научная статья по теме К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОСЛЕДНЕГО ЧУДА ИЗ ФЕОДОСИЕВОГО ЖИТИЯ СВ. САВВЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОСЛЕДНЕГО ЧУДА ИЗ ФЕОДОСИЕВОГО ЖИТИЯ СВ. САВВЫ»

СТАТЬИ

Славяноведение, № 4

© 2011 г. А.А. АДАШИНСКАЯ

К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОСЛЕДНЕГО ЧУДА ИЗ ФЕОДОСИЕВОГО ЖИТИЯ св. САВВЫ

Статья посвящена анализу описания последнего чуда из жития св. Савы Сербского, написанного Феодосием Хиландарцем, и выявлению литературных и иконографических традиций, повлиявших на появление образного ряда данного чуда, а также его функций. В качестве возможных аналогий в статье приведены жития и изображения византийских и славянских святых воинов, архангела Михаила и западная церковная традиция, позволявшая клиру участвовать в войне.

The article is dedicated to the content analysis of the last miracle, described in St. Sava's Life of Theodosius the Chilandarian. It deals with textual and iconographic traditions, which had influenced the images of the miracle, and considers its function. The article draws parallels with the Lives and images of Byzantine and Slavic holy warriors, equestrian images of St. Michael the Archangel, as well as with the Western ecclesiastical tradition, allowing clerics taking part in battles.

Ключевые слова: св. Симеон, св. Савва, Феодосий хиландарец, святые воины, конные святые.

По-видимому, в конце XIII - начале XIV вв. Феодосий, монах сербского афонского монастыря Хиландар, написал житие св. Саввы, первого архиепископа сербской церкви, сына св. Симеона, основателя первой сербской королевской династии Неманичей. Точные даты жизни Феодосия и время написания его работ неизвестны, и являются предметом научной полемики1. Более того, существует две рукописные традиции: в одной житие означается, как «сказанное» афонским монахом Доментианом и «списанное» Феодосием, вторая и вовсе сообщает, что житие было «написано» Доментианом2. Однако, поскольку Доментиан является автором другого текста жития св. Саввы, появившегося на свет в 1243 г., а также жития св. Симеона, законченного в 1263 г., то житие, «списанное Феодосием»

Адашинская Анна Адамовна - аспирантка Института славяноведения РАН.

1 Важным шагом на пути датировки работ Феодосия было обнаружение самой ранней копии жития св. Саввы, написанной в 1335-1336 гг. монахом Феодулом [1] С. Станоевич [2] считал, что житие можно датировать временем до 1292 г., поскольку разрушенный в 1292 г. монастырь Жича упоминается как действующий центр архиепископии. Д. Костич [3] отметил, что река Савва, о которой говорится в тексте, как о границе сербского государства, являлась таковой с 1284 по 1316 г. В. Мошин [4] предположил, что Феодосий мог быть художником, проиллюстрировавшим и переработавшим текст Доментиана, он также идентифицировал Феодосия как монаха, упоминаемого в Хиландарских грамотах 1318 и 1327 г. вместе с Феодулом, автором самой ранней рукописной копии феодосиевого жития св. Саввы. Недавно в диссертации, посвященной Петру Коришскому [5] И. Шпадиер высказала довольно спорное мнение, что Феодосий мог написать житие св. Саввы в период правления короля Драгутина (1262-1282). Однако, общепризнанной в сербской науке остается точка зрения Д. Богдановича [6. С. 22], что Феодосий является писателем эпохи короля Милутина (1282-1321).

2 О значении «списано» и «сказано» в отношении работ Феодосия см. [7. С. 6-7].

можно считать своеобразной художественное переработкой текстов Доментиана, которым оно соответствует в последовательности эпизодов, но отличается по стилю и характеристикам персонажей3. Перу Феодосия также принадлежат и другие произведения (житие отшельника Петра Коришского, три канона общих и похвала св. Симеону и св. Савве, службы св. Петру Коришскому, св. Симеону и св. Савве)4, однако и они не имеют точных датировок или прямых указаний на время создания.

В самом конце жития св. Саввы, написанного Феодосием, находится описание чуда, помещенное отдельно от остальных чудес святого и повествующее о явлении свв. Симеона и Саввы:

«Говорю же, отечество же свое оба вкупе Симеон, преподобный и всесвященный Сава, к богу молитвами сербскую землю утверждают, и, препятствуя нашествию врагов, соблюдают, и никто же другой из иного племени не будет править сербами, только из их племени, отец сыну и сын сыну передавая королевство. Являются же они и перед сербским войском вместе в видении в их образе божии ангелы, посылаемые на помощь в битвах их молитвами от бога, поскольку многие из воинов говорят: "Мы видели святого Симеон и святого Саву, ездящих на конях перед войском, первого же в смирении иноческого одеяния, а другого украшенного блеском святительского облачения". Многих же врагов, восставших на их отечество, на сербскую землю, они молитвами к богу, посрамив, отвратили» [12. С. 243].

Последние события в житие, написанным Феодосием, это - перенесение мощей святого Саввы в монастырь Милешева и описание его явления во сне «стар-цю богобоязниву» с просьбой перенести мощи вне церкви, что и было сделано с телом святого, которое оказалось нетленно. После ремарки, что «многие чудеса, осенением святого духа от святых мощей» происходили и краткого сообщения об исцелениях расположен приведенный выше текст, за которым следует сообщение о том, что мощи св. Симеона находятся в Студенице, а мощи св. Саввы -в Милешеве, а также моление от имени «нас», в котором святые «в жизни и после смерти дивные» воспринимаются как защитники от земных врагов и ходатаи перед богом.

Это описание чуда - единственный новый сюжет в житии Феодосия в сравнении с житием Доментиана. Судя по месту его расположения, оно было приписано к основному корпусу текста, который, так или иначе, следует хронологии событий, описанных предшествующим агиографом. Такое расположение эпизодов может быть объяснено посмертным характером чуда, причем произошедшего в отличие от чуда с Неофитом, описанного у обоих авторов [12. С. 240; 13. С. 422424], уже после перенесения мощей в Милешеву. Отсутствие описанного события у Доментиана говорит о том, что оно произошло уже после 6751 г. (1242-1243)5 и даже, скорее всего, после 6773 г. (1264 г.) [14. С. 117], когда Доментиан закончил свое житие св. Симеона, где также нет упоминания об этом чуде. И, наконец, сам двойной характер чуда, которое совершается двумя святыми, и отдельное упоминание о монастырях, где находятся их мощи, как кажется, является закономерным развитием мысли, высказанной у Доментиана, так описывающего перенос мощей св. Саввы: «(Сава) идет к великому чудотворцу и чедолюбцу честному отцу Симеону и новому мироточцу [...], чтобы они оба вместе защищали свое отечество» [13. С. 426].

Иными словами, идея объединения двух святых как защитников своего отечества была высказана еще у Доментиана, и развита Феодосием, описавшим, как

3 О соотношении житий Феодосия и Доментиана см. [8]. Сравнивая сообщения Феодосия и Доментиана о Византии и Латинской империи, М. Динич пришел к выводу, что в отличие от Доментиана, Феодосий писал свое произведение после отвоевания Византийской империи у латинян в 1261 г. О других источниках произведений Феодосия см. также [9].

4 Авторство Феодосия устанавливается на основе акростихов [10] или рукописной традиции [11].

5 МЛ. Динич [8], считает, что для жития св. Саввы более точной является датировка 1252-1253 гг.

именно свв. Симеон и Савва защищают сербскую землю. Об этом говорит также и сходство фраз у Доментиана («оба теплые помощники защищают свое отечество») и Феодосия («отечество же свое оба вкупе Симеон, преподобный и всесвя-щенный Сава, к богу молитвами сербскую землю утверждают»).

Из всего вышесказанного следует, что автором описания данного чуда является Феодосий, который, развивая мысль, уже высказанную у Доментиана, добавил его к тексту жития св. Саввы, являющегося своеобразной переработкой текста Доментиана. Само же чудо в реальности «имело место» после 1263 г., и, возможно, связано с событиями осады Печи болгаро-татарским войском в 1290 г.6, которое описывается также у современника Феодосия архиепископа Данило как разгромленная, благодаря чуду огненного столпа и заступничеству свв. Симеона и Саввы:

«Бог великое знамение страха явил им молитвами угодников своих, святого Симеона и Савы и архиерея христова Арсения, лежащего здесь, в доме святых Апостолов, [...] великий столп огненный, сходящий с небес, [...] и принявших образ огненных мужей, и также имевших в руках своих оружие [...] пожинавших полки их ...» [17. С. 117].

Однако возвратимся к тексту описания чуда самим Феодосием, который состоит из двух частей. В первой сообщается, что святые блюдут отечество от вражеского нашествия, а сербский престол от попадания в руки иноплеменников, являясь гарантами законности престолонаследия. Во второй же части описано само чудо: явления перед сербским войском конных ангелов в виде свв. Симеона и Саввы в монашеской и епископской одежде, отвращающих врагов. Собственно, сама функция защиты сербской земли от нападения иноплеменников и помощи в сохранении престола/легитимации власти уже присутствовала в житии св. Симеона. Так, в феврале 1207 г. [18] сын и агиограф св. Симеона Стефан Первовенчанный, как он сам о том сообщает в житии [19. С. 72-74], просит св. Савву перенести мощи их отца в Сербию как палладий страны в связи с нападением «иноплеменников», причиной которого был мятеж старшего брата, великого жупана Вукана, обойденного Симеоном Неманей при передаче престола Стефану. И в дальнейшем, судя по описаниям чудес в житии, созданном Стефаном Первовенчанным, мощи св. Симеона воспринимались, как своеобразный палладий сербского государства, а он сам играл роль защитника отечества. Теперь же у Феодосия свое отечество и войско защищают оба святых, чей сдвоенный культ приобрел большую популярность при короле Милутине [20].

Схожая функция, защита родного города или армии, является одной из основных для явлений конных святых воинов. Как можно понять из агиографических текстов, святые воины чаще всего появляются верхом в нескольких случаях: битва с чудовищами или нечестивыми царями, спасение из плена или из рук врагов и защита города или армии. Безусловно, в средневековой агиографии присутствуют и другие случаи, при которых святые ездят верхом. Так, они могут изображать царских чиновников (св. Евстратий

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком