научная статья по теме К ИСТОРИИ ПУБЛИКАЦИИ НАСЛЕДИЯ М.Ф. РАЕВСКОГО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ПУБЛИКАЦИИ НАСЛЕДИЯ М.Ф. РАЕВСКОГО»

щ

Славяноведение, № 5

© 2015 г. И.В. ЧУРКИНА, З.С. НЕНАШЕВА

К ИСТОРИИ ПУБЛИКАЦИИ НАСЛЕДИЯ М.Ф. РАЕВСКОГО

Архив М.Ф. Раевского содержит большой материал по истории русско-славянских культурных, научных и политических связей в 40-80-е годы XIX в. Его публикация явилась плодом сотрудничества русских, сербских, словацких, чешских ученых.

The archive of Mikhail Raevsky contains big material to the history of the Russian-Slavic cultural, scholarly and political ties in the 1840s - 1880s. Its publication was the product of cooperation of the Russian, Serbian, Slovak and Czech scholars.

Ключевые слова: М.Ф. Раевский, архив, славяне, культурные связи.

Keywords: Mikhail Raevsky, archive, Slavic peoples, cultural ties.

В настоящее время трудно себе представить исследователя русско-славянских связей 40-80-х годов XIX в., который бы не знал имя Михаила Федоровича Раевского (1811-1884) и не пользовался материалами его архива. Причем надо четко осознавать, что, в буквальном смысле слова, архив Раевского как цельное собрание всех свидетельств его деятельности не существует. Коллекция бумаг, собрание книг, огромная переписка с большинством известнейших деятелей славянского мира, представителями российской интеллектуальной элиты хранятся в разных архивах, рукописных хранилищах, учреждениях в России и за рубежом1.

Популярность М.Ф. Раевского в середине XIX в. вплоть до его смерти среди зарубежных славян была значительной. За время пребывания в Вене многие политические деятели из австрийских славян, русофильски настроенные студенты, священники, горожане и даже крестьяне прямо или опосредованно вступали в контакт с Михаилом Федоровичем. Раевский вел обширную переписку со славянскими национальными деятелями, которые обращались не только лично к нему, но и через него к русским ученым и общественным деятелям, к российским дипломатам и чиновникам Министерства народного просвещения.

Именно на вторую половину XIX в. падает пик развития русско-славянских связей. Причиной этого было разочарование после Крымской войны русских властных структур и общественных кругов в возможности союзных отношений с европейскими странами, а также рост национального движения у славянских народов, находившихся под чужеземной властью. «Очевидно, - указывается в предисловии к сборнику "Зарубежные славяне и Россия" (М., 1975), - что условия и обстоятельства, классовая структура общества, степень его развития были различны у отдельных славянских народов Габсбургской и Османской империй, Сербии и Черногории. Существовало различие и в отношении международных условий, в которых развивалась их борьба за национальные права и свободу.

Чуркина Искра Васильевна - д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Ненашева Зоя Сергеевна - канд. ист. наук, доцент МГУ

1 На эту особенность наследия указал В. Матула (см. [1. С. 24-25]).

Но несмотря на это, национальные движения славянских народов объединял и общий интерес. Прочные связи, более многочисленные, чем когда-либо в их прошлом, связывали их между собой и всех их с русским народом и с политическими движениями, которые развивались в их среде все более интенсивно» [2. С. 8]. В укреплении культурных и политических связей между Россией и славянами огромную роль играл М.Ф. Раевский.

Он родился 18 июня 1811 г. в Арзамасе в семье священника, закончил духовную семинарию в Нижнем Новгороде, затем - Санкт-Петербургскую духовную академию. Обучение в ней он завершил в 1833 г., получив степень кандидата богословских наук. Здесь он изучал помимо богословских наук философию, общую гражданскую историю, историю словесности, а также языки - греческий, еврейский, французский, немецкий. За время пребывания в Габсбургской монархии он овладел всеми славянскими языками, а на сербском языке не только мог вести богослужение, но и переписывался с сербскими корреспондентами. В 1834 г. Раевский был назначен священником православной церкви русского посольства в Стокгольме в Швеции. С этих пор он перешел в подчинение наряду со Святейшим Синодом и к Министерству иностранных дел России. Во время пребывания в Стокгольме помимо служебной деятельности он занимался изучением системы шведского образования, освоив шведский язык. За десять лет службы в стране он написал четыре статьи о начальном, среднем, высшем образовании этой страны. Они были опубликованы в «Журнале Министерства народного просвещения», а затем переведены и напечатаны в немецкой прессе.

В 1842 г. Раевский был переведен в Вену, куда прибыл только в 1843 г. С тех пор до самой своей кончины 2 мая 1884 г., за неделю до празднования пятидесятилетнего юбилея своей священнической деятельности, он жил в этом городе.

Раевский приехал в Вену накануне революции 1848-1849 гг., когда во всех славянских землях Австрийской империи бурно развивалось национальное движение, у многих славян находившееся еще на стадии просветительства. Отец Михаил практически сразу же установил связи со славянскими будителями. Думается, что это произошло не без согласия российского посольства. Особенно тесные контакты возникли у него с чешским славистом-филологом, библиотекарем Национального музея, членом-корреспондентом Российской академии наук (с 1840 г.) Вацлавом Ганкой (1791-1861), который называл себя неофициальным консулом России в Праге. Кроме того, Раевский познакомился с хорватами - лидером иллирского движения Л. Гаем и будущим епископом Й.Ю. Штросмайером, с сербами - выдающимся филологом В. Караджичем и митрополитом Й. Раячи-чем, со словенскими учеными Е. Копитаром и Ф. Миклошичем. Дружеские отношения у него сложились со словацким поэтом, известным деятелем словацкого возрождения Л. Штуром с такими просветителями словацкого происхождения, как поэт Я. Коллар и историк П.Й. Шафарик.

До революционных событий Раевский уже был знаком с рядом русских влиятельных лиц. В 1847 г. в Вене с визитом находилась великая княгиня Елена Павловна, жена младшего брата императора Николая I Михаила. Она занималась благотворительностью, позднее активно участвовала в подготовке крестьянской реформы. Именно при ее содействии в Редакционные комиссии были введены Н.А. Милютин и славянофилы князь В.А. Черкасский и Ю.Ф. Самарин [3. С. 116— 118]. В Вене Елена Павловна познакомилась с Раевским, была тронута его вниманием, особое впечатление на нее произвело его богослужение. Она удостоила Раевского награды - наперсным крестом и в дальнейшем также оказывала ему покровительство. Это было связано и с тем, что она проявляла интерес к славянам, особенно со времени Крымской войны (1853-1856) [4. С. 50-51].

Еще более важной для Раевского стала его встреча в Вене с графом Дмитрием Николаевичем Блудовым (1786-1864) и его дочерью Антониной (1812-1891). Граф Блудов занимал высокие должности при Николае I: в 1831-1838 гг. он был 76

министром внутренних дел, а в 1839-1861 гг. являлся главноуправляющим Второго отделения Собственной его императорского величества канцелярии и председателем Департамента законов Государственного совета. Блудов был близок со славянофилами. А.И. Кошелев прямо указывает, что добиться издания славянофильского журнала «Русская беседа» удалось только с помощью графа Блудова [5. С. 85-86]. Полностью разделяла взгляды своего отца А.Д. Блудова, камер-фрейлина императрицы. В 1850-е годы она стала для Раевского самым конфиденциальным корреспондентом, через нее он выходил на правительственные круги России. В начале 1850 г. Раевский признавался ей: «Радуюсь я и за себя, что в Вас нашел особу, которая много может помочь мне в моем положении» [6].

Уже накануне 1848 г. Раевский приобрел авторитет у славянских политиков: в числе русских, приглашенных на славянский съезд в Праге, его имя стояло на первом месте. Но Раевский предпочел в начале июля уехать в отпуск на четыре месяца в Россию. В Вену он вернулся только в начале ноября 1848 г. и с этих пор стал посылать записки о состоянии дел в австрийских землях графине Блудовой. Вместе с ней Раевский организовал в России сбор средств для пострадавших во время сербо-венгерской войны сербов. «При активном его содействии, - указывается в "Кратком очерке службы и заслуг протоиерея М.Ф. Раевского", - восстановлено и устроено там 47 православных церквей, более 60 церквей снабжено утварью и церковными книгами, восстановлено несколько народных школ» [7. С. 27].

В 50-60-е годы XIX в. Раевский занимался активной посреднической деятельностью, передавал книги и письма русских и славянских ученых друг другу. Его услугами пользовались русские слависты О.М. Бодянский, А.С. Будило-вич, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.Ф. Гильфердинг, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, Н.А. Попов, И.И. Срезневский и др., а также славянские ученые Д. Даничич, А.В. Духнович, В. Караджич, К. Кузманы, М. Маяр, Ф. Миклошич, В. Ягич и др.

В середине 1850-х годов Раевский познакомился со славянофилами, а с 1860 г. он стал членом Московского славянского благотворительного комитета и его агентом в Габсбургской монархии. Его деятельность заметно расширилась. Она распространилась и на соседние с Австрийской империей земли: полузависимые от Оттоманской империи Сербию и Черногорию, а также на Боснию и Герцеговину, остававшиеся под властью османов.

Как и прежде, Раевский находился в подчинении Синода и Министерства иностранных дел, выполнял поручения этих ведомств. Однако не менее существенной, по душевной потребности, была работа в пользу Московского славянского благотворительного комитета, хотя это иногда и приводило к служебным неприятностям. «Надо было иметь очень большой такт, чтобы пробираться между этими Сциллой и Харибдой, и следует признать, что Раевский обладал им в полной мере» [2. С. 9]

1860-е годы - время наиболее интенсивной деятельности Раевского. В это время русское правительство проводило два крупных мероприятия - празднование тысячелетия России (1862) и Всероссийскую этнографическую выставку в Москве (1867). Эти события призваны были укрепить как у российского народа, так и у славян гордость за достижения России, веру в ее великое предназначение, поколебленные после поражения в Крымской войне.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком