научная статья по теме К 70-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА МАРЬЯШЕВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К 70-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА МАРЬЯШЕВА»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воеводский М.В., Формозов A.A. Стоянка Песочный ров на реке Десне: (К вопросу о мезолитических культурах Восточной Европы) // КСИИМК. 1959. Вып. XXXV. С. 42-54.

Логвин В Н. Неолит и энеолит степного Притоболья: Авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1986.

Столяр А.Д. Мешоко - поселение майкопской культуры // Материалы по археологии Адыгеи. Майкоп, 1961. Т. II. С. 73-92.

Формозов A.A. Об открытии кельтеминарской культуры в Казахстане // Вестник Казахского филиала Академии наук СССР. Алма-Ата, 1945. < 2 (5). С. 6-8.

Формозов A.A. К вопросу о происхождении андроновской культуры // КСИИМК. 1951а. Вып. XXXIX. С. 3-18.

Формозов A.A. Археологические памятники в районе Орска // КСИИМК. 19516. Вып. XXXVI. С. 115-121.

Формозов A.A. Сосуды срубной культуры с загадочными знаками // ВДИ. 1953. < 1. С. 193-200.

Формозов A.A. Пещерная стоянка Староселье и ее место в палеолите // МИА. 1958. < 71.

Формозов A.A. Микролитические памятники Азиатской части СССР // СА. 1959а. < 2. С. 47-559.

Институт археологии РАН, Москва

Формозов A.A. Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. М., 19596.

Формозов A.A. Каменный век и энеолит Прикубанья. М., 1965.

Формозов A.A. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1966.

Формозов A.A. Очерки по первобытному искусству: Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР // МИА. 1969. < 165.

Формозов A.A. Проблемы этнокультурной истории каменного века на территории Европейской части СССР. М., 1977.

Формозов A.A. Александр Николаевич Формозов (1899-1973). М., 1978.

Формозов A.A. К проблеме "очагов первобытного искусства" // СА. 1983. < 3. С. 5-13.

Формозов A.A. Наскальные изображения и их изучение. М., 1987.

Формозов A.A. Древнейшие этапы истории Европейской России. М., 2002.

Формозов A.A., Столяр A.Д. Неолитические и энеолитиче-ские поселения в Краснодарском крае // СА. 1960. < 2. С. 103-114.

С.В. Кузьминых

К 70-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА МАРЬЯШЕВА

4 декабря 2003 г. исполняется 70 лет со дня рождения известного казахстанского археолога, педагога и альпиниста, доктора исторических наук Алексея Николаевича Марьяшева.

Его родителями были врачи Николай Мартинианович Марьяшев и Нина Святославовна Яржемская. Познакомившись и поженившись в Киеве, они с характерным для первого двадцатилетия советской власти молодым энтузиазмом решили посвятить себя здравоохранению одной из национальных окраин. Семья оказалась в Алма-Ате (ныне Алма-ты), где в 1933 г. появился на свет юбиляр. Всю жизнь он провел в этом прекрасном городе, выезжая только в экспедиции и командировки. Унаследовав лучшие свойства русских интеллигентов, Алексей Николаевич с неизменным достоинством хранил и сохраняет их в далеко не простых условиях национальной союзной республики, обретшей в 1991 г. государственный суверенитет.

А.Н. Марьяшев окончил одну из алма-атинских школ, а в 1957 г. - историко-филологический факультет Казахского государственного педагогического института (ныне - Алма-тинский государственный университет имени Абая). В 19571971 гг. А.Н. Марьяшев преподавал историю и русские язык и литературу - первый учебный год в школе села Кулалы Талды-Курганской (ныне Алматинской) области, затем -в школах Алма-Аты.

Алексей Николаевич пришел в археологию поздно. По его признанию, до 1968 г. он и не думал всерьез ни о профессиональном занятии археологией, ни вообще о научной карьере. Его первым увлечением был альпинизм. Страсть к покорению горных вершин овладела им в отрочестве. Начальные горные экскурсии и восхождения, а заодно и жизнь казахстанской столицы 1940 - начала 1950-х годов А.Н. Марьяшев и друг его детства А.Г. Лухтанов очень живо описали в книге "Легенда о Черном Альпинисте или Повесть о Сры-

ме Кудерине и его друзьях - алматинских мальчишках с берегов Поганки".

Уже на последнем курсе института на счету альпиниста А.Н. Марьяшева были 200 восхождений. С 1961 г. он стал совмещать учительский труд с работой тренера по альпинизму в высших учебных заведениях и спортивных клубах, а в 1971 г. окончательно расстался со школой и ограничился тренерской работой в спортивном клубе Алма-Атинского домостроительного комбината. В 1960 г. А.Н. Марьяшев

188

КОРЕНЯКО

А.Н. Марьяшев в гостях у юных журналистов Алматы.

стал мастером спорта СССР по альпинизму. Экспедиции под его руководством или с его участием покоряли знаменитые памиро-тяньшаньские "семитысячники" - Хан-Тенгри, пики Корженевской и Ленина. Разумеется, с годами интенсивность альпинистских занятий уменьшилась. Но даже в год своего семидесятилетия Алексей Николаевич успешно участвовал в восхождении на Меру-Ла - расположенную в Непале одну из гималайских вершин (6470 м).

Благодаря альпинизму произошла встреча Алексея Николаевича с петроглифическими изображениями. Обнаруживая их в разных местах Тянь-Шаня и Семиречья, он все более заинтересовывался памятниками наскального искусства, а с 1968 г. всерьез занялся их фиксацией и изучением. В 1970 г. в журнале "Природа" вышла его первая публикация "Петроглифы Иссык-Куля", а в 1971 г. в "Вестнике Академии наук Казахской ССР" - статья "Древние наскальные рисунки Чулакских гор". С этого же года А.Н. Марьяшев начал участвовать в экспедициях выдающегося казахстанского археолога М.К. Кадырбаева.

Ныне покойный Мир Касымович Кадырбаев был не только высококвалифицированным и эрудированным специалистом, но и очень порядочным и доброжелательным человеком. Сотрудничество с ним определило становление А.Н. Марьяшева как археолога. В 1977 г. вышла их совместная книга "Наскальные изображения хребта Каратау", а в Новосибирске состоялась успешная защита А.Н. Марьяшевым кандидатской диссертации "Наскальные изображения Южного Казахстана". Там же, в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в конце 1995 г. он защитил докторскую диссертацию "Наскальные изображения Средней Азии, Южного Казахстана и Семиречья. Вопросы хронологии, интерпретации и эволюции наскального искусства".

А.Н. Марьяшев отдал около 35 лет изучению петроглифов Казахстана и Средней Азии. В результате неутомимых полевых исследований археологи и историки искусства получили книги "Наскальные изображения хребта Каратау" (Алма-Ата, 1977, в соавт. с М.К. Кадырбаевым), "Наскальные изображения урочища Тамгалы" (Алма-Ата, 1985, в соавт. с А.Г. Максимовой и А.С. Ермолаевой), "Наскальные

изображения в горах Ешки-Ольмес" (Алма-Ата, 1991, в соавт. с А.Е. Рогожинским), "Наскальные изображения Сайма-лы-Таша" (Алма-Ата, 1992, в соавт. с А.И. Мартыновым и А.К. Абетековым), "Наскальные изображения Семиречья" (два издания: Алматы, 1998 и 2002 гг., в соавт. с А.А. Горячевым).

Количество публикаций А.Н. Марьяшева невелико -около сорока. Конечно, это связано с тем, что исследователь никогда не ставил первоочередной задачей увеличение списка печатных работ. Примечательно и другое: подавляющее большинство книг и статей А.Н. Марьяшев опубликовал в соавторстве. Среди соавторов и маститые ученые (А.Г. Максимова, М.К. Кадырбаев, А.К. Абетеков, К.М. Байпаков, А.И. Мартынов), и представители следующих поколений исследователей, для многих из которых соавторство с А.Н. Марьяшевым стало научным дебютом (С.Н. Асанкина, А.С. Ермолаева, К.М. Карабаспакова, А.А. Горячев, Ю.А. Мотов, С.А. Потапов, А.Е. Рогожинский). За этим стоят очень развитое у А.Н. Марьяшева и не так уж часто встречающееся чувство коллегиальности, полное отсутствие стремления "монополизировать" полевые материалы, доброжелательность и щедрость по отношению к научной молодежи.

Изучение наскального искусства в Казахстане и сопредельных областях Средней Азии началось примерно полтора века назад и осуществлялось многими исследователями -предшественниками А.Н. Марьяшева от Ч.Ч. Валиханова и Н.Н. Пантусова до А.Н. Бернштама, С.С. Черникова, А.Г. Ме-доева и др. Но без преувеличения можно сказать, что по меньшей мере в Казахстане с именем А.Н. Марьяшева связан современный, начавшийся на рубеже 1960-1970-х годов период изучения петроглифов. Целеустремленность и неутомимость Алексея Николаевича, усиленные альпинистской подготовкой, сделали его ведущим казахстанским пет-роглифологом. Конечно, при этом никто не вправе приуменьшать заслуги и соавторов юбиляра, и других, более молодых, но самостоятельных и известных ученых (в Казахстане это прежде всего З.С. Самашев и В.А. Новоженов).

Достижения А.Н. Марьяшева в области изучения наскального искусства впечатляют в первую очередь количественно.

Он открыл, зафиксировал и опубликовал тысячи петроглифических изображений. В отличие от большинства предшественников А.Н. Марьяшев в процессе культурно-исторической атрибуции и установления относительной хронологии наскальных изображений активно использовал методы точной фиксации и учета конкретной среды. Топографическая съемка местонахождений, учет взаимовстречаемости сюжетов, анализ петроглифов-"палимпсестов", наблюдения над техникой нанесения петроглифов и их патинизацией, поиск и раскопки могильников и поселений близ петроглифических скоплений, стилевое сопоставление петроглифов и произведений древнего декоративно-прикладного искусства - все эти методы широко и настойчиво применяли А.Н. Марьяшев и его сотрудники.

Благодаря отчетливым методическим основаниям, подавляющее большинство петроглифов Казахстана получило устойчивую культурно-историческую атрибуцию. Они заняли свои места в хронологической классификации, охватившей не менее четырех тысячелетий и включившей эпохи энеолита (III тыс. до н.э.), бронзы (с более ранней и более поздней группами в пределах II - начала I тыс. до н.э.), раннего железа (сакских петроглифов, появившихся в VIII в. до н.э. и исчезнувших во второй половине I тыс. до н.э.), тюркского средневековья (VI-X вв.). Классификацию завершают группы поздних петроглифов, созданных казахами в XVII - начале XX в.

Рассматривая петроглифические скопления как святилища - "храмы под открытым небом", А.Н. Марьяшев уделял большое внимание раскрытию семантики их мотивов и образов, реконструкции специфичных для разных эпох моделе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»