научная статья по теме К 400-ЛЕТИЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «К 400-ЛЕТИЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ»

Исторические науки и археология Отечественная история

Васькин А.А. , член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов Москвы

К 400-летию Императорского дома Романовых

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА

Одним из многочисленных нововведений, смело позаимствованных за границей Петром Алексеевичем в период своего царствования, стало возведение в Москве триумфальных врат. Царь полагал, что Российская империя ничем не хуже Римской, где подобных сооружений было во множестве.

Но в отличие от иноземных обычаев, где строительство арок приурочивалось к самым разным поводам, в России арки ставили в случае военных побед и коронаций. Интересно, что в Москве, в основном, воздвигали арки в честь сухопутных побед, а в Петербурге, провозглашенном столицей в 1714 г., - морских.

В 1720 году после сноса Тверских ворот Белого города на их месте образовалась обширная площадь, впрочем, долго не пустовавшая. Уже в следующем 1721 г. году на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву царя Петра I, заключившего со шведами Ништадтский мир.

В 1721 г. Петр I специально прибыл в Москву, чтобы вместе с многочисленной свитой совершить торжественный въезд по Тверской улице через триумфальные врата. О том, что происходило почти триста лет назад на нынешней Пушкинской площади, мы можем судить по историческому документу - «Реляции, что при отправлении торжественного входа Его Императорского Величества Всероссийского в Москву в 18 день декабря 1721 года, чинилось», составленной в Санкт-Петербурге в 1722 г.^

«Когда Его Императорское Величество приблизился с Гвардиею и прочими учрежденными полками ко Тверским триумфальным воротам, тогда великим трубным гласом, так же ли-таврным и барабанным боем и пушечную стрельбою со всенародною родостию принят. И по вошествии в Белый город с башен и болверков пушечною стрельбою, и всех церквей колокольным звоном приветствовали».

У Тверских ворот Петра встречало московское начальство в полном составе: генерал-губернатор, губернатор и все «знатнейшие под их командой обретающиеся офицеры и прочие гражданские управители».

* Васькин Александр Анатольевич - историк Москвы, писатель, журналист, лауреат Горьковской литературной премии 2008 г. в номинации «По Руси» (краеведение). Автор книг «Спасти Пушкинскую площадь», «Я не люблю московской жизни», или Что осталось от пушкинской Москвы», «От Волхонки до Знаменки», «От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа», «Монастыри Москвы», «Московский университет на Моховой» и других, а также более ста публикаций, исследований, очерков на тему исторического прошлого российской столицы.

^ «Реляция, что при отправлении торжественного входа Его Императорского Величества Всероссийского в Москву в 18 день декабря 1721 года, чинилось» // Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирич. направления / Е.А. Тюхменева; Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. Искусств. М., 2005, с. 278-279.

Изображение Тверских ворот того времени до нас не дошло, но благодаря сохранившемуся описанию ворот, можно себе представить их торжественный облик. Описание называется «Врата триумфальные в царствующем граде Москве. На вход Царского Священнейшего величества, Императора Всероссийского, Отца Отечества Петра Великого с торжеством окончания войны благополучным миром между империею российскую и короною шведскою».

Петр повелел выстроить в Москве три триумфальные арки. Каждая имела свой глубокий смысл. Первая - «у Тверских ворот по Белому городу» ставилась в знак прошедшей войны. И должна была являть собою «мимошедшей войны благополучия, аки семена мира». Арка у Тверских ворот должна была быть построена «тщанием и иждивением именитых человек, господ Строгановых, архитектором Иваном Юстиновым». Эти ворота по фамилии финансировавшего их купца называли также Строгановскими.

Вторая арка - в честь достигнутого мира - «в Китае городе у собора Казанского. Тщанием Святейшего Синода. Архитектором Иваном Зарудным».

Третья арка - в честь плодов, достигнутого мира, «образующих и надеемых». Место для арки выбрали у Мясницких ворот Земляного города (сегодня мы знаем это место как площадь Красные ворота). Арка называлась магистратской, т.к. строилась «тщанием и иждивением Магистрата. Архитектором Иваном Юстиновым упомянутым».

Указания кому и на чьи деньги строить этим не ограничились. Подробное описание внешнего вида ворот также очень интересно. В частности, Тверские ворота приказано было украсить столпами с изображениями четырех главных добродетелей: правда с весами и мечем; премудрость с зерцалом и змием; целомудрие, сосуд «не весьма полно наливающее»; мужество, опершееся на обломок столпа, при себе льва имеющее.

Это с одной стороны ворот, а с другой - «любовь к отечеству, в лице жены, город на руках пестующей». И еще разнообразные декоративные элементы, как то: статуи святых апостолов Петра и Андрея, картины баталий и атак, провидение в лице царицы с корабельным кормилом, державой и царским глобусом в руках и т.д. А над всем этим парил «герб Государев, Орел позлащенный». Эмблематика триумфальных врат петровской эпохи была богатой.

Церемония прохода через Тверские триумфальные ворота была разработана заранее и не могла нив коей мере и ни по чьему бы то ни было желанию изменена. Первой шла рота гренадеров. Затем гвардии Преображенский полк во главе с полковником - Петром 1-м. За полковником следовали два подполковника - Светлейший князь Александр Данилович Меншиков и Иван Иванович Бутурлин. За ними - четыре майора. За майорами - шеренга из восьми капитанов. Затем - восемь капитан-лейтенантов. За ними в две шеренги несли шестнадцать знамен. За Преображенским полком маршировал Семеновский, таким же порядком. За Семеновским -Ингерманландский, Астраханский, Лефортовский, Бутырский.«Шли до десятого часа по полудни. Потом распущены были по кватерам» (орфография источника сохранена).

Интересно, что в петровское время торжественное шествие победителей к Кремлю начиналось с двух сторон - либо от Серпуховской заставы, либо от Тверских ворот Земляного города. Все зависело от того, откуда возвращалась армия. Так, в 1696 г. и 1709 г. войска входили через Серпуховские ворота, поскольку шли с юга. А в 1702, 1703, 1704 гг. - с севера, поэтому они шли по Тверской улице. Даже если царь Петр приезжал в Москву по другой дороге, то шествие начиналось оттуда, откуда прибывала в Москву армия.

* «Врата триумфальные в царствующем граде Москве. На вход Царского Священнейшего величества, Императора Всероссийского, Отца Отечества Петра Великого с торжеством окончания войны благополучным миром между империею российскую и короною шведскою» // Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века : проблемы панегирич. направления / Е.А. Тюхменева; Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. Искусств. М., 2005, с. 223-230..

Внук Петра 1-го, Петр 2-й также въезжал на коронацию через Тверские ворота Белого города: «Как скоро Его Императорское Величество триумфальные ворота пройти изволил, дан сигнал к пальбе из пушек, по окончании пушечной стрельбы стреляли полки трижды беглым огнем», писали Санкт-Петербургские ведомости в 1728 г.

На коронацию императрицы Анны Иоанновны арку у Тверских ворот специально не строили. Дочь Петра Елизавета также повелела новую арку здесь не строить.

В 1763 г. триумфальные врата возвели к восшествию на престол Екатерины 2-й (арх. Д.В. Ухтомский), в 1773 г. - в честь победы над турками армии полководца П. А. Румянцева. Снесенные в 1928 г. Красные ворота (1753-57, арх. Ухтомский) очень напоминали своих собратьев, что радовали когда-то глаз москвичей. Что же касается Триумфальной арки, стоящей нынче на Кутузовском проспекте, то первоначально она была поставлена в 1834 году на площади Тверской заставы.

Но все же возведение триумфальных врат, хотя и было в глазах Петра одним из атрибутов именно имперской России, которую создавал царь-реформатор, но не отвечало древним русским традициям. Еще с тех времен, когда только-только собиралась в единое государство древняя Русь, зародился у нас такой обычай - ставить по случаю военных побед храмы, посвященные святым покровителям, например, Георгию Победоносцу или Дмитрию Солун-скому. Ставились такие церкви и в Москве. Петр этой традиции изменил, и теперь уже другим Романовым, тем, кто царствовал в девятнадцатом веке, предстояло эту традицию восстановить.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком