научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНТУИЦИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

    ОСИПОВ ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ, СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, СТРЕБКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ — 2015 г.

    В статье рассматриваются особенности философско-правовой концепции классического евразийства. Анализируются ее основные категории: месторазвитие, гарантийное государство, справедливость, собственность. Показывается, что евразийская философия права является результатом критики теоретических оснований западноевропейской философии Нового времени с использованием категориального аппарата феноменологии, аксиологии, психологии права. В итоге данной теоретической трансформации возник синтез идеологии евразийства и философии права. Делается вывод, что в евразийской философии права есть заключения и положения, которые являются актуальными для современной правовой философии, они связаны с решением вопроса универсальности и относительности различных правовых культур в истории и современности. В этой связи особый интерес вызывает и вопрос о специфике русской философии права в контексте евразийской парадигмы.

  • ИНТУИЦИЯ И КВАНТОВЫЙ ПОДХОД К ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

    МЕНСКИЙ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ — 2015 г.

    Одним из самых удивительных аспектов сознания является способность человека к интуитивным прозрениям, то есть догадкам, для которых нет оснований в имеющейся информации. Такую способность трудно объяснить в рамках привычных научных подходов, и все более распространенной становится точка зрения, что для ее объяснения необходимо привлечь квантовую механику. Работа в этом направлении была начата в сотрудничестве Паули и Юнга еще в первой трети XX в., но только в наше время стала систематической. Большинство тех, кто разрабатывает эту тему, апеллируют к квантовым процессам, которые могут идти в некоторых структурах мозга. К ним относится известный математик Роджер Пенроуз, который, видимо, более всех сделал для популяризации самой темы "квантовой теории сознания”. Автор настоящей статьи предложил другой подход. В нем используется лишь логическая структура квантовой механики в интерпретации Эверетта, и на этой основе сознание вводится не как функция мозга, а независимо, в рамках психофизического параллелизма. Это позволяет эффективно рассмотреть не только собственно сознание, но и роль бессознательного, которая, как хорошо известно, чрезвычайно важна. Это дает возможность объяснить феномен "сверхинтуиции”, то есть прозрений (в том числе научных), которые заведомо не могут быть результатом рационального рассуждения, а появляются как своего рода "прямое видение истины”.

  • ИСАЙЯ БЕРЛИН И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТПРОСВЕЩЕНЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА ДЖ. ГРЕЯ

    ГРАНОВСКАЯ ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА — 2015 г.

    В статье осуществляется анализ либерализма в трактовке Джона Грея. Британский философ предполагает, что мир плюралистических ценностей может упорядочиваться при помощи modus vivendi - равновесия соревнующихся ценностей и интересов, поддерживающего общественный и международный порядок. Автор статьи приходит к противоположному выводу: рабочий компромисс, каким является modus vivendi, не может быть основой стабильного порядка, построенного на уважении основных прав человека. В статье проводятся параллели между идеями И. Берлина и Дж. Грея: плюрализм ценностей, баланс интересов/временное соглашение, объективный горизонт ценностей/публичная рациональность, контр-Просвещение.

  • ИСЛАМСКИЙ МИР В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА

    АИТОВА ГУЛЬНАРА ШАЙДУЛЛОВНА — 2015 г.

    В странах и сообществах мусульманского мира под влиянием процессов глобализации идут активные поиски новых требований и смыслов справедливости. Такие поиски протекают в контексте социальных и религиозных противоречий, существующих в исламском социуме, а также в контексте противоборства общественно-политических течений и социальных движений, поднявшихся в мире ислама на волне “арабского пробуждения” в 2011-2012 гг. Автор приходит к выводу, что мусульманский мир, как и другие субъекты международного сообщества, включается в глобальные процессы выработки новой повестки дня, основанной на справедливости.

  • ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ: ПОЧЕМУ ТРУДНАЯ ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ НЕ НУЖДАЕТСЯ В РЕШЕНИИ

    СЕКАЦКАЯ МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 2015 г.

    Трудная проблема сознания заключается в том, чтобы объяснить, как физические процессы в головном мозге приводят к возникновению субъективно переживаемого сознательного опыта. В статье я ставлю перед собой задачу показать, что трудная проблема сознания не является научной проблемой. Для научного объяснения сознания достаточно установления номологической корреляции между субъективно переживаемым опытом сознания и доступными объективному исследованию физическими явлениями. Решение трудной проблемы состоит не в том, чтобы узнать нечто принципиально новое о мозге или сформулировать особые психофизические законы, а в том, чтобы отказаться от устаревших понятий, при помощи которых мы мыслим о сознании, и которые делают трудную проблему нерешаемой.

  • ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ТУПИКИ И ВЫХОДЫ. ЧАСТЬ I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

    КРУШИНСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ — 2015 г.

    Китайская логическая мысль - в центре внимания историко-логической науки XXI в. С 2010 по 2014 гг. состоялась целая серия международных конференций по истории китайской логической мысли. В статье обсуждается история изучения логико-методологического наследия Древнего Китая как в самом Китае, так и за его пределами. Прослеживаются и анализируются непростые контроверзы отечественной историографии относительно такой важнейшей составляющей китайской логической традиции, как логика "И-цзина” ("Канона перемен”). В частности, вскрывается псевдонаучный характер "нумерологических” трактовок древнекитайской логико-методологической мысли, стоящих в одном ряду с астрологическим, уфологическим и прочим современным мракобесием и набирающих силу в российском китаеведении.

  • ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ТУПИКИ И ВЫХОДЫ. ЧАСТЬ II. ЛОГИКА “И-ЦЗИНА"

    КРУШИНСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ — 2015 г.

    В статье анализируется логическая природа умозаключения на основании ‘‘‘продвижения по роду” (туйлэй представляющего собой сердцевину логической мысли, содержащейся в “И-цзине” (“Каноне Перемен”). Выявляются категориальные основания данного типа умозаключений и своеобразие его культурно детерминированных форм.

  • ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ VERSUS STS

    СТОЛЯРОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА — 2015 г.

    В статье рассматриваются постпозитивистские программы “история и философия науки” (HPS) и “исследования науки и технологии” (STS). Сравнительный анализ данных программ связан с ключевой для постпозитивизма проблемой контекста. Известно, что постпозитивистские исследования науки историзируют эпистемологию и таким образом подчиняют контекст обоснования контексту открытия. Однако различные интерпретации предложенной Рейхенбахом дистинкции контекстов вынуждают нас еще раз продумать теоретические основания, онтологические предпосылки и методологические принципы постпозитивизма и оценить роль философии и философской онтологии в современных социалконструктивистских, натуралистических и релятивистских исследованиях науки.

  • ИСТОЧНИКИ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЗНАНИЕ-СОСТОЯНИЕ В ИНДУИСТСКОМ ТАНТРИЗМЕ 159

    ПАХОМОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    Статья продолжает тематику духовного знания в индуистском тантризме. Рассматриваются источники такого знания, исследуется знание как психофизическое состояние его носителя. Духовное знание обретается с помощью тех или иных средств. Среди них - непосредственное божественное откровение в виде особой силы (шактипата), изучение священных текстов, опыт духовного различения, контакт с наставником, йога, в некоторых случаях - ритуальная деятельность. По существу, все эти источники обретения знания равноценны. Знание тесно связано с определенным - необычным, трудноописуемым, “мистическим”, “просветленным” - психофизическим состоянием, в котором индивид переживает глубинную связь со сферами более высокого порядка, чем обычная действительность. Для описания этого состояния тантрические тексты прибегают к различным терминам, среди них - “самадхи”, “самата”, “турия”, которые анализируются в статье. Особой разновидностью знания-состояния является духовное узнавание индивидом своего истинного начала (пратьябхиджня).

  • К ВОПРОСУ О ГЛОБАЛЬНОМ БУДУЩЕМ И ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ (ОТВЕТ П.Д.ТИЩЕНКО)

    ДУБРОВСКИЙ Д.И. — 2015 г.

  • К ВОПРОСУ О “ПСЕВДОПРОБЛЕМАХ” В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

    КОЗЫРЕВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ — 2015 г.

    Статья Сергея Николаевича Корсакова многое мне объяснила. Оказывается, в истории русской философии есть мифы, усомниться в которых “идеологически немыслимо”, и есть истины, которые выводятся или, скорее, предъявляются автором данной статьи путем этого “немыслимого усомнения”. С.Н. Корсаков известен мне как добросовестный, дружащий с архивами историк философии. И тем более досадно, что в этот раз он “порадовал” нас текстом насквозь идеологическим, состоящим из деклараций, сетований, иногда даже угроз, которые сами по себе, вне каких бы то ни было доказательств, являются мифами, причем в плохом смысле этого слова. Каждый тезис, высказанный С.Н. Корсаковым, декларативен, несет в себе паралогизмы, подмены, квазиаргументы.

  • К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ “ВЗГЛЯД” В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА

    КУЗИН ИВАН ВЛАДИЛЕНОВИЧ — 2015 г.

    В статье выявлены философские источники, повлиявшие на формирование концепта “взгляд” в философии Сартра, а также проанализированы собственные идеи французского философа, сформулированные им в “Трансцендентности Эго”, которые, с учетом ряда положений “Бытия и ничто”, создают условия для понимания данного концепта не только в контексте измерения человеческого существования, но и более широко, когда к существу взгляда оказываются причастными и вещи. Для решения поставленной задачи раскрываются специфика экзистенциальной ревизии трансцендентальной сферы, принципиальная значимость проблематики телесности и выявляется связь между концептами “взгляд” и “Другой” как репрезентантов бытия в целом.

  • К ИСТОРИИ КОММЕНТАРИЯ А.Ф. ЛОСЕВА К ТРАКТАТУ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО “О НЕИНОМ"

    ТАХО-ГОДИ ЕЛЕНА АРКАДЬЕВНА — 2015 г.

    Публикация иллюстрирует постоянный интерес русского философа А.Ф. Лосева (1893-1988) к великому немецкому мыслителю Николаю Кузанскому. К сожалению, большая часть материалов, связанных с этой темой, остается неопубликованной или вовсе была утрачена после ареста Лосева в 1930 г. В середине 1930-х гг. Лосев перевел три трактата (“О неином”, “Простец об уме” и “О бытии-возможности”) и составил к ним комментарии. Спустя 80 лет после написания впервые публикуется комментарий А.Ф. Лосева к трактату “О неином”.

  • К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ КОНЦА XIX СТОЛЕТИЯ

    ЗАТРАВКИН СЕРГЕЙ НАРКИЗОВИЧ, СТЁПИН ВЯЧЕСЛАВ СЕМЕНОВИЧ, СТОЧИК АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ — 2015 г.

    На материале истории медицины 70-80-х гг. XIX в. прослежены переход от представлений об организме как простой механической системе к его пониманию в качестве саморегулирующейся сложности, возникновение новой интерпретации эксперимента как метода познания процессов жизнедеятельности с учетом осознания того, что объектом экспериментирования является живое целое (организм, клетка), в котором максимально сохраняются его природные способности к саморегуляции основных жизненных процессов. Показано, как были переосмыслены онтологические категории вещи, процесса, причинности, части и целого, а также внесены существенные коррективы в методологические принципы медицинской науки.

  • К ПРОБЛЕМЕ "ВОССТАНИЯ МАСС” (СТЕПУН И ШПЕНГЛЕР)

    КАНТОР ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ — 2015 г.

    Федор Степун: русский немец и немецкий русский как хранитель высших смыслов европейской культуры Материалы конференции 14-15 мая 2014 г. на факультете философии НИУ-ВШЭ состоялась международная конференция “Федор Степун: русский немец и немецкий русский как хранитель высших смыслов европейской культуры” (при участии журнала “Вопросы философии”). На конференции выступили видные ученые из Германии и России, в докладах которых актуализировались основные темы творчества Степуна в контексте современных проблем философии, культурологи и политологии.

  • К.М. ДОЛГОВ. В ПОИСКАХ БОГА И ЧЕЛОВЕКА

    ШЕВЯКОВА А.В. — 2015 г.

  • КАНТОВСКИЙ СЛЕД В КОНЦЕПЦИИ К.Г. ЮНГА: ЗАЧЕМ ИСКАТЬ? ГДЕ ИСКАТЬ?

    БАЛАНОВСКИЙ ВАЛЕНТИН ВАЛЕНТИНОВИЧ — 2015 г.

    Исследователи творчества И. Канта часто говорят о вечности и мощном эвристическом потенциале его наследия, однако не всегда указывают конкретные примеры, демонстрирующие верность данного утверждения вне рамок кантианства и неокантианства. В данной статье содержится попытка показать, что на примере продуктивного использования кантовских идей К.Г. Юнгом при создании теоретического базиса аналитической психологии в целом и концепции архетипов коллективного бессознательного в частности видна явная востребованность кантовского творчества не только среди прямых духовных наследников родоначальника немецкой классической философии. Эту попытку предваряет ответ на вопрос, насколько обоснованно представление Юнга о себе как человеке, который эпистемологически стоит на точке зрения Канта.

  • КОММЕНТАРИЙ К ОДЕ “ВОЛЬНОСТЬ”

    ВАЛЬДЕНБЕРГ В.Е. — 2015 г.

  • КОНСОЛИДАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

    РОЗИН В.М. — 2015 г.

  • КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.А. СТЕПУНА

    ЛЮБИМОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ — 2015 г.