научная статья по теме К 250-ЛЕТИЮ СКИФСКОЙ АРХЕОЛОГИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К 250-ЛЕТИЮ СКИФСКОЙ АРХЕОЛОГИИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 3, с. 146-154

ИСТОРИЯ НАУКИ

К 250-ЛЕТИЮ СКИФСКОЙ АРХЕОЛОГИИ © 2013 г. В.И. Гуляев

Институт археологии РАН, Москва

Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 г. по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова, бывшего в то время губернатором Новороссийского края. Исследованию подвергся Литой курган (или Червонная Могила), располагавшийся в 60 км от Елисаветграда (совр. Кировоград). И хотя этот могильный холм не был докопан до конца из-за наступления ранних холодов, вскрытое в нем погребение знатного скифа содержало великолепные золотые вещи конца VII - начала VI вв. до н.э. В конечном счете все найденные предметы доставили в Санкт-Петербург "матушке-императрице" Екатерине II. И таким образом, в текущем году исполняется ровно 250 лет полевой скифской археологии.

В конце XVIII - начале XIX вв. в результате ряда успешных русско-турецких войн (1774, 1783, 1791, 1812 гг.) в состав Российской империи вошла огромная и малозаселенная территория Северного Причерноморья - от Дуная до Кубани, изобилующая памятниками древности разных эпох, в том числе и скифскими курганами (Тункина, 2002. С. 17). Немые руины античных городов и величественные земляные пирамиды с могилами давно исчезнувших народов и племен почти сразу же после начала освоения причерноморских земель стали вызывать пристальный интерес российской общественности, ученых и властей. И надо отметить, что проблемы именно скифской археологии всегда находились в центре внимания отечественной науки. Достаточно вспомнить о сказочных богатствах гробниц скифских "царей" Куль-Обы в Крыму (1830 г., П. Дюб-рюкс)1, Чертомлыка (1862-1863 гг., И.Е. Забелин) (Алексеев и др., 1991), Солохи (Н.И. Веселовский, 1912-1913 гг.) (Манцевич, 1987), чтобы оценить тот огромный эффект, который оказали эти открытия на развитие археологии в России. Не случайно, что организованное в 1859 г. основное археологи-

1 Недавно полная публикация всех обстоятельств этой сенсационной находки была осуществлена И.В. Тункиной (Дюб-рюкс, 2010).

ческое учреждение страны - Императорская Археологическая Комиссия - главной целью своих исследований сделало раскопки элитных скифских курганов и античных городов Северного Причерноморья (Тункина, 2002. С. 255). История исследования скифских древностей знает немало ярких страниц: были здесь и сенсационные открытия, и глубокие разочарования. Порой рассказ об истории раскопок скифских курганов был больше похож на приключенческую или детективную повесть, чем на официальный научный отчет. Археологам приходилось сталкиваться с грабителями, бандитами и мошенниками, преодолевать всевозможные трудности (например, связанные с частной собственностью на землю, где находились древности, и т.п.). Среди первых исследователей курганов Скифии были самые разные люди - энтузиасты-любители, крупные ученые, путешественники, помещики, военные и государственные чиновники. Многие из них, особенно на заре российской археологии, по неопытности или в погоне за эффектными и драгоценными находками наносили большой вред науке. Методы раскопок в то время мало чем отличались от простого кладоискательства. Раскопки не документировались, не велись дневники по ходу работ, не составлялись планы и разрезы раскопанных объектов. Многие находки, не представлявшие с точки зрения раскопщиков интереса (лепная керамика, обломки железных предметов, кости животных и т.д.), попросту выбрасывались. Все это - невосполнимые потери. Огромный ущерб археологическому наследию страны наносили многочисленные грабители скифских могил. Практически не изучались древние поселения и курганы рядовых скифов.

После бурных событий Октябрьской революции и Гражданской войны скифская археология долгое время находилась в застое и упадке. Итоги отечественных исследований в области скифоведения до 1918 г. подвел в двух своих книгах выдающийся российский ученый, академик М.И. Ростовцев (1918; 1925). Основываясь на сравнительно ограниченных археологических материалах (только из раскопок курганов) и данных письменных

источников, он сформулировал стройную и логически безукоризненную концепцию о структуре скифского общества и государства. Согласно его теории, скифы - пришедшие "откуда-то из Азии" ираноязычные кочевые племена - захватили в VII-VI вв. до н.э. все Северное Причерноморье (включая и степные, и лесостепные области), подчинили себе местное разноэтничное население и создали мощное военно-политическое объединение - государство феодального типа, где господствующее положение занимала военная знать во главе с царем. По мнению ученого, это государство в общем было очень похоже на более поздние империи воинственных средневековых кочевников: Хазарский каганат VII-IX вв. н.э. и особенно татаро-монгольскую Золотую Орду (XIII-XV вв.). М.И. Ростовцев считал, что в VI-III вв. до н.э. на обширных пространствах Северного Причерноморья существовала единая Скифия - государство, включавшее в себя как степные, так и лесостепные территории от Дуная до Дона (плюс Прикубанье), в котором господствующее положение занимали кочевые скифы-иранцы (во главе с племенем "скифов-царских"). Поскольку академик Ростовцев был по убеждениям монархистом и к тому же эмигрировал в 1918 г. в Западную Европу, а затем в США, его имя в советский период находилось под запретом, а основные научные концепции подвергались уничтожающей критике. Однако время и накопленный в скифской археологии опыт показали, что во многом он был прав (Гуляев, 2003; Фролов, 1996).

Известное оживление, а затем и подъем в области скифоведения произошли в СССР лишь после 1945 г. Первоначально главными центрами по исследованию скифской проблематики были Москва (признанный лидер и основатель московской школы скифоведения - профессор Б.Н. Граков; среди его первых учеников находились такие известные археологи, как К.Ф. Смирнов, А.И. Мелюкова, П.Д. Либеров) и Ленинград (среди ведущих уче-ных-скифологов северной столицы можно назвать М.И. Артамонова, А.А. Миллера, С.А. Руденко, М.П. Третьякова). С конца 50-х годов XX в. при Институте археологии Академии наук Украины создается и начинает успешно функционировать третий центр - Киевский. Его основателем и руководителем по праву считается А.И. Тереножкин.

Советские археологи, вполне справедливо отметив упущения предшественников, главные свои усилия сосредоточили на исследованиях поселений и городищ скифского времени, а также рядовых курганных могильников. Здесь следует особо отметить значение работ экспедиции во главе с Б.Н. Гра-ковым на огромном Каменском городище (V-IV вв.

до н.э.) близ Никополя на Днепре и рядовых погребений на "Никопольском курганном поле" (Граков, 1954). Тем не менее долгое время признавалось существование единой Скифии в степной и лесостепной зонах Северного Причерноморья и единой скифской культуры, которую во многом восприняло и аборигенное нескифское население лесостепи. Таким образом, негласно основные идеи М.И. Ростовцева продолжали существовать в умах многих исследователей. Правда, велись споры о том, какого уровня развития достигло скифское общество: жили ли скифы в условиях первобытно-общинного строя, "военной демократии" или настоящего государства. И если наличие такового признавалось, то речь могла идти только о государстве рабовладельческом (такого мнения придерживались Б.Н. Граков, А.И. Тереножкин, А.П. Смирнов, Д.Б. Шелов и др.). Ни о каком феодализме в духе М.И.Ростовцева тогда не могло быть и речи.

Крупные перемены в отечественном скифове-дении произошли в 1952 г., когда по инициативе Б.Н. Гракова в Москве было проведено Первое всесоюзное совещание по скифо-сарматской археологии. Главный доклад, подготовленный лидером московской школы и его ученицей А.И. Мелюко-вой, был озаглавлен "Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Европейской части СССР в скифское время" (Граков, Мелюкова, 1954). Основная его идея состояла в том, что степные и лесостепные области Северного Причерноморья (которые ранее считались учеными единой Скифией) были отделены теперь друг от друга своего рода "великой китайской стеной": скифы по этносу и культуре жили только в степной зоне, а всю плодородную лесостепь от Днестра до Среднего Дона занимали "нескифские племена", известные по "Истории" Геродота, - андрофаги, невры, меланхлены, будины и гелоны. Они имели "скифоидную" культуру с некоторой локальной окраской, но разный со скифами этнос и язык. О наличии большого и единого Скифского государства говорить, понятно, уже не приходилось. Под влиянием авторитета "главного скифолога" 40-50-х годов XX в. Б.Н. Гракова большинство специалистов согласились с этой новой концепцией и в дальнейшем попытались на практике доказать ее право на существование, обратившись к более углубленному изучению археологических памятников приднепровской лесостепи. Единственным крупным скифо-логом, выступившим против основного тезиса концепции Б.Н. Гракова - А.И. Мелюковой, оказался А.И. Тереножкин (он придерживался этой позиции до конца своей жизни). Алексей Иванович считал, что различные этнокультурные группы, обитавшие в I тыс. до н.э. и в степи, и в лесостепи, были объ-

единены в пределах государства - Скифии - под господством ираноязычных скифов. И здесь самое время перейти к рассказу о деятельности украинской школы скифоведения, основанной А.И. Тере-ножкиным в 50-60-е годы практически на пустом месте. Сталинские репрессии "выкосили" научное поле Украины (погибли, например, Н.Е. Макаренко и М.Я. Рудинский). Поэтому Алексею Ивановичу, выпускнику МГУ и фронтовику, присланному в 1948 г. в Киев, в Институт археологии АН УССР по просьбе его директора С.Н. Бибикова, пришлось создавать Отдел скифо-античной археологии2 практически на пустом месте. Он возглавлял этот отдел более трех десятилетий. Пожалуй, именно здесь, на Украине, еще больше проявились присущие ученому "удивительный симбиоз талантливого археолога-практика и теоретика, умение безошибочно видеть наиболее актуальные проблемы археологии и главное - четко определять верные пути к их решению. Таковыми для

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком