научная статья по теме К 70-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ БОРИСОВИЧА РАШКОВСКОГО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «К 70-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ БОРИСОВИЧА РАШКОВСКОГО»

К 70-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ БОРИСОВИЧА РАШКОВСКОГО

"...Всякое подлинное творчество невольно заглядывает на десятилетия и века вперед, побуждая к непрерывно возобновляемому собеседованию, к диалогу", - эти слова замечательного российского ученого, историка и философа Евгения Борисовича Рашковского с полным основанием можно отнести к нему самому. Его жизненный путь и научная деятельность наиболее емко определяются словом "творчество".

Евгений Борисович родился 23 сентября 1940 г. в Москве; его отец был адвокатом, мать -преподавателем института. Детство будущего ученого совпало с трагическими военными и послевоенными годами. Со школьных лет испытывая интерес к социогуманитарному знанию - всемирной истории, культуре, литературе, он поступает на историко-архивоведческий факультет Московского государственного историко-архивного института, который оканчивает в 1964 г. Однокурсники вспоминают, что с первых студенческих лет Евгений Борисович обращал на себя внимание преподавателей и студентов неординарностью мышления и обширной эрудицией в самых разных областях гуманитарного знания.

Свой путь в науке Е.Б. Рашковский начал как историк-славист - его дипломная работа и первые публикации были посвящены истории польского рабочего движения. Опыт непосредственного изучения источников предопределил одно из научных направлений научной деятельности ученого - источниковедческое: переводы, комментированное издание архивных источников, текстологическая компаративистика. С первых работ Евгений Борисович проявил склонность к междисциплинарному поиску в контексте своего неизменного интереса к духовным, культурным и человеческим измерениям истории. Его мировоззрение сформировалось под влиянием нескольких традиций - российской культуры и философии XVIII - XIX вв., религиозной традиции христианства как такового и православного в частности, европейской культуры и рациональности Нового времени и польской дворянской культуры XIX в.

Работая с 1964 по 1967 г. в группе референтов Фундаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР (с начала 1970-х - Институт научной информации по общественным наукам), Е.Б. Рашковский по долгу службы получает уникальный для ученого-гуманитария того времени доступ к новейшим достижениям зарубежной научной мысли. Написание обзоров западной философской, исторической и социологической литературы, предназначенных "для служебного пользования", позволило Евгению Борисовичу выработать собственный стиль научного мышления, в котором сложнейшие проблемы формулируются кратко, точно и исчерпывающе.

С конца 1967 по 1971 г. Е.Б. Рашковский был сотрудником отдела общетеоретических проблем Института международного рабочего движения. К этому времени определились два ведущих направления его научных интересов - русская религиозная философия (прежде всего личность и труды Вл. С. Соловьёва) и историософия, которые по сей день остаются в центре внимания ученого. Придя в 1971 г. в Институт востоковедения АН СССР, Е.Б. Рашковский обращается к общим проблемам культурно-исторической динамики развития стран Востока (и шире - стран незападного ареала), а также к сюжетам индологии, иудаики и кавказоведения. В 1974 г. ученый защитил в ИВ АН кандидатскую диссертацию, которая была посвящена востоковедной проблематике в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби.

Исследование философии истории А.Дж. Тойнби, работа над переводом и изданием важнейших сочинений этого британского историка и философа культуры, а также обоснование востоковедной значимости историологических трудов Г.В.Ф. Гегеля, К. Ясперса, Б. Кроче, Ш.Н. Айзен-штадта, П.Я. Чаадаева, Вл.С. Соловьёва, М.О. Гершензона и многих других философов составили весомую часть вклада Е.Б. Рашковского в развитие отечественного востоковедения.

В период работы в Институте востоковедения главным направлением исследований Е. Б. Рашковского стало изучение развития научного знания и научных институтов, становление интеллигенции и развития науковедения в колониальных и постколониальных странах Востока. В ряде монографий и докторской диссертации («Научное знание, институты науки и интеллигенция в социокультурной динамике Европы, России и "третьего мира" XVIII-XX вв.»), которую Е.Б. Рашковский защитил в 1997 г., работая уже в Институте мировой экономики и между-

народных отношений РАН (с 1990 г.), представлена обстоятельная панорама интеллектуальной динамики Европы, России и стран Востока и предложены методологические основы изучения этого процесса.

Творческий подход к анализу сложнейших востоковедных проблем, которые связаны с соотнесением духовного и интеллектуального, культурного и социального измерений истории модернизирующихся стран Востока, а также периферийных Западу стран, Е.Б. Рашковский сочетает с проникновением в глубинные смыслы происходящего в истории и современном мире. Предложенные им модели анализа духовной динамики Востока Х1Х-ХХ вв., процессов творческого освоения западного рационализма в гуманитарной мысли незападных стран, обоснование синтеза противоречивых, но взаимодополняющих начал Востока и Запада, в динамике мысли, культуры и социальности "третьего мира" и России, методология изучения человеческих смыслов во времени, обоснование первостепенной значимости персоналистского подхода к истории и социальности (в противовес подходу социоцентрическому) и многое, многое другое в философском и теоретико-методологическом содержании трудов ученого стало высоким образцом для новых поколений российских востоковедов. Статьи и монографии Евгения Борисовича - это прекрасные примеры искусства исторической и философской герменевтики, искусства работы со Словом и Текстом, диалога с Другим человеком и его смыслами, собеседования с людьми других эпох, культур и стран.

Работы Е.Б. Рашковского отмечены настоящим интеллектуальным мужеством: с 19601970-х гг. он не только занимался темами и проблемами, которые традиционно были непопулярны в русле догматизированной и идеологизированной "официальной" марксистской науки, но с помощью тонкой и доказательной критики устоявшихся догм и клише, умело используя анали-тико-критический потенциал работ Маркса, всегда предлагал внимательному и недогматически мыслящему читателю собственные оригинальные идеи и обобщения, которые ломали продиктованные идеологией стереотипы и мифы. Идеологические "проработки" и давление не смогли исказить мировоззрения, научной честности и ответственности Евгения Борисовича, поскольку определяющим императивом его жизни и трудов является осознанная свобода, понимаемая как внутренний непреложный принцип человеческого существования. И этим лейтмотивом свободы пронизаны труды ученого.

Темы, связанные с индологией и иудаикой, неизменно присутствуют в исследованиях Е.Б. Рашковского. Блестящая глава о социокультурных традициях и науке в Индии в монографии "Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока Х1Х-ХХ вв.", статьи о сатьяграхе и феномене М.К. Ганди, сравнительный анализ фундаменталистского вызова в Индии и России (совместно с А.Г. Бельским) - самый общий перечень индологических трудов, в которых процессы, происходящие в модернизирующейся Индии, встроены в широкий контекст мировой истории. Исследования о смыслах ветхозаветных текстов, о месте Библии в современном мире, переводы "Притчей Соломоновых" и "Наставлений отцов", а также пронзительные статьи о Холокосте, судьбе еврейского местечка, еврейском следе в отечественной философии свидетельствуют о неупразднимом присутствии общечеловеческого начала в национальном и национального во всемирной истории, о гибельности забвения этой истины.

Академические интересы Е.Б. Рашковского находятся не только в востоковедной сфере, круг его тем и публикаций много шире: философия (работы о Вл.С. Соловьёве, П.Л. Лаврове и др.), теология (статьи об о. Александре Мене и книга о православном богослужении), историографические труды об отечественных ученых ХХ в., историко-философские статьи о текстах Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и Б.Л. Пастернака, методологическая критика постмодернизма... Широта и глубина мышления, отличающие труды Евгения Борисовича, позволяют ему открывать читателю-собеседнику горизонты нового - интегрального знания.

С конца 2007 г. Е.Б. Рашковский, продолжая работать главным научным сотрудником ИМЭМО РАН, возглавляет научно-исследовательский центр "Отдел религиозной литературы и изданий Русского зарубежья" Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. В статьях и монографиях последнего десятилетия - "На оси времен. Очерки философии истории" (1999), "Профессия - историограф. Материалы к истории российской мысли и культуры ХХ столетия" (2001), "Осознанная свобода" (2005), "Смыслы в истории. Исследования по истории веры, познания, культуры" (2008) - он продолжает разрабатывать различные аспекты истории мысли, социальности, культуры в контексте мировой значимости и не-упразднимости человеческих смыслов от древности до наших "постмодернистских" дней.

PERSONALIA

211

В одной из своих книг Евгений Борисович Рашковский говорит о трех пересекающихся жизненных потоках, в которых он пребывает. Первый - путь академического исследователя, доктора исторических наук. Второй - преподавание авторских курсов гуманитарного цикла в московской школе "Ковчег", в которой учатся дети, испытывающие трудности психического развития. В течение двенадцати лет (1990-2003) с детьми работал учитель с особым даром понимания, толерантности и самоотдачи.

Педагогическое дарование Е.Б. Рашковского-ученого с благодарностью ценят и его ученики, работающие в Москве и различных московских регионах. Убежденный в том, что будущее России невозможно без развития творческого потенциала ее провинции, Евгений Борисович всегда поддерживает молодых ученых: он уважает их право на самостоятельный научных поиск и одновременно открывает им новые, прежде не увиденные измерения изучаемых проблем. Одним метким замечанием он умеет вызвать плодотворные размышления, а также нравственно поддержать ученика, столкнувшегося с трудностями научного, организационного или жизненного пл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком