научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • ОХОТА ЗА СУБЪЕКТОМ: ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ СУБЪЕКТ 186

    ГОНОЦКАЯ НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА — 2015 г.

    В статье рассматривается проблема конституирования идентичности. Обозначаются возможные способы присвоения образов себя в контексте авторской концепции понимания Я не через классическую категорию единства, но через отношения отчуждения/ присвоения опыта и степени прочности отношений собственности. Сложность в поиске истинного Я связана с темпоральным характером Я, неоднозначностью выстраиваемых связей с собственным опытом, неизбежностью включения в процесс самоидентификации фигуры Другого, которое, в свою очередь, делает становление-субъектом подчас рискованным предприятием с непредсказуемым исходом.

  • ОЧЕРК УЧЕНИЙ ДИНАСТИИ ЦИН. ПЕРЕВОД И ПРИМЕЧАНИЯ Д.Е. МАРТЫНОВА

    ЛЯН ЦИЧАО — 2015 г.

  • ПАРАДОКС АНАЛИЗА И ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    БЛОХИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 2015 г.

    Некоторые исследователи полагают, что эра аналитической философии завершена (Питер Хакер). Причину такой точки зрения, по мнению автора статьи, следует искать в специфических особенностях, присущих аналитической философии, ряд из которых носит форму парадокса. Один из этих парадоксов заключается в противоречии между тематической завершённостью аналитической философии и незавершённостью её нелинейного развития. Именно нелинейность развития вкупе со стилевым своеобразием позволяют нам с уверенностью говорить, что аналитическая философия продолжает существовать.

  • ПЕРВАЯ КНИГА ТРАКТАТА ГАЛЕНА "О ДОКТРИНАХ ГИППОКРАТА И ПЛАТОНА”

    БАЛАЛЫКИН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — 2015 г.

    Философское и медицинское значение наследия Галена состоит прежде всего в том, что он одним из первых античных мыслителей создал научный метод, который воплощал в себе философское теоретизирование, подкрепленное результатами эмпирических исследований. Эмпирический метод и синтетическое мышление Галена, в основу которого легли принципы рациональной медицины Гиппократа и натурфилософские идеи Платона, стали базой его теоретико-практической системы и обеспечили ее доминирование и особенности развития естествознания вплоть до научных открытий XVII-XIX вв. В опоре на эмпирический метод, доказательное знание и синтез натурфилософских оснований рационального знания Гален развивает представления о целостной физиологической системе функционирования организма человека. В статье дается историко-философская характеристика первой книги трактата Галена “О доктринах Гиппократа и Платона”. Автор статьи указывает, что исследование наследия Галена может носить исключительно междисциплинарный характер. Трактат “О доктринах Гиппократа и Платона” представляет собой яркий пример того, как анатомические вскрытия и физиологические опыты используются для анализа состоятельности тех или иных натурфилософских представлений.

  • ПЕРЕВОРОТ НЕ СОСТОЯЛСЯ

    БАЖАНОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

    В статье критически оценивается попытка С.Н. Корсакова (см. с. 69-85 наст. изд.) совершить своего рода переворот в исследованиях, касающихся истории отечественной философии. Показывается, что в реальности оснований для такого переворота нет и данная попытка не может считаться сколько-нибудь успешной.

  • ПЕРЕСБОРКА ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО

    ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

    В статье обосновывается необходимость пересмотра основных категорий классической эпистемологии и философии науки (цель науки, субъект науки, метод науки, научная истина и др.) как не соответствующих реальному процессу научного познания.

  • ПОДПОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК” ПРОТИВ "НОВЫХ ЛЮДЕЙ”, ИЛИ О ТОРЖЕСТВЕ ЗЛА В МИРОУСТРОЙСТВЕ

    КАНТОР ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ — 2015 г.

    В своей статье автор пытается дать новую трактовку восприятия "новых людей” Чернышевского в романе Достоевского "Записки из подполья”. Термин "новые люди” имеет евангельское происхождение. В России он был впервые употреблен князем Владимиром во время Крещения. И дело не в том, что "новые люди” плохи, а в том, как показывает Достоевский, что обычный человек не может существовать на таком духовном уровне.

  • ПОИСКИ ИСТИННОГО ХРИСТА В ТВОРЧЕСТВЕ Д. МЕРЕЖКОВСКОГО: ИСТОКИ, КОНТЕКСТ, ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    КОРЫХАЛОВ АРТЕМ ЛЕОНИДОВИЧ — 2015 г.

    В статье доказывается, что Д. Мережковского необходимо понимать не как религиозного реформатора и проповедника новой религиозности, а как мыслителя, укорененного в философской традиции поиска истинного, первоначального христианства. Учение Иисуса было описано Мережковским как практика непосредственного религиозного опыта, его можно назвать экзистенциальным христианством. Оно утверждает явленность Царства Божьего на земле, при этом истинный Иисус предстает как воплощенная возможность восхождения человека к Абсолютному. Показано влияние на религиозные воззрения Мережковского идей Ф. Ницше и В. Розанова

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

    ДМИТРИЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, КУКАРЦЕВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА — 2015 г.

    В статье рассматривается содержание понятия политического, критерии его выделения из сферы политики, ключевые версии политического. Специальное внимание уделено анализу сущности и вариантов политического как эстетического.

  • ПОНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

    АНТОНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ — 2015 г.

    В статье автор ставит вопрос о сходстве и различии научного и повседневного типов понимания, о связи понимания и взаимопонимания (консенсуса), об оправданности в этом контексте стандартного различения между пониманием и объяснением как в естественных, так и в гуманитарных дисциплинах. Привлекаются методологические ресурсы теории коммуникативных систем, позволяющие, по мнению автора, рассматривать научные, в том числе высокоабстрактные теоретические высказывания как запросы на контакт, т.е. как обычную коммуникацию обычных людей.

  • ПОНЯТИЕ ВАРНА (VARNA) В ИНДИЙСКОЙ МЫСЛИ И АТОМИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    ЛЫСЕНКО ВИКТОРИЯ ГЕОРГИЕВНА — 2015 г.

    В статье предпринята попытка рассмотреть роль варны как предельной единицы (“атома”) сегментации речи. Сравнив ее с ролью фонемы в современной фонологии, автор показывает, что варна, хотя по большинству своих характеристик и совпадает с фонемой, все же не тождественна ей. Рассматриваются различные переводы термина “варна”, соответствующие разным контекстам - фонетическому (индивидуальный артикулированный звук), метафизическому (архетип звука) и метатеоретическому, или классификационному (имя класса). Осуществляется сравнение парадокса смыслопорождающей функции варн и букв у грамматиста Патанджали и в диалоге Платона “Теэтет

  • ПОНЯТИЕ “UMWELT” ЯКОБА ФОН ИКСКЮЛЯ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ

    КНЯЗЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА — 2015 г.

    Введенное Якобом фон Икскюлем понятие “Umwеlt” как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический организм, находится в фокусе внимания данной статьи. Став одним из опорных пунктов биосемиотики, это понятие обнаруживает свою методологическую силу для развития современной неклассической эпистемологии. Согласно фон Икскюлю, Umwеlt строится путем отбора значимого и ценного и вовлечения их в жизненный мир организма; окружающий мир - не просто мир вещей, а мир актов действия; познание, по сути тождественное жизни, представляет собой извлечение смыслов; разные живые организмы живут в разных когнитивных и жизненных мирах. В статье показывается, что понятие "Umwеlt” несет в себе глубокие смыслы и может рассматриваться как предпосылка для развития широкого экологического подхода и целого ряда эпистемологических представлений, таких как связь познающего организма и познаваемой им среды, познание через действие, активность и телесность восприятия, конструирование в ходе познания, энактивизм.

  • ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

    АНИСИМОВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, АФАНАСЬЕВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА — 2015 г.

    В статье обсуждается возможность конституирования постнеклассической онтологии. Показывается, что феномены нелинейности, детерминированной хаотичности, фрактальности, виртуальности радикально меняют классические представления о возможных формах существования, характере развития, причинно-следственных отношениях, пространстве, времени и трансформируют систему классических онтологических категорий, придают последним новые смыслы и позволяют выявить новые категориальные отношения.

  • ПОУЧЕНИЕ В РАДОСТИ. ПЕРЕВОД С ЯПОНСКОГО, ПРЕДИСЛОВИЕ И ПРИМЕЧАНИЯ А.Н. МЕЩЕРЯКОВА

    , ЭКИКЭН КАЙБАРА — 2015 г.

    Знаменитый японский мыслитель-конфуцианец Кайбара Экикэн (1630-1714) написал трактат "Раккун” ("Поучение в радости”) на закате своей жизни, в возрасте 81 года. В этом трактате он утверждает, что ключи к радости - любование природой и чтение мудрых книг; эти занятия служат лучшим утешением в старости.

  • ПРАВИТЕЛИ И ФИЛОСОФЫ (ВВЕДЕНИЕ В ЧТЕНИЕ КОЖЕВА)

    НОВАК ПЕТР — 2015 г.

    Статья П. Новака является расширенной версией главы из его книги Podpis ksiqcia: Rozwazania o mocy i slabosci (Warszawa: Fundacja Augusta Hrabiego Cieszkowskiego, 2013). Автор выделяет переломные моменты в биографии Кожева - побег из России и начало дружбы с Александром Койре, парижский семинар 30-х, политическая деятельность 50-х и 60-х гг., - соотнося эти события с развитием мысли философа. В статье описаны основные аспекты кожевского толкования таких понятий Гегеля, как “диалектика раба и господина”, “универсальное и гомогенное государство”, “время”, “латинская Европа”, “конец истории”, “признание”, “тирания”, близкие трактовкам Хайдеггера. Автор обсуждает некоторые аспекты спора Кожева с Лео Штраусом о тирании и политической роли философа. В заключение рассказывается о развитии идей Кожева его французскими и американскими учениками. Перевод с польского И. Ксезопольской.

  • ПРАКСИС И ПОЭЗИС ИСТИНЫ: ДЕРРИДА И МАРИОН ЧИТАЮТ АВГУСТИНА

    ЯМПОЛЬСКАЯ АННА ВЛАДИМИРОВНА — 2015 г.

    Истолкование facere veritatem у Деррида и Мариона можно разделить на несколько сущностных моментов: и Деррида, и Марион отказываются видеть в facere veritatem вариант речевого акта, потому что facere veritatem представляет собой событие истины (Деррида), делает истину событием для субъекта (Марион) и является чужой речью (Другого - для Деррида и Бога для Мариона), которая определенным образом усваивается субъекту или, точнее, субъект усваивается ей. У обоих эта концепция испытала существенное влияние Левинаса, точнее его интерпретации августиновской veritas redarguens как истины, ставящей Я под вопрос. В итоге facere veritatem выступает как парадигмальная форма conversio: истина, которая “творится” в “истинствовании”, есть истина обращения и даже возникновения субъекта, истина, превосходящая возможности речи, это не столько речевой акт, сколько сверхречь, структура, лежащая в основе всякой другой речи. Для Мариона такой сверхречью является тройная форма бытования литургической речи (исповедание вины, хвала, чтение Откровения), а для Деррида - литературное творчество, в котором поэзия и правда, фикция и свидетельство сплетаются воедино, чтобы образовать тайное место истины.

  • ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ НОВОГО ОТРЫВКА ИЗ “ДОПОЛНЕНИЯ” К “ДИАЛЕКТИКЕ МИФА” А.Ф. ЛОСЕВА: <ОБЛИК АНАРХИЗМА>

    ТРОИЦКИЙ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ — 2015 г.

    В настоящей публикации представлен небольшой (вновь выявленный) отрывок из “Дополнения” к книге А.Ф. Лосева “Диалектика мифа” (1930). В составе “Дополнения” автор предлагал историософское рассмотрение основных мифологических систем (“относительных мифологий”), различаемых по господствующему типу социально-экономических отношений, и предсказывал общественную эволюцию от капитализма к социализму и, далее, к анархизму (“абсолютной анархии”). Описанию специфического облика грядущего сообщества, в котором “всё до последней глубины есть человек, в человеке, для человека”, и посвящен данный фрагмент “Дополнения”.

  • ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПЕРВОЙ КНИГЕ “ГОСУДАРСТВА” ПЛАТОНА: КЕФАЛ И ПОЛЕМАРХ

    БУГАЙ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    В статье предлагается анализ проблемы и понятия справедливости (dikaion, dikaiosyne) в первой книге платоновского “Государства”. Беседа Сократа с Кефалом и Полемархом выявила важные черты, характерные для платоновской концепции справедливости. Показана связь постановки проблемы справедливости в “Государстве” с вопросом о смысле жизни, определено формальное и содержательное значение критики Сократом определения Полемарха, особый статус справедливости и тесная связь понятия справедливости и понятия блага.

  • ПРОБЛЕМА ХРОНОЛОГИИ ЛОГИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ АРИСТОТЕЛЯ В РАБОТАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XX В

    ЮНУСОВ АРТЁМ ТИМУРОВИЧ — 2015 г.

    В статье ставится вопрос о целесообразности изучения хронологии логических трактатов Аристотеля. Для ответа на него предпринимается обзор существующих исследований хронологии “Органона”. В результате анализа соотношения целей исследований такого типа и предлагаемых в них решений, делается вывод, что исследования хронологии в существующем на настоящий момент виде не могут быть нам полезны для решения проблем, которые встают перед нами при интерпретации логического наследия Аристотеля.

  • ПРОБЛЕМА “ЕДИНСТВЕННОСТИ СОБЫТИЯ” В АРХИТЕКТОНИКЕ “ЕРШАЛАИМСКИХ” ГЛАВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

    БОСНАК ДМИТРИЙ ВЛАДИСЛАВ- ЛОВИЧ — 2015 г.

    В статье проводится анализ “древних глав” романа Булгакова с точки зрения категории событийности, что позволяет прояснить существенно переосмысленную писателем проблему религиозного бытия. Это переосмысление, по мнению автора статьи, происходит в русле ключевых философских исканий XX в. и заключается в отказе от изображения непосредственно религиозного опыта и попытке изобразить форму мира, в котором происходит религиозное событие. Система исследовательских подходов, в которых написана статья, в значительной мере основана на философских концепциях М.М. Бахтина и С. Кьеркегора и художественной антропологии Ф.М. Достоевского. Смысловые доминанты образа Пилата в романе Булгакова также проясняются обращением к евангельской притче о Закхее.