научная статья по теме «...К ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВУ РУССКОГО СЛОВА» (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛАМАНСКОГО) Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему ««...К ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВУ РУССКОГО СЛОВА» (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛАМАНСКОГО)»

■Ш ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

С. А. ЭЗЕРИНЯ

Санкт-Петербург

«...К чести и достоинству русского слова»

(К 100-летию со дня смерти В. И. Ламанского)

Статья представляет собой краткий очерк жизни выдающегося русского этнографа и слависта XIX в. Владимира Ивановича Ламанского, одного из ведущих славистов своего времени, воспитавшего целую плеяду исследователей славянских языков.

Ключевые слова: история отечественного языкознания; история славяноведения; история русского языка и культуры.

ро Ламанского мало сказать, что он был большой, очень много сделавший для своей родины и для науки человек и что, как "большому кораблю", ему судьбой было определено и "большое плавание". Имя Ламанского говорит

Эзериня Светлана Аркадьевна, кандидат филол. наук, старший научный сотрудник ИЛИ РАН. E-mail: sezersph@yandex.ru

нам больше этого. Он, несомненно, принадлежит к тем избранным, редким людям, которых жизнь и деятельность представляют и знаменуют целую эпоху, которые, прокладывая своими трудами и умственным творчеством глубокие борозды на ниве культурного развития своего народа и обильно рассевая эту ниву, не успевают, однако, пожать плоды своих усилий, - которые обыкновенно остаются не оцененными и не признанными в настоящем, но сознательно готовят почву и работают для будущего своей родины», -так писал в 1915 г., отдавая дань памяти академику Владимиру Ивановичу Ламан-скому, своему учителю и другу, известный русский ученый-славист К. Я. Грот [Грот 1915: 4].

Академик Владимир Иванович Ламан-ский (26.06. (8.07) 1833, Петербург -9.11. (2.12) 1914, Петроград) - крупный российский ученый-славист, филолог, историк и этнограф, геополитик, педагог, яркий публицист и общественный деятель, оригинальный мыслитель и гуманист. Прижизненный список его научных трудов, статей и выступлений насчитыва-

ет 410 публикаций; если же учесть неопубликованные архивные материалы, то количество его работ достигает более полутысячи. Несмотря на столь обширное научное наследие, имя этого выдающегося российского ученого и патриота, стоявшего у истоков евразийства, мало известно нашим современникам; после 1917 г. его труды не переиздавались, и лишь почти столетие спустя они вновь увидели свет.

История жизни и творчества В. И. Ла-манского неразрывно связана со своей эпохой, хотя его научная мысль нередко опережала свое время. Он родился и вырос в семье петербургских интеллигентов, отличавшейся высокой образованностью, одаренностью и прогрессивным деятельным началом: отец, Иван Иванович, был директором Кредитной канцелярии Министерства финансов, впоследствии сенатором; мать, Вера Яковлевна Мало-земова - дочь инспектора Смольного института, преподавателя великих княжен Марии и Анны Павловны; шесть братьев Владимира Ивановича оставили заметный след в различных областях русской науки, юриспруденции, финансов, горного дела и экономики.

Окончив в 1850 г. с золотой медалью курс гимназии, Ламанский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где увлекся славистикой, главным и практически единственным представителем которой был в то время в университете замечательный русский ученый И. И. Срезневский, высоко оценивший талантливого юношу, ставшего впоследствии одним из лучших его учеников. В 1854 г. Владимир Иванович окончил курс со степенью кандидата историко-филологических наук, получив серебряную медаль за сочинение «Рассуждение об языке Русской Правды». В 1855 г. он поступил на службу в Императорскую Публичную библиотеку, но через два года вынужден был ее оставить из-за личного столкновения с бароном М. А. Корфом. В конце 1858 г. Ламанский становится старшим архивариусом Государственного архива Министерства иностранных дел, где получает

доступ к неисследованным богатейшим материалам по русской истории XVIII и XIX вв., изучение которых подвело его к идее об особом месте России, русских, славянства по отношению к мирам Запада и Востока. «Уже с первых шагов ученой и общественной деятельности своей Владимир Иванович ярко заявляет себя убежденным приверженцем народно-самобытного, национального направления и славянофильского мировоззрения, которое, очевидно, очень рано успело развиться в нем и постепенно сложилось, под влиянием его основательных русско-славянских этнографических и исторических изучений, при его редкой начитанности и приобретенном широком общем кругозоре, - в форму совершенно оригинальных и глубоких историко-философских построений...» [Грот 1915: 7].

На выработку мировоззрения начинающего ученого немалое влияние оказали как идейное и дружеское сближение с лучшими представителями московского славянофильского кружка - И. С. Аксаковым, Ю. Ф. Самариным, Ф. В. Чижовым, так и живая деятельность в кругу выдающихся ученых и общественных деятелей Императорского Русского географического общества, в котором после прихода на место председателя М. Н. Муравьева в начале 1850-х гг. имел место резкий перелом в пользу отечественного народоведения. В 1857 г. в журнале «Современник» при горячей поддержке Н. Г. Чернышевского была опубликована статья В. И. Ламанского «О распространении знаний в России». В этой программной статье молодого слависта, принесшей ему всероссийскую известность, он впервые поднимает один из острых культурно-политических вопросов своего времени, ставший основополагающим и для всего дальнейшего творчества ученого, - вопрос о самопознании русской нации. Вот как об этом писал А. А. Шахматов, представляя в 1899 г. кандидатуру В. И. Ламанского к избранию в Императорскую Академию наук:

Замечательно, <...> что почти в каждом произведении Ламанского можно найти новые мысли, своеобразную постановку вол-

74

новавших общество или ученый мир вопросов, самостоятельную разработку научных и общественных явлений. Замечательно и то, что в основание всего написанного в разное время Ламанским легла одна глубокая идея - необходимость самопознания. Самопознание возможно лишь при известной широте кругозора: расширение же нашего русского кругозора достигается прежде всего приобщением к нему всего греко-славянского мира, с которым мы так тесно связаны исторически и политически. Вот почему в Ламанском тесно соединяются интересы слависта и русского историка с деятельностью общественною и публицистическою [Шахматов 1901: ХЦ.

Прежде чем посвятить себя исключительно славяноведению, В. И. Ламанский «прошел основательную школу этнографического, географического и исторического познания русского народа во всех его разновидностях и вообще своего отечества» [Грот 1915: 6], активно работая с 1854 г. на посту секретаря Отделения этнографии Императорского Русского географического общества, а также редактора его «Вестника». В 1859 г. на страницах «Ученых записок 11-го отделения Императорской Академии наук» появился его обширный трактат «О славянах в Малой Азии, Африке и Испании», удостоенный Демидовской премии Академии наук. Год спустя эта работа в качестве магистерской диссертации была блестяще защищена в Петербургском университете, а в апреле 1862 г. молодой ученый получил двухлетнюю заграничную командировку. Это первое путешествие в славянские земли и прилегающие к ним страны (Италию, Грецию, Турцию) позволило ему завязать отношения с наиболее значительными южно- и западнославянскими деятелями, узнать многообразие природы и быта славянских народностей, плодотворно поработать во многих славянских архивах и библиотеках и опубликовать целый ряд статей историко-культурного и филологического плана («Сербия и южнославянские провинции Австрии», «Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях», «О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и

Вене» и др.). Проникнувшись идеей всеславянского братства, Ламанский становится горячим сторонником объединения славян под эгидой русского народа и России, а русский язык видится ему в это время в качестве общеславянского литературного языка.

В. И. Ламанский был уверен, что «нигде промышленность и торговля не стоят высоко без высших знаний, без теории и науки, а они не делают успехов в странах, где общество слабо проникнуто уважением к самостоятельным, строго ученым трудам или мало заботится о процветании отечественной литературы и распространении родного языка» [Ламан-ский 1864: 48]. Ратуя за свободное и самостоятельное развитие отечественной науки, молодой ученый мечтает о том времени, когда ее достижения сделают Россию одним из признанных мировых научных и культурных центров, а русский язык - одним из полноправных мировых языков науки: «Возникающая в России потребность творчества и самостоятельности в науке однозначительна с намерением и притязаниями русского народа распространить русский язык вне пределов Русского государства, т. е. так обогатить русскую литературу, чтобы чужие народы сознали необходимость изучения русского языка» [Там же: 29-30], и считает эту задачу первоочередной для российской Академии наук (напомним, что в годы написания статьи там особенно влиятельной была немецкая «партия», в 1880 г. забаллотировавшая вхождение в число академиков Д. И. Менделеева, -что также впоследствии будет резко критиковать Ламанский): «Со временем знание русского языка станет обязательным для каждого образованного европейца, как теперь знание французского, английского и немецкого языков. Русская академия наук, как и все ученые учреждения в России, должна быть одушевлена этим благородным и высоким стремлением русского общества и народа к мирному и свободному (не насильственному) распространению русского языка вне пределов России» [Там же: 10]. Через всю статью, как и через последующие

7S

труды ученого, красной нитью проходит выстраданная мысль о том, что «равнодушие и неуважение к родному слову воспитывает дряблые поколения без твердых основных убеждений, без всякого чувства народности и народного самопознания, без всякой мысли о великом признании русского народа» [Там же: 49].

Двумя важнейшими событиями знаменуется для ученого 1865 г.: во-первых, он начинает свою более чем тридцатилетнюю научно-педагогическую деятельность в качестве доцента Санкт-Петербургско

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком