научная статья по теме К ИСТОРИИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИЗ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА В МОСКВУ В 1918-1929 ГОДАХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ПЕРЕДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИЗ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА В МОСКВУ В 1918-1929 ГОДАХ»

УДК 94(47).084.6

VALERIIYULEVICH GESSEN

Candidate of Economic Sciences.

196233, Russian Federation, Saint Petersburg, Zvezdnaya11/2, 140.

E-mail: gessen27@mail.ru

OLGA ANATOL'EVNA IGNATOVA

Researcher, State Hermitage.

195279, Russian Federation, Saint Petersburg, Entuziastovpr., 20/1, 145.

E-mail: ignatova.hermitage@gmail.com

The history of removing of artistic treasures from Petrograd-Leningrad to Moscow in 1918-1929

This article continues the series of publications based on archive data devoted to the history of removing of artistic and historical treasures from population by Bolsheviks after October 1917. It examines the issues connected with relationships between leaders of Moscow Narcompros and Petrograd organizations, which registered removed treasures, estimated them and sent to the state storages. There were statements for searching the permanent and temporary storages in Petrograd in order to detect objects that could be removed to Moscow museums. They also wanted to take a great part of property taken from individuals and organizations. Especially intensified treasure sending to Moscow were in 1924 and then after 1925, when State museum fund was being brought to the end. Attempts of some specialists to prevent removing of treasures were not successful. Even though treasures were sent from Petrograd to different destinations, analysis shows that Moscow was the main destination, and privileges were given to the most artistically and historically significant objects. The article briefly discusses the issues of re-evacuation of museum treasures from Moscow.

Keywords: Petrograd, Narcompros, Glavmuseum, artistic treasures, N.I. Trotskaya, expertise, collections of pictures, State museum fund.

ВАЛЕРИЙ ЮЛЬЕВИЧ ГЕССЕН

Кандидат экономических наук.

196233, Санкт-Петербург, Звездная ул., 11, корп. 2, кв. 140 Тел.: 8 (812) 382-62-70, e-mail: gessen27@mail.ru

ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА ИГНАТОВА

Младший научный сотрудник, Государственный Эрмитаж.

195279, Санкт-Петербург, пр. Энтузиастов, 201, кв. 145.

Тел.: 8 (812) 495-71-72, e-mail: ignatova.hermitage@gmail.com

Настоящая статья является продолжением публикаций по истории изъятия большевиками художественных и исторических ценностей у населения после октября 1917 г., выполненных на основе использования архивных данных. В ней рассматриваются вопросы, связанные с изучением взаимоотношений руководителей столичного Наркомпроса и Петроградских организаций, занимавшихся регистраций изъятого, его оценкой и направлением в государственные хранилища. Имелись директивные указания по обследованию постоянных и временных хранилищ Петрограда с целью выявления предметов, подлежащих вывозу в московские музеи. Претендовали они и на существенную часть имущества, изъятого у частных лиц и в учреждениях. Особенно усиленные отправки ценностей в Москву производились в 1924 г. и затем после 1925 г, когда завершалось существование Государственного музейного фонда. Попытки отдельных специалистов воспрепятствовать вывозу ценностей успеха не имели. Произведенный анализ показал, что хотя ценности из Петрограда вывозили по различным направлениям, в Москву это делалось в подавляющей степени, причем преимущество давалось предметам наиболее значительным в художественном и в историческом отношении. Кратко о вопросах реэвакуации музейных ценностей из Москвы.

Ключевые слова: Петроград, Наркомпрос, Главмузей, художественные ценности, Н.И. Троцкая, экспертиза, собрания картин, Государственный музейный фонд.

К истории передачи художественных ценностей из Петрограда-Ленинграда в Москву в 1918-1929 гг.

Настоящая статья является непосредственным продолжением публикаций материалов по теме, которая соответствует названию первой статьи по ней, напечатанной в этом журнале, «Культурная революция по-большевистски в Петрограде-Ленинграде (октябрь 1917-1929)» [1, с. 88-92, с. 77-94]. В ней был представлен общий обзор основных рассматриваемых вопросов. В следующей статье, относящейся к этой теме - «К истории вещественных свидетельств культуры в Ленинграде: их потери в 1928-начале 1930-х» [2, с. 90-102] был рас-

смотрен один из наиболее губительных для культуры этого города эпизодов: вторичное изъятие художественных и исторических ценностей, когда оно происходило уже не от владельцев, а из мест хранения этих ценностей, в данном случае из Русского музея. Причем, направлялись они главным образом в Москву.

В этих статьях уже было сказано, что в середине 1917 г. решением Временного правительства была образована Художественно-историческая комиссия при Зимнем дворце для эвакуации ценностей, которая,

согласно распоряжению Правительственного комиссара по делам музеев и охране памятников искусства и старины от 18 июля 1918 г., была преобразована в Комиссию с таким же названием [3, 14]. Но уже 15 ноября этого же года, в соответствии с новым распоряжением, Комиссия стала Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины - сокращенно «Отдел», подчиненном Наркомпросу [3, 7]. После большевистского переворота в 1917 г художественные ценности изымались из дворцов, особняков, квартир частных лиц, государственных учреждений различного вида. Они направлялись на склады Комиссии, а потом «Отдела». Последний с 1922 г. стал Петроградским, потом - Ленинградским отделением Государственного музейного фонда (ПО и ЛО ГМФ). Тогда власти стремились в первую очередь удовлетворить потребность в реквизируемых художественных ценностях петроградских музеев - Эрмитажа, Русского и ряда других. Значительный их объем направлялся, как уже сказано, в музеи Москвы, а так же многих провинциальных городов.

В данной статье особое внимание обращено на взаимоотношения указанных петроградских органов с московским руководством: Наркомпросом в целом и особенно с находившимся в его составе Главмузеем, которому был подчинен Центральный Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, которые, что мало кому известно, в течение десяти лет - с 1918 по 1927 гг - возглавляла Наталия Ивановна Седова-Троцкая, жена Л.Д. Троцкого1. Конечно, она (особенно с 1923 г., когда стала руководителем Главмузея) проводила во всех вопросах большевистскую линию, отстаивала интересы московской верхушки. Однако имелось немало фактов, свидетельствующих о том, что она обеспечила сохранность многих собраний художественных и исторических ценностей России. Впрочем, это отдельная тема.

1. Отношения петроградских организаций с московскими руководителями в 1918-1923 гг.

Отношения «Отдела», а потом ЛО ГМФ, с московским руководством строилось на безусловном выполнении всех получаемых указаний, которые в основном базировались на положениях декрета СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся в ведении частных лиц, обществ и учреждений». Их владельцы обязывались в срок не более месяца представить сведения о них в указанные органы, находившиеся в Москве и Петрограде, а на местах -в губернские отделы народного просвещения.

И результатом этих взаимоотношений во многих случаях были отправки из Петрограда-Ленинграда художественных ценностей в Москву, причем в определенной степени не только изъятых у владельцев после 1917 г., но и находившихся в музеях до этого. Требования о них имели место еще до этого декрета, причем в таких масштабах, что даже правительственный комиссар по музеям Г.С. Ятманов в июле 1918 г. осмелился выразить возмущение по поводу только еще начавшегося перевоза в Москву из Петрограда художественно-исторических сокровищ [4, л. 9]. Так, по полученной телеграмме, подписанной Н.И. Троцкой, следовало отправить в Москву картину И.И. Левитана «Тихая обитель» [5, л. 10]. В связи с этим эксперт «Отдела» С. Эрнест был направлен на ее осмотр в антикварный магазин, принадлежавший В. Чекато (Загородный пр., 32, кв. 2). Как он писал в отчете, «эта картина является подлинной работой Левитана, написанной в 1890 г. В 1892 г. он исполнил вариант этой картины, более сильный по живописи, находившийся в собрании В.В. Ратькова-Рожнова» [5, л. 11]. Руководство находившейся в Петрограде Художественной

комиссии 22 октября 1918 г писало начальнику станции Петроград Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги: «Ввиду поступившего требования от председательницы Комиссии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Н. Троцкой о немедленной высылке в Москву картины Левитана "Тихая обитель", находящейся в настоящее время в распоряжении владельца антикварного магазина Варфоломея Чекато, просим Вас оказать содействие ему в отправке без замедления в Москву пассажирской скоростью означенной картины, упакованной в ящик. За пред. Комиссии В. Суслов» [5, л. 12]. Трудно сказать, почему в столь сложное время потребовалась в Москве одна картина, причем именно эта. Удовлетворяла вкус какого-то нового руководителя?

5 декабря 1918 г сотруднику Е.Н. Погожеву было поручено, согласно телеграмме Н.И. Троцкой, «осмотреть художественные ценности, принадлежавшие ранее князю Гагарину, и находящиеся ныне на складах Голуменова» (Садовая ул., 47), вскрыть их и вывезти в кладовые Отдела» [6, л. 5]. Этот сотрудник писал в отчете, что ценности Гагарина были смешаны с вещами других владельцев. Вещи обиходные были уже реквизированы по мандатам разных учреждений. Значительное число художественных предметов вывезено на склад «Отдела» [6, л. 7]. Ему было поручено осмотреть конфискованные вещи, находящиеся на складах, выделить представляющие музейную ценность [6, л. 6]. Видимо, вещи Гагарина, вызвавшие столь значительный интерес в Москве, уже найдены не были.

25 июня 1919 г. в Отдел по охране Петрограда из столицы было направлено указание, что ценности, находящиеся в банковских сейфах, должны быть направлены в Москву, в Отдел кредитных билетов (Рыбный пер., 3) [7, л. 4]. Причем, в виду срочности вывоза содержимого сейфов, описи вещей не должны составляться [7, л. 5]. Предложено осматривать и описывать их содержимое уже в Москве по его прибытию туда [7, л. 5]. Таким образом, этот вывоз, который сам по себе нельзя не оцениват

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком