье философия характеризуется на основе дискурсной парадигмы анализа: как язык, текст, мышление и коммуникация. Выделяются две важнейшие функции философского дискурса - концептуальная и мировоззренческая. Концептуальная функция состоит в построении категориального "каркаса”, являющегося априорной (предпосылочной) основой любого другого дискурса. Обсуждаются диалогичность философского творчества, феномен философских контроверсий, характер философского спора и дискуссии, литературные жанры философского дискурса. Мировоззренческая функция заключается в конструировании "картины” мироздания "как целого” - в непосредственной связи с поиском смысложизненной вертикали пребывания в нем человека. Рассматривается конфликт между теизмом и атеизмом, обосновывается принцип толерантности в мировоззренческой сфере.
-
ДОРОГА К СВОБОДЕ. КРИТИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ О ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ
ЭПШТЕЙН Д.Б. — 2015 г.
-
Ж.Т. ТОЩЕНКО ФАНТОМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
ЛУБСКИЙ В. — 2015 г.
-
ЖИВАЯ ФИЛОСОФИЯ
РОСТОВА Н.Н. — 2015 г.
-
ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИММАНУИЛА ГЕРМАНА ФИХТЕ
ЗОЛОТУХИН ВСЕВОЛОД ВАЛЕРЬЕВИЧ — 2015 г.
Статья посвящена рассмотрению философско-теологических взглядов немецкого философа XIX в. Иммануила Германа Фихте, создавшего монументальную спекулятивнотеистическую концепцию, которая строится вокруг учения об Абсолютном. Философская теология И.Г. Фихте тесно связана с системами Шеллинга и Гегеля, отталкивается от них, полемизирует с ними и рассматривается в контексте немецкого идеализма как завершающая стадия немецкой классической философии.
-
ЗАГАДКА ВЕЛИКОГО РАЗРЫВА. К АНТРОПОЛОГИИ ДЕКАДАНСА В КНИГЕ НИЦШЕ “ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ”
ЖЕРЕБИН АЛЕКСЕЙ ИОСИФОВИЧ — 2015 г.
Страсть к разрывам и мания уходов - характерный симптом кризиса культуры, получивший широкое распространение в жизни и литературе эпохи декаданса. Предисловие Ницше к “Человеческому, слишком человеческому” (1886) приобретает на этом фоне особое значение. На его страницах зарождается новая антропологическая парадигма эпохи. Ницше создает образ экспериментального человека in extremis и набрасывает инвариантную схему его становления, которая становится архетипической порождающей моделью для множества конкретных литературных сюжетов.
-
ИГРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ПОСТМОДЕРНА
ПИГАЛЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ — 2015 г.
Целью статьи является доказательство того, что концепция экономического человека определяет как истоки, так и философские следствия теории игр. Эволюция общего представления об игре как о свободной, неутилитарной, расслабляющей и соотносящейся только с собой деятельности прослеживается в контексте оппозиции тех понятий природы и культуры, которые были характерны для философии модерна. Подчеркивается, что причастность концепции экономического человека к становлению теории игр вызвала радикальное изменение традиционного понятия игры и породила тенденцию обобщения экономической модели поведения. Соответственно, культура постмодерна рассматривается как наиболее благоприятная конкурентная среда для утилитарных игр экономического человека. Кратко обсуждается проблема границ теоретико-игрового подхода к культуре, религии и истории.
-
ИДЕЯ СПАСЕНИЯ В ПСЕВДОНИМНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. КЕРКЕГОРА. ОЧЕРК ВТОРОЙ. АНТИ-КЛИМАКУС КАК МЫСЛИТЕЛЬ МОДЕРНА ("БОЛЕЗНЬ К СМЕРТИ”)
ЛУНГИНА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА — 2015 г.
В статье разбирается проблема спасения в первом из двух произведений Керкегора, вышедших под псевдонимом Анти-климакус, - "Болезнь к смерти” (1849). К рассмотрению привлекаются также работы периода столкновения с журналом "Корсар” (1846-49), в которых была впервые поставлена проблема публичности и массового общества. Попытки современного истолкования догмата о Царствии Небесном, предпринятые Керкегором на этом остро полемическом фоне, создали предпосылки для новаторских идей в области теологии.
-
ИЗ «БИОГРАФИИ УЧИТЕЛЯ КАНА НАНЬХАЙСКОГО». ПЕРЕВОД И ПРИМЕЧАНИЯ Д.Е. МАРТЫНОВА
ЛЯН ЦИЧАО — 2015 г.
-
ИЛЛЮЗИЯ ПРОГРЕССА
КИСЕЛЕВ ГРИГОРИЙ СЕРГЕЕВИЧ — 2015 г.
В этой статье Г.С. Киселев обращается к вопросу об обоснованности идеи общественного прогресса и перспективах человечества. По его мнению, эта идея нуждается в серьезном переосмыслении, так как ситуация сегодняшнего мира ее в целом не подтверждает: если в некоторых областях он действительно наблюдается, то в других идет регресс и даже архаизация. Наш мир по-прежнему полон противоречий и конфликтов - социальных, социокультурных, цивилизационных, пути решения которых не просматриваются. В то же время возникает новая антропологическая действительность, указывающая на значительные трансформации самой природы человека. Все это, на взгляд автора, свидетельствует о крайней неопределенности перспектив человека.
-
ИЛЬЕНКОВ ОБ ИДЕАЛЬНОМ, ОПРЕДМЕЧИВАНИИ И СТОИМОСТИ
РОКМОР ТОМ — 2015 г.
В этой статье я сосредоточусь на ильенковском понимании идеального в связи с марксовской трудовой теорией стоимости. Поскольку я недостаточно знаком с русской философией, чтобы рассмотреть это понимание в контексте взглядов Ленина, Богданова, Выготского и др., я ограничусь замечаниями о взглядах Ильенкова на Лукача, Маркса, марксизм и немецкий идеализм. Термин Ильенкова “идеальное” соответствует тому, что другие участники соответствующих дискуссий называют “опредмечиванием”. В этой статье я сравню и противопоставлю взгляды на опредмечивание Гегеля, Маркса и Лукача. Я буду доказывать, что взгляды Ильенкова на идеальное не могут обосновать марксистскую теорию стоимости и в то же время - быть может, непреднамеренно - подрывают классическое марксистское различение идеализма и материализма.
-
ИЛЬЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ОБЗОР XVI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ИВАЩУК О.Ф., МАЙДАНСКИЙ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ, МАРЕЕВА Е.В. — 2015 г.
-
ИМЯ И ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ МАЛЬБРАНША В ЧЕРНОВЫХ ЗАПИСЯХ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО
БАРШТ КОНСТАНТИН АБРЕКОВИЧ — 2015 г.
В “записной тетради” Ф.М. Достоевского 1864-1865 гг. находится каллиграфическая запись “Малебраншъ”. Имя французского философа Николя Мальбранша, автора известного труда “Разыскания истины” отсутствует в списках авторов, оказавших влияние на творчество Достоевского. Тем не менее, в романе “Преступление и наказание”, а также в других произведениях, содержатся реминисценции из книги Мальбранша, а также аллюзии на представленные в ней философские концепции. В статье анализируются некоторые следы влияния философии Мальбранша на творчество Достоевского.
-
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ
АЛЕКСЕЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 2015 г.
Проблема оснований интеллектуальной собственности не только относится к сфере правоведения и экономики, но является важной социально-философской проблемой, приобретающей особое значение в контексте концепций информационного общества, общества знаний, когнитивного капитализма. Интеллектуальная собственность может быть понята как социальная технология, основная функция которой - соблюдение баланса интересов правообладателей и общества, баланса справедливости во имя развития общества. Этой основной функцией определяются и критерии эффективности права интеллектуальной собственности.