научный журнал по комплексному изучению отдельных стран и регионов Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность ISSN: 0869-1908

Архив научных статейиз журнала «Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность»

  • ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    ОРЕШКОВА СВЕТЛАНА ФИЛИППОВНА — 2008 г.

    Османский опыт сосуществования и сотрудничества народов, исповедующих разные религии, до сих пор мало изучен, а порою и искажен теми событиями, которые сопровождали распад османского имперского образования. Между тем он, как и любой другой, будь то положительный или отрицательный, исторический опыт, поучителен, а сосуществование народов, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, до сих пор остается проблемой актуальной, болезненной и чрезвычайно значимой как для судеб всего мира, так и Российской Федерации. Османский опыт интересен для российского читателя еще и потому, что Османская и Российская империи развивались во многом синхронно. Л.Н. Гумилев объясняет это тем, что создание этих государственных образований произошло в результате одного и того же пассионарного взрыва [Гумилев, 1989]. Можно по-разному относиться к теории Гумилева, принимать или не принимать его точку зрения, но синхронность и сходность многих проблем, встававших перед этими государствами в период их формирования и развития, бесспорны и порою удивительны. И в Османской империи, и в России в один государственный организм оказались включенными народы разной конфессиональной принадлежности. Основные конфессиональные группы в обеих этих странах были одни и те же - православные христиане и мусульмане, но руководящую роль играли разные конфессии. Россия воспринималась как страна православная, наследница Византии, Третий Рим. Османская империя считала себя землей ислама, османские воины несли ислам в мир неверных, но в то же время империя также восприняла многие византийские традиции, в том числе и опыт построения межконфессиональных отношений. Каждой из этих империй приходилось искать свое собственное решение проблемы сосуществования разных религий. И если бы они его не нашли, то не смогли бы столетиями существовать как великие державы. Понятно, что одного завоевания и насилия для государственного строительства недостаточно. Должен был быть и некий позитивный опыт.

  • ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ А.Г. БЕЛОВОЙ

    2008

  • ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.А. ИСАЕВА

    2008

  • ОСТОРОЖНО: ТЕРМИНОЛОГИЯ!

    ДОЛИНИНА АННА АРКАДЬЕВНА — 2008 г.

    Вряд ли в наши дни надо кому-либо доказывать важность знания терминологии в той или иной отрасли науки, включая гуманитарную; для ученых же, изучающих чужие языки и чужие культуры, особое значение приобретает знание иноязычной терминологии и полное понимание содержания каждого иноязычного термина, которое может не совпадать с содержанием русского, кажущегося на первый взгляд аналогичным. Эти кажущиеся аналогии, которые часто подтверждаются двуязычными неспециальными словарями, - ловушка для переводчика, имеющего дело с терминологией. Для адекватного понимания и передачи иноязычных терминов переводчик должен обладать и фоновыми экстралингвистическими знаниями -этнографическими, историко-культурными, историко-литературными и т.п. В противном случае возможно появление в русской научной литературе неточных терминов или, что еще хуже, неадекватное использование терминов, уже имеющихся в русском языке. И то, и другое создает искаженное представление об описываемых явлениях чужой культуры.

  • ОТ ЗУЛУСОВ ДО КАЗАХОВ. ДАВНИЕ КОНТАКТЫ РОССИИ И ЮЖНОЙ АФРИКИ

    ДАВИДСОН АПОЛЛОН БОРИСОВИЧ, ФИЛАТОВА ИРИНА ИВАНОВНА — 2008 г.

    Что может связывать зулусов и казахов? Оказывается, согласно документам XIX в., уже тогда существовали связи между Россией и Южной Африкой и у населения этих стран сложились представления друг о друге. Имеющиеся свидетельства - пестрые, отрывочные, не всегда совместимые одно с другим и не в полной мере понятные. Но все они - о том, что взаимные связи и представления у таких столь различных и живущих так далеко друг от друга народов, как зулусы и казахи, существовали с давних пор.

  • ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВОСТОКОВЕД ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ А.И. ДИНКЕВИЧ. РОССИЯ: ОЧЕРКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. М.: ВОСТОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2006. 320 С

    ПЕТРОВ А.М. — 2008 г.

  • ПЕРВЫЙ ВЫПУСК КАЗАНСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ

    ЕГОРИН А.З. — 2008 г.

  • ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯПОНОВЕД РОССИИ. ОПЫТ ЛАТВИЙСКО-РОССИЙСКО-ЯПОНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.Г. СПАЛЬВИНА

    АЛПАТОВ В.М. — 2008 г.

  • ПЕРЕХОД К «ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ» И ПЕРСПЕКТИВЫ НТП В ЮАР В ПРЕДСТОЯЩЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ

    СКУБКО ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ — 2008 г.

    Публикуемая статья посвящена основным направлениям и проблемам научно-технологического прогресса экономики ЮАР в свете принятого правительством десятилетнего (2008-2018 гг.) плана перехода от "Экономики ресурсов к экономике знаний", или, другими словами, от индустриальной экономики, в значительной мере основанной на эксплуатации природных ресурсов, к экономике инновационной, основанной на развитии науки и высоких технологий. В Южной Африке такая трансформация отнесена к числу важнейших общенациональных приоритетов. В статье рассматриваются основные параметры развития научно-образовательного потенциала ЮАР, перспективы инновационных преобразований на таких "прорывных" направлениях, как биотехнологии и ядерная энергетика, а также некоторые проблемы, связанные с созданием и поддержанием благоприятной для рассматриваемых преобразований социально-экономической и политической среды.

  • ПОЛЕТ КУРДСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

    ЖИГАЛИНА О.И. — 2008 г.

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АФГАНИСТАНА: ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    ЛАЛЕТИН ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ — 2008 г.

    Трудности формирования новой афганской государственности обусловливают актуальность анализа политической традиции Афганистана, тех оснований, на которые она опирается. В предлагаемой статье впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка рассмотреть проявление племенных институтов в политической системе. Речь пойдет, в частности, о местном сообществе, представляющем собой сочетание клана и клиентелы, и его роли в государстве. Помимо этого, исследуется институт хана и роль правителя, статус которого во многом напоминал положение хана. Кроме того, в статье анализируется прямое заимствование государством племенных институтов, в частности джирг, а также воздействие племенной организации на систему налогообложения и вооруженные силы страны. Создание ханами афганских племен своего государства вело, помимо сохранения у всех этносов, кроме таджиков, племенной организации, к распространению племенных институтов на общенациональный уровень.

  • ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПАНАФРИКАНИЗМ: НАЧАЛО ПУТИ

    ЩЕРБАКОВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ — 2008 г.

    В череде юбилеев множества событий победного 1945 г., которые отмечались в течение всего 2005 г., 60-летие V Панафриканского конгресса - самой первой крупной встречи представителей колониальных и зависимых народов сразу же по окончании Второй мировой войны, не оказалось в центре внимания. V Панафриканский конгресс был проведен в переломный момент истории народов африканского происхождения. Военная пора породила новые ожидания у колониальных народов, большинство которых осознавало себя гражданами государств - участников антигитлеровской коалиции. Планы послевоенного переустройства мира, намеченные в Атлантической хартии (1941) и на основных международных конференциях в годы войны, создание ООН, обозначившиеся линии раздела между восточным и западным блоками - все это активизировало процесс развития самосознания и самоутверждения народов африканского происхождения.

  • ПРИОРИТЕТ ЧАСТНОГО СЕКТОРА?

    БРАГИНА ЕЛЕНА АРОНОВНА — 2008 г.

  • ПРИОРИТЕТЫ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН

    ХЕЙФЕЦ БОРИС АРОНОВИЧ — 2008 г.

    В статье рассматриваются возможные приоритетные направления экономического и научно-технического сотрудничества России со странами АСЕАН в первые десятилетия XXI в. Обосновывается необходимость усиления азиатского вектора в российской внешнеэкономической политике. Особо подчеркивается роль инвестиционного сотрудничества, так как инвестиции наряду с традиционными факторами (природными ресурсами и отдельными секторами научно-технического потенциала) становятся в настоящее время важнейшим рычагом повышения конкурентоспособности российской экономики.

  • ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОЙ МОНГОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (К 80-ЛЕТИЮ МОНГОЛЬСКОГО УЧЕНОГО АКАДЕМИКА Ш. ВИРЫ)

    ГРАЙВОРОНСКИЙ В.В. — 2008 г.

  • ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ЕВРАЗИИ

    ВАСИЛЬЕВ Д.Д., СТОЛЯРОВ А.А. — 2008 г.

  • ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

    МЕЛЕХИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА — 2008 г.

    Конфликт вокруг проблемы Кашмира является одним из важнейших нерешенных вопросов в отношениях между Индией и Пакистаном с августа 1947 г. Он возник практически одновременно с появлением двух независимых доминионов на территории бывшей Британской Индии и непосредственно влияет на развитие отношений двух соседних стран. Несмотря на то, что в настоящий момент Дели и Исламабад переживают период нормализации отношений и следуют пути "комплексного диалога"1, включающего и обсуждение вопроса Кашмира, пока стороны далеки от окончательного решения этой наболевшей проблемы. Однако существующие условия делают ситуацию в этом регионе зыбкой, и при определенных обстоятельствах маятник отношений может качнуться в противоположную от политического диалога сторону. На фоне общего потепления отношений и налаживания конструктивного сотрудничества в последние годы Дели и Исламабад, вероятно, сочли более приемлемым на некоторое время заморозить кашмирский вопрос, с тем чтобы он не являлся препятствием на пути двустороннего диалога в других сферах отношений. Тем не менее это не означает, что "кашмирская карта" не может быть разыграна вновь. В большей степени это относится к Пакистану, в котором поддержка "кашмирских братьев" является одним из основных способов консолидации общества, а для руководства страны -это краеугольный камень внешней политики. Недаром за последние годы президент Пакистана генерал Первез Мушарраф неоднократно выступал с предложениями конкретных мер и шагов по урегулированию конфликта.

  • ПЯТЫЕ ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

    ЛЕПЕХОВА Е.С. — 2008 г.

  • РЕГИОН СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В 2008 Г

    БЕЛОКРЕНИЦКИЙ В.Я. — 2008 г.

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ В АНТИЧНОЙ И КОНФУЦИАНСКОЙ ТРАДИЦИЯХ. КОМПАРАТИВИСТСКИЙ РАКУРС

    ЕРЕКЕШЕВА ЛАУРА ГИБРАТОВНА — 2008 г.

    В ессе рассматривается вопрос о влиянии религиозного фактора на социокультурные системы в античной и конфуцианской традициях. Для этого автор проводит сравнительный анализ этико-философских концепций Платона и в какой-то степени Аристотеля, с одной стороны, и Конфуция, а также Мэн-цзы и Сюнь-цзы - с другой. На основе теории структурного функционализма Т. Парсонса показывается взаимозависимый и взаимопроникающий характер культурной и социальной систем, определяющее влияние на них религиозного компонента. Анализируются вопросы о единых типологических корнях и изначальной схожести ключевых положений в обеих традициях, позднее диверсифицированных.