научная статья по теме К истории распространения и утверждения ислама среди адыгов до начала XIX в Философия

Текст научной статьи на тему «К истории распространения и утверждения ислама среди адыгов до начала XIX в»

З.А. Цеева

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского государственного университета*

К истории распространения и утверждения ислама среди адыгов до начала XIX в.

Эпоха распространения и утверждения ислама среди адыгов (черкесов) - особый и весьма значимый период в истории этноса, растянувшийся не менее чем на четыре столетия. Исламизация населения Черкесии была инициирована внешнеполитическими интересами Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе. Однако, по сути, исламизация являлась процессом взаимодействия мусульманской культуры с традиционной адыгской. Распространение ислама в Черкесии могло стать фундаментом для прочной ориентации адыгских владетелей на политику Османской империи в Кавказском регионе, к чему османы стремились не одно столетие.

Есть сведения, что ислам проник в Северо-Кавказский регион еще в домонгольскую эпоху1. Во второй половине XIII в. в Золотой Орде, распространившей свою власть на земли Северного Кавказа, ислам был принят в качестве официальной религии. Мы не располагаем достоверными фактами об исламизации адыгов в эпоху Золотой Орды. Однако можно предположить, что могла быть исламизирована та часть черкесской правящей элиты, которая оказалась в политической зависимости от этого государства. Однако, на наш взгляд, вряд ли Золотой Ордой предпринимались серьезные усилия для исламизации адыгов. Так, широко известно, что ордынские ханы не покушались на религиозную идентичность русских княжеств, попавших под их владычество.

Представляется более правдоподобным, что активные попытки исламизации адыгов предпринимались позднее, уже после распада Золотой Орды. Имеется немало достоверных сведений, что именно Крымское ханство и Османская империя были ближайшими к Кавказу мусульманскими государствами, откуда исходил достаточно мощный вектор исламизации. В период с конца XV в. до начала XIX в., когда шел целенаправленный процесс обращения адыгов в мусульманскую веру, ситуация в сфере духовной культуры в черкесских землях характеризовалась религиозным синкретизмом, выраженным в наслоениях политеистических верований и элементов христианского

* Цеева Зарема Арсеновна, e-mail: zarema.tseeva@yandex.ru

1 Авксентьев А. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984. С. 25-26.

культа2. Подобная зыбкость религиозных представлений могла стать благодатной почвой для распространения мусульманского вероучения на всем пространстве исторической Черкесии.

Известно, что уже к середине XVI в. некоторая часть адыгов была

о

исламизирована3. Очевидно, не все адыги принимали новую религию добровольно. Так, по сведениям русского историка П.П. Короленко, распространение ислама началось после взятия османами в последней четверти XV в. Каффы и других генуэзских городов Северного Причерноморья. Именно тогда христианские миссионеры прекратили религиозную пропаганду в регионе, а их сменили мусульманские проповедники. Активное участие в этом процессе принимали правители Крымского ханства. Особенным рвением отличался хан Шах-Абас-Гирей, который во второй половине XVI в. отправился со своим войском к закубанским адыгам, где татары, насаждая новую веру, карали непокорных адыгов, разоряя их жилища4.

Уже в следующем столетии итальянский автор Дж. Лукка отмечал, что большая часть адыгов - мусульмане, а другая часть придерживается православного христианства5. Во второй половине XVII в. Я. Стрейс писал, что кабардинцы считают себя мусульманами, хотя на самом деле они не более чем язычники6.

Турецкий автор XVII в. Э. Челеби сообщает, что кабардинцы незадолго до его путешествия на Кавказ (в правление крымского хана Мухаммед-Гирея и благодаря его усилиям) удостоились «чести приобщиться к исламу», и в Кабарде появились кадий и имамы. Но, несмотря на это, Э. Челеби не был вполне уверен в прочности позиций новой веры в Кабарде7.

Представление о религиозной ситуации в Черкесии в начале XVIII в. дают сведения побывавшего на Западном Кавказе французского дворянина А. де ла Мотрэ. Он писал: «Те [адыги], которые живут ближе к московитам, придерживаются греческой религии; соседи татар и персов - магометане, а те, которые живут посредине страны, - язычники, или, чтобы быть более точными, они все таковы, так как первые только смешивают некоторые черты московитской или магометанской веры со своими языческими обрядами, причем у них отмечается очень мало заимствованных обрядов и почти полное отсутствие веры»8.

2

Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность. Ростов н/Д., 2002. С. 45.

3 Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Труды Института этнографии. Новая серия. Т. LI. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959. С. 234.

4 Короленко П.П. Записки о черкесах (материалы по истории Кубанской области) // Кубанск. сб. Екатеринодар,1909. Т. XIV. С. 318.

5 Лукка Дж. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин, Жанна де Люка, монаха доминиканского ордена // АБКИЕА. С. 70-72.

6 Стрейс Я. Три путешествия // АБКИЕА. С. 102.

7 Челеби Э. Книга путешествия. Вып. 2. М., 1979. С. 84-85.

8 Ла Мотрэ А. де. Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку // АБКИЕА. С.130.

Французский автор подчеркнул, что религиозная принадлежность адыгов могла определяться кругом внешних связей, например, с Русским государством, Крымским ханством и Османской империей. Отсутствие же активных контактов с другими народами могло способствовать устойчивости собственных религиозных верований. Таким образом, можно утверждать, что на определенном историческом этапе структура религиозных представлений этноса может быть связана с уровнем развития внешнеполитических контактов, которые могут серьезно повлиять на формирование этнопсихологических стереотипов9.

Чужеземцы, как правило, описывали религиозную ситуацию лишь в той части Черкесии, которую они посетили. При сравнении синхронных источников различного происхождения становится очевидно, что в одно и то же время различные адыгские общества могли быть последователями разных религий. Те же адыги, которые считали себя последователями монотеизма (христианства или ислама), никогда не следовали ни ортодоксальному христианству, ни нормативному исламу. Монотеистические представления всегда теснейшим образом сплетались с языческими верованиями. Отсутствие централизованного государства, а значит, и жесткого контроля за населением со стороны

религиозных институтов сделало возможной подобную мозаичность

10

религиозных доктрин и культов10.

Считается, что наиболее активно ислам начали распространять среди адыгов в XVIII в. Для властей Османской империи исламизация адыгов стала одним из направлений внешней политики государства. «Огнем и мечом» ее проводили в жизнь крымские ханы. В это время христиане целенаправленно и жестоко преследовались: под страхом смерти запрещались христианские богослужения, сжигались церковные книги, христианские священники (шогены) были уничтожены. Крымскотатарское войско, принесшее ислам в земли кабардинцев, пребывало там несколько лет11. Введение новой религии сопровождалось разорением хозяйства, уводом в рабство множества женщин и детей и

Л о

беспощадным истреблением населения12.

Из источников явствует, что исламизация адыгов была сложным, длительным и болезненным процессом. Этот путь прошли многие народы, по тем или иным причинам менявшие религиозные ориентиры, поскольку для более или менее значительного распространения, новой религии нужны определенные социально-экономические и политические условия. Это тем более важно, если новое вероучение претендует на статус господствующей формы идеологии.

9 Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа). СПб.,1998. С. 131-132.

10 Там же.

11 Ногмов Ш. История адыгейского народа. Майкоп, 1994. С. 79-80.

12 Каменев Н. Бассейн Псекупса // Кубанские войсковые ведомости. 1867. № 27.

Любая религия, внедряемая среди народа извне, является внешним импульсом. Поэтому для победы новой веры крайне важно, чтобы этот внешний импульс органично воспринимался культурой этноса-реципиента и интегрировался в нее. Во многом будущее внешнего импульса связано с тем, насколько он соответствует тенденциям внутреннего развития той культуры, в которую внедряется инновация. По крайней мере изменения не должны противоречить логике культурного развития этноса-реципиента. Кроме того, для судьбы внешнего импульса значимо и то, насколько он совпадает с векторами этноинтегрирующих и этнодифференцирующих сил внутри этноса. Также важно, каким образом складывается отношение к внешнему импульсу у различных социальных групп этноса, воспринимающего инновацию, и каково их соотношение в обществе. При этом все названные факторы вместе с целым рядом других, как правило, не выступают изолированно, а тесно взаимодействуют друг с другом. Конечный результат определяется особенностями такого взаимодействия

В ряде источников как раз отмечается, что религиозная принадлежность черкеса могла быть связана как с его социальным статусом, так и с внешнеполитическими ориентирами правящей элиты того общества, к которому он принадлежал. В ситуации политической разобщенности и феодальных междоусобиц некоторые черкесские аристократы стремились опереться на военную поддержку крымцев или османов в противостоянии со своими соперниками. В такой обстановке ислам мог выступать в качестве орудия политической борьбы. Обращаясь в мусульманство, черкесское дворянство вынуждало

Л Л

исламизироваться своих крепостных крестьян'4. По мнению ряда отечественных авторов, ислам сначала сделался религией адыгской

феодальной элиты, в то время как простонародье придерживалось

- 1е;

доисламских верований'5.

Так, известно, что натухайские и шапсугские дворяне помогали крымским ханам Кази-Гирею и Девлет-Гирею обращать адыгов в ислам. «Боязнь лишиться мирских благ, доставляемых торговыми отношениями с Турцией, и утратить влияние на народ, заставило дворян не только оставить х

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком